Фонетика — это отрасль лингвистики, которая занимается изучением звука. Наряду со словами и предложениями, звук является основной единицей языка, но, в отличие от них, он не имеет собственного значения.
1 Фонетика и фонология. Известные учёные
Фонетика обычно определяется как отрасль лингвистики, которая занимается изучением звуков языка. Однако это очень упрощенная и устаревшая концепция, поскольку она не учитывает такие важные явления разговорного языка, как динамика, ритм, мелодия, слог, ритм и т.д. Поэтому объектом фонетики является вся языковая область в ее акустической форме, т.е. фонетическая система языка, которая включает все звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.
Фонетика помогает нам анализировать модели выражения, описывая, например, образование или артикуляцию звуков.
Термин «фонетика» может использоваться в двух значениях:
- Дисциплина, изучающая физическую сторону плана выражения, включая, главным образом, описание артикуляции и акустических свойств звуков речи.
- Дисциплина, изучающая план выражения во всей полноте (т.е. включая и фонетику, и фонологию).
Что такое фонетика?
Фонетика — это отрасль лингвистики, которая занимается изучением звучания языка. Фонетика изучает не только функцию языка, но и материальный аспект его предмета: функционирование произносительного аппарата, а также акустические свойства звуковых явлений и их восприятие носителями языка (Зиндер 2017, онлайн).
В зависимости от характера задач, поставленных в области фонетики, различают частную и общую фонетику. Частная фонетика занимается изучением фонетических средств и явлений отдельных конкретных языков или конкретных языковых групп (например, фонетика русского языка). Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, встречающиеся в различных языках, на основе данных, которые она получает в результате анализа фонетических явлений конкретных языков (т.е. на основе данных, полученных частными фонетиками), например, общая фонетика может изучать типы произношения в различных языках мира.
В рамках частной фонетики различают описательную фонетику (синхроническую) и историческую фонетику (диахроническую). Историческая фонетика изучает возникновение, изменение и развитие фонетических явлений отдельных языков или конкретных языковых групп, а также фонетических систем этих языков в целом. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функции, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, а точнее, в его текущем состоянии.
В описательной фонетике фонетический аспект языка можно изучать с трех точек зрения (аспектов) из-за его сложной природы: акустической, артикуляторной и функциональной.
1. Акустический (физический) аспект фонетики
Звуки речи создаются колебательным движением воздуха. Звуки речи создаются благодаря вибрации голосовых связок в гортани и трению воздушного потока о стенки речевого аппарата. На этой основе мы можем
- Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых связок – чем чаще происходят колебания, тем выше звук; единица измерения высоты звука – герц ( Гц ). Среди звуков различаются тоны (чаще всего гласные ) и шумы (чаще всего согласные ).
- Сила звука – это количество энергии, проходящее за 1 сек. через 1 см 3 площади, расположенной перпендикулярно направлению звуковой волны. Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Силу звука необходимо отличать от громкости .
- Громкость – это восприятие интенсивности (силы) звука слуховым аппаратом человека. Зависимость между интенсивностью и громкостью звука определяется высотой: звуки, одинаковые по силе, но различные по высоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Единица измерения уровня силы звука – децибел (дБ).
2 Фонология
Фонема — это минимальная дискретная единица экспрессивного паттерна, которая формирует фонетическую оболочку единиц жестового языка (морфем) и способна различать фонетические оболочки различных морфем или их вариантов.
Наиболее важными функциями фонемы являются:
В описании фонетической системы языка, и особенно в отношениях между вариантами (фонемами) и вариациями (аллофонами), очень важную роль играет понятие позиции, т.е. все фонетические явления вблизи звука, а также другие явления, непосредственно накладывающиеся на данный звук, например, ударение, мелодика.
Как отметили О. Шефчик и З. Палькова указывают, что фонема — это (очень) минимальный инвариант звуковой формы языкового знака. Фонема — это элементарный звуковой сегмент, характеризующийся способностью различать более крупные единицы языковой системы, например, морфемы или словоформы (Šefčík, Palková 2017, online).
- Функция конструктивная (строевая) – фонема составляет звуковую оболочку значимых единиц языка и тождеством своих существенных признаков (артикулярно-акустических и дистрибутивных характеристик) при многообразии позиционных реализаций гарантирует возможность распознания данной значимой единицы. Из фонем состоят («строятся») все линейные (сегментные) единицы языка.
- Функция дистинктивная (различительная) – своими признаками фонема отличается от всех остальных фонем данного языка с достаточной точностью, чтобы обеспечить возможность различения разных значимых единиц – морфем. Другими словами, это способность фонемы различать более сложные, знаковые единицы языка (морфемы, слова).
Можно сделать вывод, что основная функциональная единица экспрессивного паттерна называется фонемой, ее воплощения (реализации), т.е. позиционно-зависимые варианты, называются аллофонами.
Определение фонемы в работах чешских учёных
Фонемы являются средством различения слов (словоформ) и морфем в данном языке, ср:
Фонемы не делятся на независимые части и поэтому оказываются простейшими (минимальными) единицами языка.
Фонемы — это мельчайшие единицы схемы выражения, составляющие звуковую оболочку более сложных единиц, например, морфем. Морфемы — это минимальные двусторонние языковые единицы, которые не могут быть разложены на более мелкие смысловые единицы плана содержания, например, звуковая оболочка табличной формы может быть разложена на отдельные фонемы /s-t-o-l/, не имеющие самостоятельных значений. В отличие от морфем, слова могут состоять либо из одного знака (морфемы), например, for, da, an, либо из нескольких простых знаков (морфем), например, stark-iq-i, del-a-l-a, table-ø и т.д.
- балка – палка /б/, /п/
- вол – вал /о/, /а/
- брат – брать /т/, /т’/
Начало исследований механизма образования звуков речи относится к XVII веку и было вызвано необходимостью обучения глухонемых. В конце XVIII. века Х. Кратценштейн заложил основы акустической теории гласных. К середине 19 века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в работах Э. Брюкке.
Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) произвел революцию в науке о языке. Ранее в лингвистике доминировало историческое направление, то есть языки изучались в основном на основе письменных воспоминаний. Бодуэн де Куртенэ интенсивно изучал славянские языки и диалекты, записывал их фонетические особенности и создал теорию фонем и фонетических обменов, «The E
3 Известные учёные
Все представители пражской школы лингвистики различали язык и речь и пытались изучать явления языка в системе.
(Алпатов 2016, онлайн).
Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) был одним из основателей Казанской лингвистической школы. Он занимался гласными в ненапряженном положении (т.е. редукцией гласных) и защитил магистерскую диссертацию на тему «Ненапряженные гласные в общем русском языке» (1884). В 1888 году он основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики.
Пражская лингвистическая школа
Лев Владимирович Щерба (1880-1944) является одним из основателей теории фонем. Он развил свою теорию фонем у Ж.А. Бодуэна де Куртенэ. Он является основателем ленинградской фонологической школы.
Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений фонетики и фонологии, основанное на понимании фонемы как звуковой единицы, обладающей семантико-дифференциальной функцией. Он разрабатывается совместно с LPS (см. выше).
LFS внесла значительный вклад в развитие теории слога и слогового языка. Представители ЛФС (Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко, В.Б. Касевич, Л.А. Вербицкая и др.) придают большое значение изучению речевой деятельности, занимаются вопросами восприятия речи, а также ортопедией.
(Касевич 2017, онлайн).
Рубен Иванович Аванесов (1902-1982) был одним из основателей Московской фонологической школы. Он занимался диалектами русского языка, и благодаря его инициативе появился Диалектологический атлас русского языка (ДАРЯ). Классическими работами Р. И. Аванесова являются «Фонетика современного русского литературного языка» и «Русское литературное произношение»: