Есть много взрослых людей, которые, внезапно столкнувшись с необходимостью выбора направления, не знают, как отличить лево от права. Причина такого странного поведения заключается в том, что принцип латеральной пространственной ориентации не был объяснен им в детстве или был объяснен неадекватно.
«Иди направо! Нет, на другое право!»
Спросите знакомых, как они различают право и лево. Некоторые говорят: «Я просто знаю, где что лежит», другие говорят, что знают, какой рукой брать ложку. Как бы то ни было, для взрослого человека эта система отсчета является самоочевидной. Для ребенка простой вопрос «В какую сторону пошел паровоз?» может стать настоящим испытанием. Аналогично для студентов-медиков, пытающихся выучить анатомические пространственные термины, такие как «абаксиальный», «адаксиальный», «сагиттальный», «аксиальный» (есть еще несколько десятков).
Знание терминов «лево» и «право» важно для работы в школе, правильной ориентации и безопасного перехода улиц. Для многих родителей и учителей становится неожиданностью, что способность различать право и лево состоит из целого комплекса элементов, на тренировку которых может уйти несколько лет. Недостаточно «объяснить один раз и хорошо выучить», потому что процесс обучения многофакторный. Его можно разделить на несколько компонентов или этапов.
Концепция и идея понятий «лево» и «право»
Во-первых, ребенок сталкивается с идеей, что у одной и той же плоскости есть две стороны, одна из которых называется «правой», а другая — «левой». Эта идея не приходит случайно, даже если она очевидна для взрослых. Ребенку, который еще вчера прекрасно обходился без этой системы отсчета, требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что разница есть и что она имеет смысл.
Разница между «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад» как-то сама собой усваивается, даже на уровне проприоцепции (восприятия положения частей нашего тела в пространстве) — потому что наши тела категорически отличаются в этих направлениях. С другой стороны, «лево» и «право» полностью симметричны, и до определенного возраста ребенок не может понять, почему одни и те же вещи называются по-разному.
Даже взрослому человеку достаточно сантиметров в секунду, чтобы понять, где находится верх (крыша) дома, а где низ (первый этаж). Например, если вы спросите, где левая и правая стороны дома, на это уйдет гораздо больше времени: не 1/100 секунды, а ¼ секунды.
Чтобы познакомить ребенка с понятиями «право» и «лево», стоит регулярно использовать эти слова в повседневной речи и показывать разницу между направлениями рукой. Возможно, ребенок не сразу это запомнит, но в своем мировоззрении он поймет, что стороны называются по-разному и что он сможет видеть стороны по-другому.
Запоминание
Кинетические подсказки
Самый простой способ сделать это — попросить ребенка вспомнить, в какой руке он держит вилку или карандаш. Если бы вам пришлось щелкнуть пальцами, какую руку вы бы использовали? Какой рукой вы скажете «привет»? Кстати, эти виды умственных действий развивают проприоцептивную дифференциацию (этот прекрасный термин означает способность различать вещи с помощью внутренних телесных органов чувств). Со временем воображение может даже не понадобиться — человек просто сразу почувствует, где находится его левая сторона, а где правая.
Логические подсказки
Если ребенок уже умеет читать, еще один полезный прием: первая буква каждого слова в русском языке всегда находится слева, а последняя — всегда справа. Запомнив их, вы можете представить себе любое слово и быстро определить, с какой стороны находится первая буква, а с какой — последняя. Сделайте то же самое с письмом: всегда пишите слева направо.
Постепенно они научатся распознавать лево и право без подсказки:
Чтобы избежать подобных проблем, важно, чтобы ваш ребенок научился различать лево и право достаточно рано, то есть в дошкольном возрасте.
Вы можете попытаться научить ребенка различать лево и право до трехлетнего возраста. Хотя освоить этот навык в таком возрасте нелегко.
К двум годам ребенок обычно уже научился пользоваться ложкой и может есть самостоятельно. Обычно ложку держат в определенной руке: правой — для детей-правшей и левой — для левшей. Объясните ребенку, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а другая, свободная рука называется левой.
- Танцы или боевые искусства. Тренер постоянно ориентирует, какой рукой и ногой нужно что-то сделать, в какую сторону идти.
- Подвижные «игры-обманки». Например, когда ведущий даёт инструкции вроде «подняли левую руку», «повернулись направо» и показывает их, а в какой-то момент его слова и действия расходятся. Кто неправильно повторил за ведущим — выбывает или сам становится ведущим!
- Графические диктанты вроде таких.
Как научить ребёнка различать лево и право
Поскольку у детей до 3 лет преобладает ассоциативная память, важно подкреплять вербальное обучение визуальным представлением картинок. Если они вызовут сильный эмоциональный отклик и превратятся в впечатление, ребенок с гораздо большей вероятностью воспримет ваше объяснение. Вы можете организовать импровизированный сеанс рисования. Нанесите яркие, контрастные цвета (например, зеленый и красный) на руки малыша и произведите впечатление — сначала правой рукой, затем левой. Дайте ребенку кисточку и попросите каждую руку нарисовать шар. Укажите ребенку на то, что одна рука (ведущая) послушна и облегчает работу, а другая неуклюжа. Постарайтесь запечатлеть названия рук в памяти вашего ребенка.
Когда вы показываете ребенку картинки в книгах, объясните, где левая и правая руки. Например: «Посмотрите, в левом верхнем углу страницы сидит
Переходя дорогу вместе с ребенком, всегда говорите: посмотри налево — машин нет, посмотри направо — машин нет, можно пройти.
Многие мальчики — большие поклонники автомобилей и вождения. Если вы вместе едете в машине и собираетесь повернуть, прокомментируйте свое поведение. Поверните налево — поверните налево, поверните направо — поверните направо.
Ребенок быстро научится различать направления, если вы будете говорить каждый раз при переодевании: «Правая рука идет в правый рукав, а левая рука — в левый рукав».
Стихи на тему ориентирования в пространстве
Отметки на руках и ногах ребенка помогают ему запомнить стороны. Например, если на правой руке есть заметное родимое пятно или шрам, легче запомнить, что это правая рука. И выучите ребра, пока будете делать это.
Или сделайте отметку на руке. Предложите ребенку носить браслет, часы или сделать татуировку с изображением мультяшного героя. Следы могут быть и невидимыми. Нанесите на губы ароматизированный бальзам для губ, чтобы помочь ребенку найти дорогу.
Предложите ребенку поиграть в штурмана на вашей следующей прогулке. Подскажите им, в какую сторону нужно повернуть, и сообщите им, если они совершат ошибку. В других случаях поменяйте роли местами. Пусть ваш ребенок скажет вам, в какую сторону ему следует идти.
Тематические игры
Другой вариант — учить стороны по очереди. В один день вы будете поворачиваться только направо, а на следующий день — только налево.
Сначала ребенок должен хорошо нарисовать свои руки и сделать несколько оттисков каждой руки на бумаге. Затем попытайтесь самостоятельно определить, где находятся отпечатки правой и левой руки. Можно сделать отпечатки ног, вырезать их из бумаги и разложить на полу. Ребенок ступит на дорожку только в том случае, если он наступит на соответствующие следы.
Для игры в эту игру также важно уметь различать стороны. Или учиться по ходу дела. Правила игры просты. Есть игровое поле (ковер с цветными кругами) и рулетка. Игроки разматывают измерительную ленту, которая определяет, какая часть тела помещается в круг выпавшего цвета.
Подробнее об этой теме