Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

Фонетика — это отрасль лингвистики, которая занимается изучением звука. Наряду со словами и предложениями, звук является основной единицей языка, но, в отличие от них, он не имеет собственного значения.

1 Фонетика и фонология. Известные учёные

Фонетика обычно определяется как отрасль лингвистики, которая занимается изучением звуков языка. Однако это очень упрощенная и устаревшая концепция, поскольку она не учитывает такие важные явления разговорного языка, как динамика, ритм, мелодия, слог, ритм и т.д. Поэтому объектом фонетики является вся языковая область в ее акустической форме, т.е. фонетическая система языка, которая включает все звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.

Фонетика помогает нам анализировать модели выражения, описывая, например, образование или артикуляцию звуков.

Термин «фонетика» может использоваться в двух значениях:

  1. Дисциплина, изучающая физическую сторону плана выражения, включая, главным образом, описание артикуляции и акустических свойств звуков речи.
  2. Дисциплина, изучающая план выражения во всей полноте (т.е. включая и фонетику, и фонологию).

Что такое фонетика?

Фонетика — это отрасль лингвистики, которая занимается изучением звучания языка. Фонетика изучает не только функцию языка, но и материальный аспект его предмета: функционирование произносительного аппарата, а также акустические свойства звуковых явлений и их восприятие носителями языка (Зиндер 2017, онлайн).

В зависимости от характера задач, поставленных в области фонетики, различают частную и общую фонетику. Частная фонетика занимается изучением фонетических средств и явлений отдельных конкретных языков или конкретных языковых групп (например, фонетика русского языка). Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, встречающиеся в различных языках, на основе данных, которые она получает в результате анализа фонетических явлений конкретных языков (т.е. на основе данных, полученных частными фонетиками), например, общая фонетика может изучать типы произношения в различных языках мира.

В рамках частной фонетики различают описательную фонетику (синхроническую) и историческую фонетику (диахроническую). Историческая фонетика изучает возникновение, изменение и развитие фонетических явлений отдельных языков или конкретных языковых групп, а также фонетических систем этих языков в целом. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функции, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, а точнее, в его текущем состоянии.

  На какие вопросы отвечает определение. На какие вопросы отвечает определение?

В описательной фонетике фонетический аспект языка можно изучать с трех точек зрения (аспектов) из-за его сложной природы: акустической, артикуляторной и функциональной.

1. Акустический (физический) аспект фонетики

Звуки речи создаются колебательным движением воздуха. Звуки речи создаются благодаря вибрации голосовых связок в гортани и трению воздушного потока о стенки речевого аппарата. На этой основе мы можем

Восприятие звуков

  • Высота звука зависит от частоты колебаний голосовых связок – чем чаще происходят колебания, тем выше звук; единица измерения высоты звука – герц ( Гц ). Среди звуков различаются тоны (чаще всего гласные ) и шумы (чаще всего согласные ).
  • Сила звука – это количество энергии, проходящее за 1 сек. через 1 см 3 площади, расположенной перпендикулярно направлению звуковой волны. Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Силу звука необходимо отличать от громкости .
  • Громкость – это восприятие интенсивности (силы) звука слуховым аппаратом человека. Зависимость между интенсивностью и громкостью звука определяется высотой: звуки, одинаковые по силе, но различные по высоте, могут восприниматься как звуки различной громкости. Единица измерения уровня силы звука – децибел (дБ).

2 Фонология

Фонема — это минимальная дискретная единица экспрессивного паттерна, которая формирует фонетическую оболочку единиц жестового языка (морфем) и способна различать фонетические оболочки различных морфем или их вариантов.

Наиболее важными функциями фонемы являются:

В описании фонетической системы языка, и особенно в отношениях между вариантами (фонемами) и вариациями (аллофонами), очень важную роль играет понятие позиции, т.е. все фонетические явления вблизи звука, а также другие явления, непосредственно накладывающиеся на данный звук, например, ударение, мелодика.

Как отметили О. Шефчик и З. Палькова указывают, что фонема — это (очень) минимальный инвариант звуковой формы языкового знака. Фонема — это элементарный звуковой сегмент, характеризующийся способностью различать более крупные единицы языковой системы, например, морфемы или словоформы (Šefčík, Palková 2017, online).

  1. Функция конструктивная (строевая) – фонема составляет звуковую оболочку значимых единиц языка и тождеством своих существенных признаков (артикулярно-акустических и дистрибутивных характеристик) при многообразии позиционных реализаций гарантирует возможность распознания данной значимой единицы. Из фонем состоят («строятся») все линейные (сегментные) единицы языка.
  2. Функция дистинктивная (различительная) – своими признаками фонема отличается от всех остальных фонем данного языка с достаточной точностью, чтобы обеспечить возможность различения разных значимых единиц – морфем. Другими словами, это способность фонемы различать более сложные, знаковые единицы языка (морфемы, слова).
  Второстепенные члены предложения. Что такое второстепенные члены предложения?

Можно сделать вывод, что основная функциональная единица экспрессивного паттерна называется фонемой, ее воплощения (реализации), т.е. позиционно-зависимые варианты, называются аллофонами.

Определение фонемы в работах чешских учёных

Фонемы являются средством различения слов (словоформ) и морфем в данном языке, ср:

Фонемы не делятся на независимые части и поэтому оказываются простейшими (минимальными) единицами языка.

Фонемы — это мельчайшие единицы схемы выражения, составляющие звуковую оболочку более сложных единиц, например, морфем. Морфемы — это минимальные двусторонние языковые единицы, которые не могут быть разложены на более мелкие смысловые единицы плана содержания, например, звуковая оболочка табличной формы может быть разложена на отдельные фонемы /s-t-o-l/, не имеющие самостоятельных значений. В отличие от морфем, слова могут состоять либо из одного знака (морфемы), например, for, da, an, либо из нескольких простых знаков (морфем), например, stark-iq-i, del-a-l-a, table-ø и т.д.

  • балка – палка /б/, /п/
  • вол – вал /о/, /а/
  • брат – брать /т/, /т’/

Начало исследований механизма образования звуков речи относится к XVII веку и было вызвано необходимостью обучения глухонемых. В конце XVIII. века Х. Кратценштейн заложил основы акустической теории гласных. К середине 19 века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в работах Э. Брюкке.

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) произвел революцию в науке о языке. Ранее в лингвистике доминировало историческое направление, то есть языки изучались в основном на основе письменных воспоминаний. Бодуэн де Куртенэ интенсивно изучал славянские языки и диалекты, записывал их фонетические особенности и создал теорию фонем и фонетических обменов, «The E

3 Известные учёные

Все представители пражской школы лингвистики различали язык и речь и пытались изучать явления языка в системе.

  Причастие и причастный оборот. Что такое причастный оборот?

(Алпатов 2016, онлайн).

Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) был одним из основателей Казанской лингвистической школы. Он занимался гласными в ненапряженном положении (т.е. редукцией гласных) и защитил магистерскую диссертацию на тему «Ненапряженные гласные в общем русском языке» (1884). В 1888 году он основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики.

Пражская лингвистическая школа

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) является одним из основателей теории фонем. Он развил свою теорию фонем у Ж.А. Бодуэна де Куртенэ. Он является основателем ленинградской фонологической школы.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений фонетики и фонологии, основанное на понимании фонемы как звуковой единицы, обладающей семантико-дифференциальной функцией. Он разрабатывается совместно с LPS (см. выше).

LFS внесла значительный вклад в развитие теории слога и слогового языка. Представители ЛФС (Л.В. Щерба, Л.В. Бондарко, В.Б. Касевич, Л.А. Вербицкая и др.) придают большое значение изучению речевой деятельности, занимаются вопросами восприятия речи, а также ортопедией.

(Касевич 2017, онлайн).

Рубен Иванович Аванесов (1902-1982) был одним из основателей Московской фонологической школы. Он занимался диалектами русского языка, и благодаря его инициативе появился Диалектологический атлас русского языка (ДАРЯ). Классическими работами Р. И. Аванесова являются «Фонетика современного русского литературного языка» и «Русское литературное произношение»:

Ленинградская фонологическая школа

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий