Метель пронеслась над тропинками. Дети лепили снежки. Есть избушка на курьих ножках. Маргаритки сбрасывали свои белые рубашки. В саду прыгали молодые воробьи. Иву украшают белые серьги. В далеком пруду квакали лягушки. Дети делали елочные игрушки к Новому году. Петя Семушкин сделал шесть флагов.
Звуки речи
Когда мы говорим друг с другом или читаем вслух, мы произносим слова. Наш язык состоит из слов. Каждое слово состоит из звуков.
Звук является наименьшей единицей языка. Звуки в языке отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. Буквы используются для обозначения звуков на письме. Звуки образуют фонетическую оболочку слова, которую мы можем услышать и произнести с помощью речевых инструментов.
Звуки речи отличаются друг от друга по способу образования. Некоторые звуки производятся воздухом, свободно проходящим между натянутыми голосовыми связками и через рот, который при этом может менять форму. Фонемы образуются следующим образом: a, o, u, e, i, y. Они состоят только из фонем. Другие звуки речи, а их очень много, образуются по-разному. Когда они сформированы, выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия, поскольку органы речи закрываются и открываются, и выходит изо рта или носа. Звук характерен для каждого звука. Формируются согласные звуки:
Согласные являются шумными, потому что они образованы звуками. Большинство из этих звуков речи являются сопряженными согласными звуками.
Что такое парные согласные?
Большинство согласных звуков состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения между голосом и шумом в русском языке различают
Фонетические согласные состоят из шума и голоса. Во время произношения натянутые голосовые связки вибрируют под давлением выдыхаемого воздуха: b, c, d, e, g, h.
Гласные согласные — это громкие звуки, производимые шумом и голосом.
В отличие от этого, в речи есть согласные, которые формируются исключительно из шума:
Голосовые связки не вибрируют, когда выдыхаемый воздух проходит через них. Голос вообще не участвует в их производстве. Эти согласные звучат приглушенно.
Приглушенные согласные — это громкие звуки, при образовании которых отсутствует голос.
Многие громкие согласные сходны по своим фонетическим признакам, за исключением признака звонкости/незвонкости. В этом отношении звонкие и незвонкие согласные, сходные по своему образованию, образуют пары.
Напишите фонетические согласные вертикально слева в соответствии с их положением в алфавите. Так их легче запомнить. А справа — парные безголосые согласные.
В следующей таблице приведены парные согласные.
Когда звонкий согласный находится в конце или перед немым согласным в середине слова, эта позиция является для него слабой. Когда он произносится в конце слова, неизбежно происходит фонетический процесс отсечения звонкого согласного. Давайте послушаем, как звучат последние согласные в словах:
Кахексия — это замена фонетического согласного в конце или в середине слова на парный безголосый согласный.
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
В середине слов непроизносимый согласный влияет на предшествующий фонетический согласный и изменяет его качество звучания. Фонетический согласный находится в паре с ним и становится безголосым при произнесении слова. Мы должны быть убеждены в этом:
Сомнения могут возникнуть и при написании слов с безгласными конечными согласными:
- в орон в — верёвка в’
- долина д — дерево д’
- гомон г — герб г’
- сок с — село́ с’.
Безголосые согласные, которым предшествуют безголосые согласные, также изменяют свое звучание. Происходит фонетический процесс фонирования безголосых согласных:
- ж ёлудь ж о л у т’
- про ж о́рливый п р а ж о р л’ и в ы й’
- ш о́рох ш о р а х
- ш ёлк ш о л к.
Фонематическое озвучивание — это замена звонкого согласного парным звонким согласным в конце или в середине слова перед звонким согласным.
Как мы видим, звучание пар согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Парные согласные в конце и середине слова
Все звонкие/глухие парные согласные могут быть звонкими или глухими в зависимости от их положения в слове.
- кра б п
- покро в ф
- сапо г к
- горо д т
- молодё ж ь ш
- отка з с.
Правописание фонетических/глухих парных согласных — это орфографическая проблема, требующая проверки слова. Это написание относится к паре согласных в корне слова (в середине и в конце слова).
Парные согласные анестезируются в следующих случаях:
- коро б ка п
- колдо в ство ф
- коври ж ка ш
- дога д ка т.
Слова с парой согласных на конце
- откли к («к» или «г»)
- ерала ш («ш» или «ж»)
- голо с («с» или «з»).
(например, в слове «зуб» получается парный безголосый согласный p, потому что он находится в конце слова).
- про с ьба з’
- о т бить д
- с грузить з.
(например, в слове «губки» парный согласный p произносится потому, что он стоит перед звонким согласным k).
Парные звуки являются фонетическими в следующем случае: перед фонетическими согласными (например, в слове «make» парный фонетический согласный z произносится потому, что он стоит перед фонетическим согласным e).
Правило
Эти примеры (зуб — зуп, губки — губки, до — до) помогают показать, что звуки и буквы не всегда соответствуют друг другу.
Большинство согласных соответствуют твердости/мягкости.
Это следующие согласные: b — b’, c — c’, d — d’, e — d’, h — h’, k — k’, l — l’, m — m’, n — n’, n — n’, p — r’, s — c’, t — t’, f — f’, x — x’.
-
Мягкие и твердые звуки можно произносить по положению языка: При произнесении мягких согласных средняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу.
Существует несколько способов найти слово для проверки согласного.
Если не удается найти подтверждающее слово, вам придется посмотреть написание согласной в словаре или запомнить его.
Например: a в тобусе, wo k hall, za в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых невозможно проверить, называются непроверяемыми.
Парные по твердости/мягкости
морозы, голуби, паруса, нации, ле
3) Выпишите слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — слова с буквой Ф.
Ле. весы. жир. туфля. ботинок. ки. ключ. мяч. телега. рука.
Как проверить парные согласные в корне?
Наступили холодные дни. Снег заморозил все дорожки. Бревно было похоже на большую лавину. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку для птиц на большом дубе. Прилетели птицы. Они с жадностью пожирали семена и крошки. Помогите и своим пернатым друзьям!
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: д у б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юб ки (И. п.) — (нет) юбо к (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).
2) Заполните пропущенные буквы и напишите соответствующие слова.
Слова звучат следующим образом: «живой», «ветреный», «лесной», «бродить», «сладкий», «пирог», «ги…чоп…хлеб».
3) Запишите слова в два столбика: один — с буквой Z в конце слова, другой — с буквой C.
Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»
Карточка 1
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Moro. arb. интересно. но. ma. ma.,. под. groo. lig.,. holo. hall…..
Там. есть. красивое. озеро. недалеко от нашей деревни. Одинокая дорога ведет к озеру. На берегу есть павильон. Вокруг озера растут березы и дубы. Вода в озере чистая. Мы часто ездим на лодке. В тихой воде есть рыба.
2) Заполните пропущенные буквы и напишите соответствующие слова.
3) Выпишите слова в два столбика: в первый столбик — слова с буквой Г в конце слова; во второй столбик — слова с буквой К.
Бере. кула. море. нохле. червь. cru. tovaro. blue. tan. utu. dru.
Карточка 2
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Наш луг.
Наш луг прекрасен летом. Здесь много трав и цветов. Зеленый цвет земли радует глаз. Коровы и козы пасутся на лугу. (20 слов)
Работа над грамматикой:
Зима
Ночью был заморозок. На реке есть лед. Выпал первый снег. Рядом с домом уже сошла лавина. Дети счастливы. У них есть свои коньки. (20 слов)
Карточка 3
- Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.
Работа над грамматикой:
Наш луг прекрасен летом. Здесь много трав и цветов. Зеленый цвет земли радует глаз. Коровы и козы пасутся на лугу. (20 слов)
Рядом с деревней есть лес. Рядом с лесом есть река и луг. Правый берег реки крутой. На лугу лежит большая куча соломы. Мы любим нашу землю. (23 слова)
Грамматическое упражнение:
Зимняя одежда
Карточка 4
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Зимняя одежда леса прекрасна. На лапах елей лежит снег. На тонких ветвях берез — снежинки. Вот развертка. Дуб покрыт снегом. Мороз отлично поработал в лесу! (27 слов).
Наш луг прекрасен летом. Здесь много трав и цветов. Зеленый цвет земли радует глаз. Коровы и козы пасутся на лугу. (20 слов)
Весна пришла
Весна пришла. В небе светит солнце. На улице было тепло. Ему не нужно было надевать пальто. Молодые скаты были покрыты мелкими листьями. Они были мягкими и нежными. Было интересно посмотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»
Подводная охота
Однажды утром над морем пошел мелкий дождь. Молодой тюлень упал в глубину. Его одолевал голод. На дне плавал
То есть в обоих случаях мы просто изменяем форму слова таким образом, чтобы гласный или фонетический согласный шел после парного согласного, то есть l, m, n, r, y. Это универсальный метод контроля согласных в середине или в конце слова.
- Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Найди с тексте все имена существительные .
Вот еще несколько примеров с разными согласными.
В этих примерах мы видим обратную ситуацию: парный согласный в корне слова не произносится на письме, но мы произносим его вслух. Такие случаи также следует проверять, чтобы избежать ошибок.
То есть в обоих случаях мы просто изменяем форму слова таким образом, чтобы гласный или фонетический согласный шел после парного согласного, то есть l, m, n, r, y. Это универсальный метод контроля согласных в середине или в конце слова.
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 1-м предложении выдели основу.
Проверьте, усвоили ли вы новую тему парных согласных в конце и в середине слов. Выполните следующие задания, чтобы отработать навыки, полученные в этой статье.
Прочитайте следующие предложения, вставьте пропущенные буквы в слова и напишите для каждого из них слово-подтверждение.
То есть в обоих случаях мы просто изменяем форму слова таким образом, чтобы гласный или фонетический согласный шел после парного согласного, то есть l, m, n, r, y. Это универсальный метод контроля согласных в середине или в конце слова.
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- В 4-м предложении выдели основу.
Ловцы, вожди, львы, львицы, брови, глаза, клювы, морозы, заморозки, арбузы, алмазы, урожаи, коллективы, банки, архивы, серпы, молоты, команды, заводы, лошади, пушки, луга, стражи.
Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения имели смысл. Определите, какие пары согласных встречаются во вставленных словах, и сопоставьте их с контрольными словами.
То есть в обоих случаях мы просто изменяем форму слова таким образом, чтобы гласный или фонетический согласный шел после парного согласного, то есть l, m, n, r, y. Это универсальный метод контроля согласных в середине или в конце слова.
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Во 2-м предложении выдели основу и подпиши части речи.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок лучше усвоил правила пар согласных и другие темы во втором классе, вам помогут дополнительные занятия. На курсах русского языка онлайн-школы Skysmart преподаватели объясняют даже самую сложную тему простым языком, а интерактивные упражнения помогают закрепить ее на практике. Начните с вводного урока — это бесплатно!
Все согласные, за исключением писклявых, бывают твердыми и мягкими.
То есть в обоих случаях мы просто изменяем форму слова таким образом, чтобы гласный или фонетический согласный шел после парного согласного, то есть l, m, n, r, y. Это универсальный метод контроля согласных в середине или в конце слова.
- Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
- Найди в тексте имена прилагательные.
- Во 2-м предложении выдели основу.
Какие гласные делают согласный звук твердым?
Некоторые гласные имеют два звука, это ( i, e, y, f), произносимые следующим образом: мягкий y + пара гласных из вышеперечисленных гласных: e, o, u, a. Или знак ослабления + пара гласных.
Озвончение парных согласных звуков в корне слова
Например, слово енот произносится так: y e n o t. Или слово — тина. Произносится: t’ y n a. Буквы: y, u, a, o, e имеют девиз: t’ y n a .
- про с ьба — проз`ба,
- с даваться — здавац:а,
- во к зал — вагзал.
Заимствованные слова с гласным — e обычно произносятся единообразно. Пример: фальшивый, fay’k .
Согласные звуки всегда мягкие, когда пишутся перед: y. Исключение составляют буквы ж, ц, ш — они всегда твердые. Мягкие — это щ, ь, ч. Примеры: Сорб, йод, чайка.
2 способа проверить слова с парными согласными в корне
На твердые согласные не влияет следующая буква
1. Подставляем к слову «нет»
Твердые согласные могут образовывать мягкие пары, примеры см. в следующей таблице.
- моро з — нет моро з а,
- побе г — нет побе г а,
- тру д — нет тру д а,
- свисто к — нет свист к а.
2. Проверяем с помощью уменьшительно-ласкательного слова
Когда фонетический согласный появляется в конце слова или перед непроизносимым согласным в середине, он находится в слабой позиции. При произнесении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс отсечения звонкого согласного. Давайте послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- ло ж ка — ло ж ечка,
- ло д ка — ло д очка,
- у з кий — у з енький,
- клю в — клю в ик.
Определение Озвучивание — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова парным беззвучным согласным.
В середине слов безголосый согласный влияет на предшествующий фонетический согласный и изменяет качество его звучания. Фонетический согласный находится в паре с ним и становится безголосым при произнесении слова. Мы должны быть убеждены в этом:
Сомнения могут возникнуть и при написании слов с безгласными конечными согласными:
- гри б — гри б ы;
- про б ка — про б очный;
- ло б — ло б ный.
- приста в — приста в ной;
- уста в — уста в ной;
- любо в ь — любо в ный;
- уло в ка — уло в ить;
- була в ка — була в очный.
- яго д ка — яго д ный;
- ло д ка — ло д очный;
- площа д ка — площа д очный;
- тетра д ка — тетра д ный.
- но ж — но ж ик;
- но ж ка — но ж енька;
- доро ж ка — доро ж ный;
- ло ж ь — ло ж ный.
- повя з ка — повя з ать;
- ска з ка — ска з очный;
- ука з ка — ука з ать;
- про с ьба — про с ить;
- вя з ка — вя з ать.
Безголосые согласные, которым предшествуют безголосые согласные, также изменяют свое звучание. Происходит фонетический процесс фонирования безголосых согласных:
Проверьте себя
Определение Фонетическая фонизация — это замена звонкого согласного парным незвонким согласным в конце или в середине слова перед незвонким согласным.
Задание №1
Как видите, звучание пар согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.Больше материалаПосмотрите больше примеров пар согласных.
- Садово__ посадил молодые саженцы.
- Геоло__ открыл новое месторождение руды.
- Рыболо__ шел довольный уловом.
- Лесору__ повалил огромное дерево.
- Сне__ укутал верхушки деревьев.
- На ветках бере__ появились сережки.
- Сугро__ закрыл выход из избы.
Задание №2
Когда вы произносите звуки, вы иногда слышите больше согласных. Тем не менее, вы должны написать правильное письмо. Все буквы в словах не могут быть изменены. Даже если вы слышите другой звук. Чтобы узнать, правильно ли написано слово, нужно выучить некоторые правила. Эти правила помогут вам распознать, какой звук в слове является безголосым или согласным, и убедиться, что спрягаемые согласные звуки не могут быть заменены.
Парные согласные: правило
Задание №3
Правила проверки правописания звонких и незвонких согласных:
- Собака — друг человека, а волк — ___.
- Железо тяжелое, а пух ___.
- Река широкая, а ручей ___.
- Чеснок горький, а яблоко ___.
- Кисель густой, а суп ___.
- Дом высокий, а сарай ___.
- Дождь частый, а гром ___.
Примеры: Чтобы избежать ошибки в sugro b ( p ), следует изменить это слово так, чтобы в конце была гласная: to sugro ba x. Слово — glaz (s), инфинитив: gla za, obo z (s) — obo za, ko d (t) — ko da, cha t (d) — cha you.
ВАЖНО: Есть некоторые слова, которые нельзя отметить галочкой. Одним из них является — ко фу та. Мы должны выучить его наизусть и всегда писать его на эту букву — f .
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
В таких случаях помните, что при написании пар согласных не следует полагаться на произношение слова. Многие английские слова пишутся не так, как они произносятся. Анестезия и произношение согласных не упоминаются.
Парные согласные в конце и середине слова
- краб п
- покров ф
- сапог к
- город т
- молодёжь ш
- отказ с.
- коробка п
- колдовство ф
- коврижка ш
- догадка т.
- отклик («к» или «г»)
- ералаш («ш» или «ж»)
- голос («с» или «з»).
- просьба з’
- отбить д
- сгрузить з.
Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
- В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
- Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н .
Как проверить парные согласные в слове?
- краб — крабы;
- покров — покровы;
- сапог — сапоги;
- город — города;
- отказ — отказы;
- голос — голоса;
- отклик — отклики.
- молодёжь — много молодёжи;
- ералаш — нет ералаша;
- коробка — много коробок;
- коврижка — нет коврижек.