Моряки вступили в схватку, которая оказалась трудной. Стрелы туземцев попадали испанцам прямо в ноги, а пули моряков едва пробивали их деревянные щиты. Магеллан погиб в этой битве. Ему был 41 год.
Первое кругосветное путешествие
Считается, что Фернан Магеллан был первым мореплавателем, обогнувшим земной шар. Однако у него не было намерения стать первым в мире путешественником. Его работы были совсем другими — более приземленными. И вся слава мировых открытий принадлежит не ему.
- Автор идеи
- Подготовка к экспедиции
- Атлантический океан
- Мятеж
- Магелланов пролив
- Тихий океан
- Смерть Магеллана
- Завершение экспедиции
- Итоги экспедиции
Автор идеи
Идея экспедиции, которая привела к открытию, принадлежит Фернандо Магеллану, который родился в 1470 году и умер в 1521 году. Уроженец Португалии, он был королевским атташе. Известно, что Магеллан был очень образован и занимался космографией, навигацией и астрономией. Его первое путешествие состоялось, когда ему было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллану удалось подавить восстание туземцев в Малакке, после чего он остался служить в Африке. Ложное обвинение положило конец его карьере капитана. Идея плыть на запад на кораблях, предложенная португальскому королю, была отвергнута.
В 1517 году Магеллан отправился в Испанию и с согласия португальского короля стал ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в существовании прохода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы пролив был найден, Испания получила бы (по приказу папы Александра VI) все земли к западу от Канарских островов.
Его друг, астроном Рюи Фальер, помог ему получить королевские «товары», как и аристократ Де Аранда, который предложил ему 20% прибыли от экспедиции, если он поддержит проект. Таким образом, план по поиску дороги к Бахарским островам был принят королем. Однако Фалеру удалось снизить долю Де Аранда до 8 %.
Когда Магеллан предложил свое путешествие, мир уже знал Центральную и часть Южной Америки и океан, простиравшийся за ее пределами. Панамский перешеек уже был пересечен. Но в то время никто не подозревал, что еще один маршрут может соединить Восток с Западом.
Магеллан решил найти доказательства того, что Бахарские острова находятся вблизи Нового Света, а не в Азии. Это означает, что богатство бахаров находилось в сфере влияния Испании, а не Португалии, как считалось в то время.
Магеллан не собирался обогнуть земной шар. Он искал пролив, который мог находиться в Южной Америке. Он хотел добраться до Багамских островов, купить товар, доставить его в Испанию и получить прибыль.
Подготовка к экспедиции
Плыли пять кораблей. Денег на их оснащение было достаточно. Многие европейские купцы присоединились к этому предприятию. Они хотели получить прямой доступ к прибыльным специям,
Все было напрасно. Затем посол организовал покушение на Магеллана, которое не удалось. Альваро да Коста продолжал свое дело: он следил за тем, чтобы на корабли поставлялось некачественное оборудование и продовольствие, что приводило к всевозможным препятствиям. Все это не принесло успеха.
Однако многие в Испании были недовольны тем, что экспедицию должен был возглавить португалец, который к тому же заключит выгодную сделку: пятая часть прибыли, двадцатая часть новых территорий, которые будут открыты, и право на владение третью новых островов.
Это привело к мятежу на флагманском корабле, когда на нем был поднят личный флаг Магеллана: Он был очень похож на флаг Португалии. Мятеж был подавлен, но пришлось пойти на уступки. На борт допускалось не более пяти человек из Португалии, а стандарт был заменен.
Экспедиция началась 20 сентября 1519 года, и на протяжении всего плавания Магеллана преследовали споры с испанцами, которые путешествовали вместе с ним.
Первым был капитан Хуан де Картахена. Он был взбешен тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил плыть в Африку, а не в Америку, как планировалось ранее.
Магеллан и Картахена поссорились. Испанца сняли с капитана и посадили на другое судно в качестве пассажира. Это сделало Магеллана более известным, но также создало ему злобного врага.
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
История кругосветного плавания: от Магеллана до Пикара
Кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522)
12 февраля 1908 года в Нью-Йорке началось первое кругосветное плавание — смелое и рискованное предприятие в эпоху великих технологических открытий и достижений. Но искатели приключений существовали всегда — они жили до 1908 года, жили после и живут до сих пор. Сегодня мы поговорим об истории мировых путешествий, начиная с Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.
Кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522)
Уже в начале XVI века стало ясно, что земли, открытые Христофором Колумбом, не являются ни Индией, ни Китаем. Но считалось, что Азия со всеми ее богатствами находится недалеко от Америки. Оставалось только найти пролив, пересечь «Южные моря» (так тогда называли Тихий океан) и добраться до вожделенной страны пряностей и шелка. Именно португальско-испанский мореплаватель Фернан Магеллан принял этот вызов.
Портрет Фердинанда Магеллана. Источник фото: antarcticguide.com
20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием отплыли из испанского порта Санлукар-де-Барамеда. Корабли, на которых находились с 1515 года, отправились из Барселоны к испанскому побережью.
Томас Стивенс был первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. Это был не современный велосипед — легкий, спортивный, эргономичный — а типичный пенни-фартинг (с передним колесом в восемь раз больше заднего). А ситуация на дорогах была еще более сложной.
Томас Стивенс и его велосипед. Источник фото: diletant.co.uk
Из Сан-Франциско Стивенс проехал через всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он много путешествовал по родной Англии, проехал через Европу и Османскую империю, зимовал в Тегеране в качестве личного гостя шаха, посетил Афганистан, вернулся в Стамбул, отплыл в Индию, посетил Китай и Японию, а затем вернулся в исходную точку своего путешествия, где провел более двух с половиной лет.
Всего под командование Магеллана было передано пять кораблей:
Общая численность экипажа оценивается в 265-280 человек. Испанцы везли с собой продовольствие на два года, а для торговли загружали на борт женские украшения, текстиль и ртуть, которая, как считалось, обладала лечебными свойствами. Экспедиция также была вооружена 70 пушками на случай конфликта с аборигенами. Двумя кораблями командовали португальцы, а тремя — испанцы. Корабли отплыли из порта Санлукар-де-Баррамеда 20 сентября 1519 года.
Главной целью экспедиции было найти проход, который позволил бы им пересечь Атлантику и попасть в Тихий океан. Еще в 1513 году испанские конкистадоры увидели огромный океан, омывающий американское побережье с запада, который они назвали «Южными морями», но они не знали, как туда добраться. В то время исследователи американского побережья достигли только залива Ла-Плата и ошибочно полагали, что это пролив в Южные моря.
Магеллан не сообщил другим капитанам о маршруте, а просто попросил их следовать за ним. Это привело к напряженности среди членов экспедиции. Хан де Картахена, командовавший кораблем «Сан-Антонио», начал нарушать субординацию, обращаясь к Магеллану как к капитану, а не генерал-капитану. Через некоторое время португальцы были вынуждены арестовать его.
29 ноября корабли достигли побережья Южной Америки, а затем поплыли на юг вдоль побережья. 26 декабря они достигли Ла-Платы, но оказалось, что этот залив является устьем реки, а не проливом. Экспедиция продолжала плыть на юг, пока 31 марта 1520 года не зазимовала в заливе Святого Юлиана.
Состав экспедиции
Именно здесь произошел мятеж. Испанцы, недовольные Магелланом, освободили Картахену и захватили три корабля, убив одного человека. Португальцам удалось захватить «Викторию» врасплох, после чего они взяли на абордаж два других корабля. Мятеж подавлен. Сорок человек приговорены к смерти, но 37 из них сразу же помилованы. Один мятежник, совершивший убийство, был казнен, а Картахена и еще один священник были просто выброшены на берег.
- «Тринидад»;
- «Сан-Антонио»;
- «Консепсьон»;
- «Виктория»;
- «Сантьяго».
В мае пропал корабль «Сантьяго», отправившийся исследовать юг. Только 18 октября экспедиция отправилась на поиски пролива. Они достигли пролива, который позже назовут Магеллановым проливом, уже 21 октября. Кораблям потребовалось более 38 дней, чтобы пересечь пролив длиной 575 км. Однако на «Сан-Антонио» произошел мятеж, когда корабль выполнял разведывательную миссию. Захвативший его Эстебан Гомес решил вернуться в Испанию, а Магеллан так ничего и не узнал о судьбе потерянного корабля.
Плавание к берегам Бразилии и попытка мятежа
«Сан-Антонио» остановился, когда корабль выполнял разведывательную миссию. Захвативший его Эстебан Гомес решил вернуться в Испанию, и Магеллан так ничего и не узнал о судьбе потерянного корабля.
И Магеллану было что скрывать. Почти год, не вызывая подозрений, он изучал отчеты об экспедициях в Новый Свет, судовые журналы, анализировал и копировал карты, дневники и журналы последних экспедиций в Бразилию в Тесорарии — секретном архиве короля Маноэла. Он проводил часы в тавернах с капитанами и мастерами, побывавшими в Южных морях. Он был близким другом Руя Фалейру, лучшего астронома своего времени, который также не был принят при дворе. Но что еще оставалось делать бывшему моряку?
Улица Фалейро Магеллан открыл свой великий секрет — где-то на 38-й параллели к югу лежит пролив, соединяющий океаны. Он узнал об этом из карты, составленной знаменитым придворным картографом Мартином Бехаймом и хранившейся в секретных королевских архивах. Карта была составлена различными португальскими экспедициями, которые исследовали побережье Бразилии и, возможно, Аргентины. В одном из них участвовал Америго Веспуччи.
Как выяснилось позже, широкое устье реки Ла-Плата в то время было принято за пролив между океанами. Но Магеллан не знал об этом и был убежден в правильности своих выводов. Фалейро сделал то же самое (также ошибочно) и пришел к выводу, что Бахарские острова находятся в Западном полушарии и поэтому, согласно воле папы Александра VI, должны по праву принадлежать Испании, а не Португалии.
Поиск пролива
И с этим багажом, за который Магеллана с полным основанием можно было отправить домой в гарроту, он отправился к испанскому двору через полтора года после неудачной аудиенции с Мануэлем, упрямым и скрытным португальцем.
Магеллан умел ждать и быть терпеливым. Португалец знал, что у него будет не больше одной попытки, и тщательно подготовился. Приехав в Севилью, он женился на дочери своего соотечественника Диогу Барбозы, который уже давно переехал в Испанию и занимал постоянную должность при испанском дворе. С помощью своего тестя Магеллан установил нужные контакты.
Тайный проход между океанами
К моменту слушания дела у Карла V члены Casa de Contractacion — индейской торговой палаты — уже были готовы, а агент (администратор) Хуан де Аранда заключил с заявителями личное соглашение о получении одной восьмой части всех будущих доходов от предприятия в обмен на их поддержку и участие в финансировании.
Магеллан показал испанскому королю восторженные письма от своего компаньона, обосновавшегося на Бахарских островах, одного из тех, кого он когда-то спас в битве при Малакке, показал своего слугу, бойкого малайца Энрике, и, в качестве основного блюда, карты и дневники планируемого перехода в Тихий океан, которые он получил из секретных архивов в Лиссабоне.
Со своей стороны, Фалейро представил математические расчеты, показывающие, что вожделенные острова находятся в районе, который Его Святейшество Папа уступил Испании. А поскольку португальцы контролировали маршрут вокруг Африки, единственным способом реализовать свое право на них было попасть туда по западному маршруту.
Все было сделано быстро.
Прием у малинового короля
20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей — флагман адмирала Тринидада, «Консепсьон», «Виктория», «Сан-Антонио» и «Сантьяго» — отправилась в самое длинное из когда-либо предпринятых плаваний.
Переходы через Атлантику уже не были чем-то необычным, но эскадрилья переживала период спада. Несколько недель корабли стояли неподвижно под жарким солнцем. Скука и однообразие — первые проблемы. Чванливые испанские капитаны недовольны тем, что ими руководит презренный португалец, который к тому же еще и невежда. Возникают мелкие ссоры.
Но вот долгожданный бриз наполняет паруса, и общее настроение улучшается. Эскадра движется на юг вдоль побережья американского континента. 10 января моряки обнаруживают на плоском побережье холм под названием Монтевидео (сегодня это Монтевидео, столица Уругвая). Чтобы защититься от сильного шторма, корабли заходят в большую бухту, которая простирается далеко на запад вглубь континента. Магеллан в восторге, ведь это проход к другому океану, который он знает.
Но его радость вскоре сменяется разочарованием, когда корабли, посланные исследовать пролив, возвращаются с более мелкими шашками и сообщают, что вода в проливе пресная, а берега сужаются. Магеллан понимает, что карта Бехайма неверна и что то, что моряки ошибочно приняли за перешеек, на самом деле огромная река (Ла-Плата), но другой карты у адмирала нет.
Это был решающий момент экспедиции. Что ему оставалось делать? Вернуться с позором, признать поражение и тем самым потерять все, чего он достиг? Или продолжать надеяться, что пролив все еще существует? Магеллан решил выбрать последнее.
Королева карта бита
28 ноября 1520 года экспедиция достигла Тихого океана! Его размеры стали настоящим сюрпризом для моряков. Они и представить себе не могли, пока не достигли своего любимого острова Спайс, а впереди их ждали 17 тысяч километров гладкой воды и почти 4 месяца плавания. К счастью, море было спокойным, и корабли прошли без особых потерь. Именно поэтому Магеллан назвал океан «спокойным».
6 марта 1521 года экспедиция достигла первого обитаемого острова — Гуам. Однако общение с аборигенами не принесло плодов. Туземцы радуются началу торговли, но тайком крадут с корабля все плохое. В результате разгневанные моряки забирают припасы, сжигают местную деревню и оставляют остров по прозвищу «Вор». Через несколько дней они прибывают на Филиппины — первые европейцы.
7 апреля 1521 года Магеллан высаживается в богатом порту на острове Себу. Местный князь Хуманнон, впечатленный мощью европейского оружия, переходит под покровительство испанского монарха. Но Магеллан, стремясь к прибыли и новым территориям, начинает завоевывать соседние острова. Во время одного из сражений на острове Мактан он погибает. После его п
Однако 9 июля 1522 года пришлось сделать отчаянную остановку на португальских островах Зеленого Мыса. Новый капитан экспедиции, Хуан Себастьян Элькано, решил пополнить запасы, обманув местный гарнизон и скрыв историю своей экспедиции. Однако 13 моряков, находившихся на берегу, были захвачены в плен. И снова «Виктории» пришлось отплывать в спешке. И только 6 сентября 1522 года ее приключения, а вместе с ними и первое кругосветное путешествие, были завершены — корабль вошел в порт Севильи в Испании.
Хотя большинство членов экипажа погибли, потерялись или попали в плен во время плавания, и только два из снаряженных кораблей вернулись невредимыми, экспедиция была признана успешной. Выручка от продажи импортированных товаров покрыла все расходы на плавание, а также принесла значительную прибыль. Да, и португальский монарх поверил в принадлежность Бахарских островов Испании и купил их за 350 тысяч дукатов (3,5 грамма золота в каждой монете).
Через Тихий океан к заветным островам
Командиром первого кругосветного плавания был португалец Фернандо Магеллан. Это была его идея — найти путь из Европы в Азию. Он обратился к португальскому монарху, но не нашел поддержки и был вынужден обратиться за финансированием в Испанию.
К этому времени 37-летний Магеллан уже был опытным мореплавателем и солдатом. В 1505 году он отплыл в Индию в качестве необычного солдата. Во время плавания он принял участие в захвате Момбасы, Кения. Позже он вернулся в Африку из Индии, где участвовал в подавлении местного восстания и строительстве Мозамбика.
В 1509 году Магеллан совершил первое плавание в Малакку в составе эскадры Сикайры. Несколько недель в Малакке прошли спокойно, и большинство моряков проводили много времени на берегу. Однако туземцы планировали захватить португальские корабли и неожиданно напали на них. Поскольку в это время он находится на одном из кораблей, Магеллан отправляется на лодке на флагманский корабль, чтобы предупредить адмирала Сикейру. Благодаря ему португальцам удается отстоять флотилию. Однако почти весь экипаж убит малазийцами на берегу. Только небольшой группе моряков удается выбраться на берег — Магеллан плывет за ними в лодке. Среди выживших был Франсиско Серрано. После этого случая молодые люди стали лучшими друзьями. И именно Серрано побудил Магеллана совершить первое кругосветное путешествие.
Конец первого кругосветного путешествия
Однако Магеллану не удалось завершить миссию. После его смерти командование принял Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). До путешествия с Магелланом баск испанского происхождения служил наемным солдатом в Италии, а затем купил торговое судно, на котором участвовал в осаде Триполи. Он был вынужден покинуть