День, когда была открыта Антарктида. Когда была открыта антарктида?

В конце пятнадцатого века произошло необычное событие. Чтобы избежать территориальных споров, земля загадочной Антарктики была разделена между Испанией и Португалией. В то время две морские сверхдержавы поделили планету на сферы влияния и не оставили без внимания все еще неисследованную Антарктиду.

Великая матерая земля 200 лет назад русские открыли Антарктиду. Почему в Америке до сих пор сомневаются в этом?

Ровно двести лет назад российская исследовательская экспедиция открыла последнюю неизвестную большую страну. Очень большой, очень холодный и покрытый вечным льдом. «Земля-матушка», — сказали русские моряки, зарисовали ее и нанесли на морские карты, завершив эпоху великих географических открытий. Как это произошло, есть ли претенденты на наше господство, зачем нам нужна Антарктида и как Россия отметит важное двухсотлетие, читайте в статье на Lenta.ru.

Событие действительно важное. Недаром наступающий 2020 год объявлен в России Годом Антарктиды. Есть даже специальный указ президента Владимира Путина (от 20 октября 2015 года, номер 2156). Празднования уже начались. 8 декабря, с опозданием на день из-за шторма, два крупнейших российских парусника, «Седов» и «Крузенштерн», отплыли из Калининграда к далекому замерзшему континенту. Ранее фрегат «Паллада» отплыл из Владивостока, чтобы присоединиться к ним. Два из трех российских парусников, «Седов» и «Паллада», должны совершить кругосветное плавание, частично повторяя маршрут парусников «Восток» и «Мирный» двухвековой давности. Проект называется «Паруса мира», и его реализация займет более года.

Видео.

Кук в Антарктиду не верил

Долгое время Южный полюс и окружающие его моря были совершенно недоступны для человека. Незнание породило легенды, которые были еще более странными.

Что находится в самой южной точке мира? Там что-то было? Или отважный исследователь был сбит на краю земли, и никто не знал, где именно.

Даже древние греки предполагали, что где-то далеко-далеко, на юге Вселенной, есть значительные запасы неизвестной земли. Согласно древнегреческой логике, Евразия должна была находиться в равновесии с большим континентом под ней, чтобы Земля не упала. Отсюда и греческое название «Антарктида», что означает «за Арктикой».

Для образованной Европы греки не были проводниками. Европейцы считали, что землю поддерживают три слона (по другой версии, три кита), уютно расположившиеся в панцире большой черепахи.

Ледяные поля Антарктиды

Со временем человечество взрослело, мудрело и изобретало новые средства передвижения, с помощью которых оно постепенно знакомилось с доставшейся ему в наследство планетой и уходило все дальше и дальше на юг от своей малой исторической родины.

Однако долгое время никому не удавалось обнаружить загадочный южный континент.

Известно, что Куку пришлось искупить свою гордыню, когда его съели аборигены Кеалакекуа. Несмотря на этот конфуз, авторитет капитана Кука остался настолько неоспоримым, что следующие полвека никто не предпринимал новых попыток найти южный континент. Кроме того, картографы перестали наносить на карту землю в районе Южного полюса, которая, как считалось, всегда там находилась.

Но русские моряки были не такими, чтобы поверить словам англичанина, даже Кука. Изучив и исследовав все досконально, они пришли к выводу, что «тяжелый лед, окружающий Южный полюс, исходит от великой Матери-Земли». Чтобы обеспечить это, было решено отправить научную экспедицию в южнополярные воды.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» в Антарктиде

Русские решили убедиться

План экспедиции был составлен известными военно-морскими учеными И.Ф. Крузенштерном, О.Е. Коцебуэ и Г.А. Сарычевым. Было решено одновременно снабдить две экспедиции и отправить их в противоположные части света.

В Арктику отправились «Открытие» и «Благонамеренный», в Антарктику — «Мирный» и «Восток».

Фаддей Беллинсгаузен

Капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен, участник первого русского кругосветного плавания (1803-1806), опытный моряк и картограф, часто отправлявшийся в дальние плавания, был назначен начальником антарктической экспедиции, а Михаил Лазарев, молодой офицер, ставший впоследствии адмиралом и важным флотоводцем, был назначен его помощником.

Почти все научные наблюдения в области географии, этнографии и естественных наук были возложены на офицеров корабля и единственного штатного ученого на борту — профессора Казанского университета Ивана Симонова. Художник Павел Михайлов (впоследствии академик живописи) должен был зарисовать пейзажи открытых экспедицией земель, туземцев, неизвестные доселе науке виды животных и растений, перенести на бумагу всевозможные необычные явления.

В июне 1819 года два специально оборудованных шлюпа, «Восток» и «Мирный», были готовы отправиться в очень долгое путешествие, а экипажи были набраны из добровольцев. Желающих отправиться в неизвестные моря было много — выбирали самых опытных и способных. Белингсгаузен командовал каботажным судном «Восток», а каботажным судном «Мирный» командовал Лазарев. Всего в миссии приняли участие 190 человек. 117 отправились на «Восток» и 73 — в Мирный.

Экспедиция была оснащена морскими и астрономическими приборами, а также различными средствами против велосипедистов. По пути в Англии (в Портсмуте) были приобретены новые хронометры и секстанты.

Михаил Лазарев

Один недостаток в подготовке лодок, который не раз ставил экспедицию под угрозу, заключался в том, что шлюпы сильно различались по своей летной годности.

«Мирный» был переоборудован из ледокольного транспортного судна, имел прочный корпус, который хорошо подходил для полярного плавания, но в то же время был очень медленным. Во время плавания она постоянно отставала от «Востока», которому приходилось убирать часть парусов, чтобы не оказаться слишком далеко впереди. Капитан «Мирного» Михаил Лазарев жаловался, что ему постоянно приходилось «подтягивать лонжероны, пока его товарищ нес очень маленькие паруса и ждал».

Быстрый и маневренный «Восток», в свою очередь, был не очень хорош в шторм и особенно при плавании во льдах. «Было довольно неприятно видеть, как двигаются части шлюпа, и слышать, как они скрипят», — отметил Лазарев в судовом журнале. Поэтому капитанам и командам кораблей приходилось прилагать большие усилия, чтобы не потерять друг друга.

Павел Лабутин, почетный гражданин Ленинградской области, депутат Законодательного собрания Ленинградской области. Фото: Татьяна Николаева

Плавающие ледяные горы

img_4575.jpg

Законодательная инициатива была поддержана участниками встречи и направлена в законодательные собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Если предложение будет принято, оно будет передано на рассмотрение Федеральному Собранию Российской Федерации.

  История Мелитополя. Мелитополь какая область украины?

Заседание Полярного комитета Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества. Фото Татьяны Николаевой

img-4569.jpg

На встрече также обсуждалась судьба атомного ледокола «Арктика» и идея создания парка «Патриот» в Кронштадте.

Атомный ледокол «Арктика» был построен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде и введен в эксплуатацию 25 апреля 1975 года. В 1977 году «Арктика» стала первым в мире надводным судном, достигшим географического Северного полюса.

Ледокол был разработан командами из более чем 400 ассоциаций и компаний, исследовательских и проектных организаций. Различные механизмы, узлы и агрегаты «Арктики» остаются эталоном качества.

С 2009 года, когда ледокол был выведен из эксплуатации, вопрос о его сохранении и присвоении статуса культурного наследия Российской Федерации поднимался снова и снова.

В августе 2012 года через интернет и специальные подписные листы был начат сбор подписей за сохранение «Арктики» как музея в Санкт-Петербурге.

Из-за габаритов ледокола его невозможно разместить на Неве в черте города Санкт-Петербурга и через мосты. Рассматривается возможность установки «Арктики» у берегов Кронштадта.

Индивидуальный ледокол «Арктика». Фото любезно предоставлено В. Боярским

russian_nuclear_icebreaker_arktika.jpg

В работе комитета приняли участие представители профессионального сообщества полярников: ученые, военные моряки и гидрографы, участники арктических и антарктических экспедиций, студенты морских институтов Санкт-Петербурга.

Фото: Татьяна Николаева

Только в XVI веке голландские исследователи всерьез занялись поисками Антарктиды. Богатая Индия и тропические острова Азии уже были открыты и колонизированы испанцами и португальцами.

Первые попытки найти Антарктиду

Другие европейские державы также хотели получить часть Азии. Они верили, что если пойдут дальше на юг, то смогут найти «южную глубинку», которая принесет больше золота и пряностей. Так голландцы достигли побережья Австралии и переправились в Антарктиду.

В 1770-х годах экспедиция под руководством англичанина Джеймса Кука отправилась исследовать недавно открытый «южный континент». Пройдя восточное побережье Австралии, Кук пришел в отчаяние — то, что ждало его там, было бескрайней дикой местностью, ни золота, ни пряностей. Более того, на юге маленькой Австралии он встретил лишь бесконечные льды.

Кук пришел к выводу, что Антарктиды не существует. С тех пор европейцы перестали осваивать южные земли.

Для плавания были снаряжены два шлюпа «Мирный» и «Восток». Шлюпы — это небольшие парусные суда, меньше фрегатов. Однако они также оснащены пушечным вооружением и обычно несут 20-24 орудия. Сначала шлюпы использовались в британском флоте, но позже они нашли применение и в других странах. Для первой российской экспедиции в Антарктиду шлюп «Восток» был построен британскими мастерами, а «Мирный» — российскими.

Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход

15 июля 1819 года, через несколько месяцев после письма адмирала Крузенштерна в Морское министерство, русская экспедиция Лазарева и Белингсгаузена отправилась из Кронштадта в Антарктиду.

Главная цель, которую Крузенштерн поставил перед руководителями экспедиции, заключалась в исследовании вод вблизи Южного полюса и открытии нового континента, если таковой существует.

Начиная с семнадцатого века, неизвестные южные земли постепенно исчезали с морских карт; судоходству нужны были точные карты, а не причудливые карты. На этих картах не было показано ни одной земли к югу от мыса Горн. Ходили лишь слухи о том, что около 1599 года голландский или испанский корабль обнаружил землю под мысом Горн примерно на 64° южной широты. Какая это была земля — Южные Шетландские острова или побережье Антарктического полуострова — и откуда пошли эти слухи, историкам до сих пор не удалось выяснить.

В 18 веке было несколько французских экспедиций в Южное полушарие. В 1738-1739 годах экспедиция под руководством Жана-Батиста Шарля Буве де Лозье обнаружила субантарктический материк на 54° ю.ш. Он был назван мысом Периметра (современный мыс Буве). Ив-Жозеф де Кергелен открыл архипелаг Кергелен на 49° ю.ш. Острова оказались пустынными и бесплодными и не представляли ни для кого интереса ни в военном, ни в экономическом отношении. В советское время наши научно-исследовательские и рыболовецкие суда заходили на острова Кергелен, чтобы пополнить запасы воды и продовольствия и вывести экипаж на твердую землю, но эти визиты в чужой порт не вызывали восторга у советских моряков, слишком удручающей была обстановка.

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

Первая целенаправленная экспедиция в Антарктиду была начата британским правительством в 1772 году. Командиром экспедиции был Джеймс Кук, который обогнул Северный Ледовитый океан и трижды пересек Южный полярный круг — в 1773, 1774 и 1775 годах. Кук достиг 71°10 северной широты в январе 1774 года. Джеймс Уодделл отправился дальше на юг в 1823 году, после открытия Антарктиды.

Дальше на юг Кук встретил ледяные поля, часто с айсбергами. Однако Кук никогда не утверждал, что обнаружил землю за Южным полярным кругом, и не описывал никаких ледяных структур, которые можно было бы считать материком Антарктиды. Вместо этого он написал в своем описании

Неудачные поиски

Антарктиду открыли не профессиональные полярники, а торговец Уильям Смит, капитан и владелец 200-тонного парусного судна, которое перевозило товары из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Вальпараисо (Чили) и обратно. Во время другого плавания весной 1819 года он зашел необычно далеко на юг в проходе Дрейка. На пути из Атлантики в Тихий океан парусным судам здесь приходилось закрывать люки против постоянного западного ветра, и Смит плыл дальше на юг, чем обычно. 19 февраля 1819 года он увидел берег, и не полоску континентального льда, а настоящий берег.

Это были Южные Шетландские острова, как их назвали позже. Смит не стал высаживаться на них, а продолжил путь в Чили, где по прибытии сообщил о неизвестной земле командующему британской королевской эскадрой на западном побережье Южной Америки, расквартированной в Вальпараисо. Потребовалось более шести месяцев, чтобы договориться с Адмиралтейством в Лондоне, и в декабре 1819 года Королевский флот поручил Смиту официально обследовать землю, которую Смит обнаружил десятью месяцами ранее.

  Мьянма страна где находится. Мьянма страна где находится?

Командовать экспедицией был назначен капитан Эдвард Брансфилд. Так в то время называли английских мореплавателей. Из-за своего звания, которое было выше прапорщика, но ниже лейтенанта, отчет Смита о новой земле не вызвал ажиотажа. Брэнсфилду дали в помощники двух мичманов и врача и отправили на корабль Смита для проверки его рассказа. Плавание прошло без происшествий; они высадились на одном из островов архипелага, который видел Смит, объявили его собственностью британского короля и сразу же отправились на юго-запад, не исследуя другие острова архипелага.

30 января 1820 года они увидели землю с несколькими высокими горами. Она называлась Землей Троицы и на самом деле была не островом, который видел Смит, а землей нового континента. Земля Троицы оказалась северной частью того, что сейчас является Антарктическим полуостровом.

Британская пресса сообщила об этом открытии в 1821 году, о нем написала «Литературная газета и журнал изящных искусств, наук и литературы», самая популярная лондонская газета того времени. Однако газеты писали об открытии Южных Шетландских островов, а не материка Антарктида. Только в 1825 году была опубликована карта, на которой была изображена Земля Троицы с «высокой заснеженной горой» на северном мысе. Дневник лейтенанта Пойнтера, который участвовал в экспедиции и описал береговую линию нового континента, был опубликован в 2000 году.

Купец Смит и мастер Брансфилд

За два дня до того, как Брансфилд заметил гору на Антарктическом полуострове, примерно в трех тысячах к востоку от него, экипажи вертолетов «Восток» и «Мирный» Российской антарктической экспедиции под руководством Белингсгаузена увидели точно по курсу ледники с континентальным шельфом на побережье неизвестной страны. Это было 16 (по новому стилю 28) января 1820 года и в российской историографии считается датой открытия Антарктиды. Конечно, стена льда на горизонте не была настоящей горой на побережье, которое находилось всего в нескольких канатах от крота Брансфилда. По этой причине британская историография датирует открытие Антарктиды 30 января 1820 года, и, соответственно, континент был открыт не капитаном Фади Беллинсгаузеном и лейтенантом Михаилом Лазаревым, а капитаном Эдвардом Брэнсфилдом.

С другой стороны, только после британских аэрофотоснимков 1934-1937 годов стало окончательно известно, что Антарктический полуостров является частью материка, а не группой островов. И русские исследователи видели классическую континентальную береговую линию высоких широт, а не побережье острова. Однако в течение многих лет открытие Антарктиды ни для кого не было приоритетной задачей. Если в Англии столичные газеты сообщили об этом как минимум через год, то в России первые сообщения об Антарктиде остались в официальной и частной переписке.

Отчет, отправленный из Австралии в апреле 1820 года руководителем экспедиции Беллинсгаузена маркизу де Траверсе, морскому министру Российской империи, стал частью архива министерства. Капитан Беллинсгаузен повторил информацию об открытии в своем последнем отчете в конце плавания и в личном письме министру, но это была только официальная переписка.

Капитан шлюпа «Мирный» Михаил Лазарев написал о наблюдении нового континента в частном письме своему другу детства по морскому кадетскому корпусу, отставному лейтенанту, а ныне смоленскому помещику Сестакову, в сентябре 1821 года, через несколько месяцев после возвращения из плавания. В конце плавания дневник матроса 1-го класса парусника «Восток» Егора Кисилева был изъят и также отправлен в архив Министерства мореплавания.

Первая публикация в России о наблюдениях антарктического побережья принадлежит Ивану Симонову, астроному экспедиции Белингсгаузена. Путешествие корабля «Восток» в Южный Ледовитый океан» было опубликовано в 1822 году в «Казанском вестнике Императорского Казанского университета». А книга Беллинсгаузена «Двойное исследование Южного Ледовитого моря и кругосветное плавание в 1819, 1820 и 1821 годах; 2 тома с атласами» была опубликована только в 1831 году. Еще позже, в 1853 году, столичный литературный журнал «Пантеон» опубликовал рассказ об экспедиции мичмана с парусника «Мирный» Петра Новосильского «Южный полюс: из записок бывшего морского офицера».

Капитан Беллинсгаузен и матрос Кисилев

«Я называю открытием этот берег, потому что расстояние до другого обода на юге исчезло за пределом нашего зрения. Это побережье было покрыто снегом, но скалы в горах и отвесные утесы были свободны от снега. Внезапное изменение цвета моря указывало на то, что побережье длинное, или, по крайней мере, не та часть, которую мы могли видеть.»

Ф.Ф. Беллинсгаузен, 29 января 1821 г.

Через две недели после того, как 16 января 1820 года русская экспедиция Э. Беллинсгаузена и М. Лазарева подошла к замерзшему континенту, Эдвард Брансфилд, двигаясь к югу от островов Южной Шотландии, увидел высокий, покрытый снегом берег. Он назвал это

В следующем году капитан Джон Биско сделал еще одно открытие: за главным меридианом он обнаружил множество маленьких островов, за которыми находились горы Земли Грэхема — так он назвал землю, которая продолжалась на восток до земли Александра I. Биско увековечил имя первого лорда Адмиралтейства Джеймса Грэхейма. В его честь названа цепь небольших островов, хотя открытые им «земли» еще долго после его смерти считались островами.

В следующем десятилетии путешествия промышленников в Южный океан принесли открытие еще двух или трех «берегов». Но ни к одному из них не обращались их первооткрыватели.

ОПИСАНИЕ АНТАРКТИДЫ

Французская экспедиция Жюля Сезара Дюмон д’Юрвиля занимает особое место в истории открытия Антарктиды. В январе 1838 года два его корабля «Астролябия» и «Селе» («Зилос») перешли из Атлантического океана в Тихий и обогнули Америку с юга. В поисках свободных ото льда вод он отплыл далеко на юг и приблизился к северной оконечности Антарктического полуострова, который он назвал Землей Луи Филиппа. Войдя в Тихий океан, Дюмон-Дюрвиль направил свои корабли в тропические воды. Но затем он повернул на юг от Тасмании и обнаружил ледяное побережье на высоте полярного круга, которое он назвал Адели-Лэнд в честь своей жены. Это случилось 20 января 1840 года, в день, когда французы высадились на маленьком острове. Можно сказать, что в этот день люди впервые ступили на шестой континент, хотя он еще не был континентом.

  Географическая карта. Что такое географическая карта?

В том же году американский моряк Чарльз Уилкс установил прямой контакт с материком на шлюпе «Винсенс». Он двинулся на запад вдоль кромки морского льда и неоднократно видел континентальный лед по левому борту. Трижды Уилкс подходил к мысам и заливам Земли Адели, а в середине февраля 1841 года несколько моряков на шлюпке достигли берега у 109°30°491 восточной долготы в заливе Винсенс, поднялись на холм и водрузили там американский флаг. Этот район был назван Нокс Шор (по имени офицера корабля). Был открыт шельфовый ледник Шеклтона, один из важнейших ледяных потоков в Антарктиде. Большая часть береговой линии, открытой Уилксом (протяженностью более двух тысяч морских миль), покрыта льдом. Уилкс сгруппировал открытые им области под названием «антарктическая часть света». Конечно, это был далеко не весь континент. Но название Земля Уилкса, данное Дугласом Моусоном, вполне уместно упало рядом с Землей Адели на карте.

СЛЕДОМ ЗА РУССКИМИ

В том же 1841 году корабли Джеймса Кларка Росса «Эребус» («Подземный мир») и «Террор» («Ужас») подошли к побережью Антарктиды на 170° восточной долготы. Целью Д.К. Росса было проведение магнитных наблюдений в высоких южных широтах и поиск южного магнитного полюса. Обнаружено 28 января

Первые российские исследователи ступили на землю Антарктиды только 5 января 1956 года, через 136 лет после ее открытия русскими мореплавателями.

В 1953 году в соответствии с постановлением правительства в Академии наук СССР была организована Комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ). Перед ним была поставлена задача всестороннего изучения Антарктиды: континента и окружающих его морей. Согласно международной программе, американские исследователи развивали основную деятельность в Западной Антарктиде, а советские — в Восточной Антарктиде, хотя другие страны также создали станции в разных частях континента. Впервые исследование континента стало международным делом. Общая антарктическая экспедиция должна была создать базовую обсерваторию и две внутренние станции на побережье океана: одну вблизи геомагнитного полюса и одну в самой удаленной от побережья точке — недоступном полюсе (82°30ґ северной широты, 107° восточной долготы). Первые антарктические экспедиции в основном осуществлялись людьми, имевшими опыт работы в Арктике. В первую группу под руководством М.М. Сомова вошли крупные ученые, много работавшие в Арктике и в высокогорных районах: Г.А. Авсюк, Б.Л. Дзердзеевский, К.К. Марков, П.А. Шумский.

У побережья Правды, в районе острова Хасуэлл, на четырех скалах, выступающих под краем ледяного купола, было начато строительство станции, названной в честь одного из кораблей — первооткрывателей Антарктиды — «Мирный». После создания основной базы на побережье, где можно было разгрузить корабли, экспедиция начала свой путь вглубь страны.

В начале апреля 1956 года экспедиция начала движение вглубь материка на санях-буксирах. Тестовая поездка была совершена всего в 375 км от Мирного, но подъем по внутреннему склону составил 2700 м над уровнем моря. Во время этого путешествия полярники обнаружили основные трудности передвижения по Антарктиде, а также недостатки оборудования и техники. А на месте, где останавливался поезд, было решено построить станцию «Пионерская». В самолете было все необходимое для организации пребывания в замерзшей дикой природе и проведения научных наблюдений. 27 мая 1956 года была открыта первая внутренняя станция в Антарктиде. Впервые в истории группа людей зимовала в центральной части ледяной оболочки шестого континента Земли. Их было четверо: метеоролог и начальник станции А.М. Гусев, гляциолог И.Д. Долгушин, радиотехник Е.Г. Ветров и инженер Н.Н. Гусев. Кудрявцев. Они собрали данные о зимних погодных условиях на куполе ледника, где минимальные температуры достигал и-67°C и постоянно дули порывистые ветры.

В октябре 1956 года в 370 км к востоку от Мир.

Вторая экспедиция (1956-1958 гг.) под руководством Алексея Федоровича Трешникова прибыла в Мирный на тракторах АТТ, которые были надежнее тракторов. Самолеты были оснащены турбокомпрессорами для взлета на большую высоту. Учитывая опыт его предшественников, подготовка промежуточных станций была начата немедленно, в разгар лета на Южном полюсе. Была создана станция «Восток-1», а весной открылась станция «Комсомольская» на пересечении маршрутов к двум полюсам — Геомагнитному (восточному) и Апсопеласу (западному). В ходе изучения Восточно-Антарктического ледникового щита по маршруту Мирный-Пионерская впервые были проведены сейсмические исследования для измерения толщины ледникового щита: Были сделаны всплески и измерено время прохождения сейсмических волн от основания ледника до поверхности. Подледниковый рельеф континента постепенно обнажался, и впервые было обнаружено, что часть подледникового дна находится ниже уровня моря. Подход к столбу приближения осуществлялся в несколько этапов осенью, зимой и весной 1958 г. На расстоянии 1 420 км от Мирного была создана промежуточная станция Советская. Регулярные наблюдения начались 18 февраля и закончились 30 декабря 1958 г. Несколькими днями ранее (14 декабря) буксир-сани 3-й САЭ под командованием геодезиста Ю.Н. Авсюка прибыл в район, наиболее удаленный от любого побережья материка, пройдя 2110 км от побережья моря Дейвиса. Была создана станция под названием «Доступный полюс». Во время плавания продолжались сейсмические и гравитационные измерения, в результате которых была составлена карта подледникового рельефа Восточной Антарктиды. На глубине 800-1000 метров под поверхностью ледника была обнаружена окруженная льдом горная цепь, возвышающаяся на три тысячи метров над уровнем моря. Он был назван в честь известного российского геолога Гамбурчева гора.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В АНТАРКТИДУ

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий