Инструментальный падеж в русском языке — это косвенный падеж, который выражает понятия субъекта, объекта, определителя и обстоятельства. Инструментальное дело отвечает на вопросы — Кем? Чем? и может использоваться вместо прилагательного или наречия.
Все падежи русского языка
В русском языке есть слова, которые являются одновременно изменяемыми и неизменяемыми. Для того чтобы хорошо разбираться в предмете и произносить грамотную речь, знание падежей необходимо каждому. Репетиторы из базы репетиторов CLASSROOM24.RU подскажут вам, как быстрее и легче усвоить материал.
Падеж (в клитических или адъективных языках) — это грамматическая категория именных и прономинальных частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и связанных с ними гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и т.д.), которая выражает их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
Это форма и функция слова, придающая ему синтаксическую роль в предложении; это связь между различными видами слов в предложении. Другое определение падежа — это падение слов, частей слов, характеризующееся изменением их окончаний.
Безупречная способность спрягать различные типы слов от падежа к падежу является характерной чертой образованного, грамотного человека. Часто учебная программа, подробно объясняющая случаи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к серьезным ошибкам в формировании правильной структуры предложения, так что элементы предложения перестают сочетаться друг с другом.
Таблица падежей
Именительный падеж — единственный прямой падеж существительных в русском языке, который противопоставляет свое значение и синтаксическую функцию другим (косвенным) падежам. Именительный падеж выражает независимое, автономное положение существительного в дискурсивной конструкции (словосочетании или предложении). Именительный падеж единственного числа является исходной формой существительных в русском языке.
Как определить именительный падеж
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы — Кто? Например: котенок прыгнул (кто?), (что?) разговор окончен) и имеют окончания особого падежа.
Окончания существительных в именительном падеже для различных склонений показаны в таблице.
Употребление имен существительных в именительном падеже
В русском языке именительный падеж может быть зависимым или независимым.
Независимый номинальный случай может быть использован следующим образом:
— Предмет (имеет номинальное значение).
Примеры: Чайник закипел. Дверь закрыта.
— Существительное в номинативном предложении (имеет номинативное значение).
Примеры: Уже вечер. Было тихо. Было темно.
Адрес (с фонетическим значением).
Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте свои тетради.
Условный номинальный падеж можно использовать следующим образом:
— Номинативная часть составного именного сказуемого (имеет винительный падеж).
Примеры: Конец — это корона. Днепр — это река.
— Прилагательные (имеет контрастивное значение — значение прилагательного высказывания).
Примеры: Он подписывается на новую газету. Доцент Владислав Вино
Родительный падеж
Существительные в родительном падеже, примеры: Дневник учителя, ветка шелковицы, читать роман, не собирать слова, убирать дом, наливать из кувшина.
Чтобы определить родительный падеж, задайте вопросы о падеже (Кто? Что?) и укажите падежные окончания существительного. Примеры распространенных падежных окончаний существительных приведены в таблице ниже.
Как определить родительный падеж
См. это. Для существительных мужского рода во 2-м падеже с фиксированным склонением склонение рода остается на том же месте (примеры: торт, шарф, старость, хлеб, бизнес).
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста употребления конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:
Значение имен существительных в родительном падеже
Субъективное значение (приход гостей, появление героя, без понятия),
Объективное значение (боязнь темноты, просьба о помощи, показ фильма),
Конкретное значение — может относиться к принадлежности, определению или количеству, мере предмета (совет учителя, деревянный павильон, театр Пушкина, бутылка молока).
В предложениях существительные в родительном падеже могут функционировать как:
Комплимент (он устал после работы),
Несогласованное определение (Она получила букет цветов.),
Фрагмент (Лена вернулась из Москвы).
С помощью вопросов о верхнем и нижнем регистре можно определить окончание слова.
Какие окончания может иметь винительный падеж
Каузальный случай имеет такие окончания:
Эта форма слова сочетается со многими предлогами, сложными и простыми. В сочетании с предлогами, такими как: with, in, to, in или under (simple), слово определяет значение. Оно может быть определено в зависимости от цели, причины, времени, вида, ситуации и т.д. В сочетании с простым предлогом такие слова могут иметь совершенно разные значения: Собирать ягоды, купаться в реке, играть в прятки и т.д., т.е. они имеют объективное значение. Слово может также иметь значение заполнения информации.
- Имя существительное, которое стоит в единственном числе: собаку, дверь, стол, компьютер, дорогу, машину.
- Винительный падеж во множественном числе: собак, дверей, столов, компьютеров, дорог, машин.
- В единственном числе прилагательное и причастие заканчиваются: круглый и круглого, круглую, круглое; твердый и твердого, твердую, твердое, собачий и собачьего, собачью, собачье.
Какие предлоги употребляются
В полных предложениях с простыми предлогами словосочетания имеют совершенно другое значение. Например, слово combination имеет пропозициональное значение (цена участия). Оно также может удлинить предложение (школа находится недалеко от дома, скоро летние каникулы). Вместе с предлогами «вниз» и «за» он выражает неточные факты (ей за двадцать, ему за тридцать).
Кроме того, такие существительные сочетаются с составными предлогами (игнорировать, через двадцать четыре часа).
Чтобы избежать путаницы при определении случая, важно знать, что для каждого случая должен быть задан отдельный вопрос.
Отличие винительного падежа от родительного
Если вы зададите ключевой вопрос и найдете соответствующий вариант, вы легко определите, в каком падеже находится слово — родительном или каузативном. Слово в родительном падеже часто обозначает отношение объекта к чему-либо, отношение между целым и частями, описание объекта в сравнении с другим объектом, воздействие на объект и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «что» и «кто». Трудно определить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение, так как существует множество нюансов и можно ошибиться.
В этих вариантах иногда даже окончания слов совпадают. Самая распространенная ошибка, которую можно совершить, — определить форму одушевленного существительного. Если трудно понять форму с вопросом «кто», следует заменить одушевленное слово на неодушевленное. Задайте вопрос в винительной форме «видишь ли ты что?». и в обычной форме «не что?». Если существительное, форму которого вы хотите узнать, согласуется с именительным падежом, это означает, что оно находится в каузативном падеже.
Это следующий способ отличить винительный падеж от родительного. Если вам нужно определить каузативный падеж неодушевленного существительного, задайте вопрос, на который нужно ответить. Например: нести сумку (что?), смотреть на сумку (что?). Во втором варианте слово стоит в родительном падеже.
Если существительное живое, во втором падеже и мужского рода, то достаточно заменить его любым словом в первом падеже и обратить внимание на окончание. Например: Я вижу кошку — я вижу собаку: суффик с-u указывает на генитив; нет кошки — нет собаки: суффик с-i — каузатив).
Когда одушевленное существительное имеет множественное число, мы должны мысленно превратить его в любое неодушевленное существительное, которое отвечает на вопрос «что?». (Я люблю лошадей — я люблю (что?) одежду — каузатив; я люблю красоту лошадей — я люблю красоту одежды — генитив).
Важно отметить, что в русском языке есть много слов, которые не отличаются друг от друга (пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными.
Существует вероятность того, что описанные выше методы не помогут. Во избежание ошибок всегда следует проверять дело ключевым вопросом.
Каузальный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Каузальный падеж характеризуется непродуктивными предлогами in, for, on, by, under, over и through.
Предлоги винительного падежа
Категорический падеж обозначается производными предлогами через, после, включая, несмотря на.
- зашёл в воду
- лестница на чердак
- спрятался за дом
- бурьян по пояс
- задвинула под кровать
- рассказ про героя
- прошел через испытание
Причинный падеж можно определить по основе или инфинитиву. Кроме того, когда именительный и каузальный падежи совпадают у неодушевленных существительных, обратите внимание на наличие предлога. Именительный падеж не имеет предлога.
- светить сквозь стекло
- прийти спустя час
- прочесть включая эпилог
- выйти в сад несмотря на дождь
Как определить винительный падеж существительного?
Существительное в именительном падеже является подлежащим, а каузативный падеж относится к второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Давайте сравним:
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.).
Чтобы не путать каузатив и генеральную клаузулу с одушевленными существительными, мы будем использовать замену. Вместо существительного мужского рода в винительном и родительном падежах должно быть существительное женского рода, которое имеет другой корень.
В русском языке мы различаем
- нет ( кого? ) брат а — нет сестр ы
- вижу ( кого? ) брат а — вижу сестр у .
Куда?
Нам нужны разные случаи в разных ситуациях, чтобы найти правильный момент. Мы выбираем винительный падеж, если:
- находится в некотором месте (где?) ,
- движется, чтобы попасть в это место (куда?) ,
- движется из этого места (откуда?) .
Здесь есть несколько вариантов:
1. как долго?
Если мы хотим подчеркнуть длительность действия или события, то винительный падеж используется без предлога:
2. в какое время?
Если мы хотим подчеркнуть, что вещь будет сделана за определенное ограниченное время, нам нужен предлог for:
3. в течение какого времени?
Если мы намерены заниматься чем-то в течение ограниченного периода времени, мы выбираем предлог at:
- На Москв у надвигаются аномальные морозы. (Здесь Москва – не конечный пункт движения, а только направление.)
Время
Чтобы всегда знать правильные окончания слов, нам необходимо выучить все 6 падежей русского языка. Один из них — винительный падеж, который большинство людей очень легко путают с обычным падежом и просто забывают, на какие вопросы отвечает тот или иной падеж. При изучении этой темы следует обратить самое пристальное внимание на предлоги или вспомогательные слова. Тогда запомнить правило будет гораздо легче.
- речь идёт о периоде, в течение которого что-то продолжается, происходит (как долго?) ;
- при ответе на вопрос “когда?”, если ответ – время или день ;
- при ответе на вопрос “когда?” с предлогом через ;
- при планировании, составлении расписания с предлогом на .
Период времени
Винительный отвечает на вопросы «Кто? Что?», является косвенным и выражает определенное значение, т.е. объект события. Оно обозначает перенос определенного действия на объект, наречное отношение и период времени. К предикативным предлогам относятся: in, over, through, on, for.
Многие студенты и люди, изучающие русский язык, задаются вопросом, как отличить причинный случай от общего случая. В принципе, это довольно просто: нужно просто использовать вспомогательные слова. Разница между ними значительна. В общем случае обычно используется частица «нет», и, соответственно, на вопросы об одушевленном и неодушевленном «кто? что?» даются ответы. А чтобы убедиться, что существительное находится в каузативе, следует использовать глагол «видеть» и вопросы «кто? что?».
Например, в предложениях «нет книги на полке» и «нет кошки на полке» используется родительный падеж. Нет книги, нет кошки — эти существительные отвечают на вопросы «нет кого; нет чего?». В предложениях «Я не вижу кота на полке» и «Я не вижу мяча на полке», однако, существительные находятся в причинном падеже. Вы можете легко проверить это сами, различия сразу же очевидны.
- Это задание я делал цел ую недел ю .
- Сегодня вес ь ден ь мне звонят новые клиенты. Удивительно!
- Вс ю дорог у до аэропорта водитель рассказывал истории из своей жизни.
- Уже месяц _ я регулярно хожу в фитнес-клуб и ем только здоровую пищу.
Примеры сочетаний глаголов в винительном падеже: ждать поезд, ждать ответа, платить Витю, посадить маленькое дерево, родить котенка, пить бульон, уважать старика, слушать песню, ненавидеть врага, сокращать жизнь, двигать диван, чувствовать любовь, бросать муку, ставить мебель, растить сад, выращивать сад, копировать файл, любить мужа, создавать уют, строить дом, разрушать землю, разрушать крепость, нести ответственность.
Как вы знаете, все существительные, прилагательные и числительные в русском языке делятся на три рода. Их окончание зависит от ситуации. В возбудителе
На уроке учитель обычно дает несколько заданий, чтобы проверить знания учеников по предмету и дать им некоторую практику в письменной речи. Но квалифицированные учителя грамоты также придумали несколько интересных упражнений для домашнего обучения.
Чтобы выполнить это задание, необходимо правильно раскрыть скобки:
- Я хочу взять отпуск на недел ю .
- В понедельник я уезжаю в командировку в Санкт-Петербург на дв е недели.
- Это моё задание на ближайш ий месяц _ .
- В этот раз руководитель установил мне слишком большой план на год _ ! Проще уволиться и найти новую работу!
Винительный падеж
Это упражнение очень полезно как для детей, так и для взрослых. По сути, идея заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начните свой рассказ с названия предмета искусства. Затем дело доходит до содержания картины. Вот пример одной из историй:
«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли «Весна». Я вижу зелено-оранжевую рощу с интересными фигурами. На нем изображены божества и летящий над ними ангел. В центре — прекрасная Венера, олицетворяющая любовь и природу. Она находится в центре внимания картины, и ее доминирующее положение подчеркивается ее главной особенностью — листьями мирта.
Я также обращаю внимание на мелкие детали, такие как одежда фигур, выражение их лиц и ярко-оранжевый цвет деревьев. Все фигуры словно парят над землей, что указывает на их божественное происхождение».
Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изученного случая. Это также хорошее психологическое упражнение для развития творческого мышления и распознавания мельчайших деталей. Это также увеличивает словарный запас, поскольку иногда можно посмотреть в словаре, что означает изображенный предмет.
Каждый ученик снова и снова сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они совсем не сложные, и можно ограничиться поверхностными знаниями. Но языковой тест совсем другой. Он предназначен для выявления наиболее важных пробелов в ваших знаниях, что облегчит вам дальнейшее обучение.
Склонение существительных
На какие вопросы отвечает категорический случай:
- Мужской род, неодушевлённое: это кофе, я люблю пить кофе.
- Мужской род, одушевлённое: это кот, я купаю своего кота.
- Женский род, неодушевлённое: это кукла, я дарю куклу.
- Женский род, одушевлённое: это сестра, я обожаю свою сестру.
- Средней род, неодушевлённое: это кино, я смотрю кино.
Практика и закрепление материала
Приведение слова в необходимую форму
- Я очень люблю своего … (папа), десятого числа мы едем с ним на море.
- Мы целый день ищем … (кастрюля), которая бы подошла для вкусного борща.
- На свой праздник Надя пригласила … (сестра).
- Я нарисую это в … (блокнот), иначе могу забыть.
- В июне магазин наконец-то открыл … (новый филиал).
- Сегодня прекрасный день, я приглашу … (друг) со мной погулять.
- Я просто ненавижу купать свою … (собака), но это необходимо делать каждый раз после прогулки.
- Ежегодно наш фонд проводит … (благотворительная акция), которая направлена на поддержку бездомных животных.
- Уже через пару дней мне нужно будет отдать … (книга), которую я взяла в долг у своей знакомой.
- На юбилей я подарю своей бабушке … (рубиновое кольцо).
- Куда бы положить этот неподлежащий … (магнит)?
Рассказ о любимой картине
Тест по пройденной теме