Аналогичные связи обычно связаны связно и служат для прояснения смысла выражения. Примерами таких сложноподчиненных предложений являются: «Он любит трепетный рассвет, а также кровавый закат и тихие ночи».
Простое предложение
Простое предложение является единицей в системе русского синтаксиса. Оно отличается от сложносочиненного предложения полнотой выражаемой мысли и наличием основных элементов, составляющих его основу. Оно отличается от сложносочиненного предложения тем, что имеет только одну основу.
Человек использует язык, в том числе письменный, с определенной целью:
- передать информацию;
- запросить информацию (то есть задать для этого вопрос);
- побудить собеседника к действиям.
В зависимости от того, какой из вышеперечисленных вариантов имеет место, предложения, даже простые, делятся на три типа, в зависимости от цели высказывания.
- Повествовательные.
- Собрание собственников жилья состоится на следующей неделе.
- Всё равно эту хитрую мышь поймаю!
- Вопросительные.
- Как пройти в библиотеку?
- Посылка до сих пор не пришла?!
- Побудительные.
- Возьми тетрадку в ящике стола.
- Пассажиры, не забывайте своевременно оплачивать проезд!
Интонация либо нейтральная, либо эмоционально окрашенная (что обозначается на письме восклицательным знаком). Другими словами, высказывание относится к неэвфоническому или эвфоническому типу.
В вышеупомянутых вариантах проводится различие между простыми и сложными синтаксическими структурами. Другие признаки относятся только к первым и определяют распределение между типами на основе вторых:
- строения грамматической основы;
- наличия второстепенных членов;
- необходимости знания ситуации или контекста для восстановления смысла;
- использования в составе фразы осложняющих элементов.
Односоставные и двусоставные предложения
Основная информация о высказывании содержится в его основе, по составу которой подразделяются предложения:
Основа первого типа предложения содержит как подлежащее, так и сказуемое (или несколько элементов каждого типа, если речь идет об однородности).
- Дорога привела к заброшенной деревне.
- И река, и дальний лесок скрылись за пеленой тумана.
- Музыка тревожила душу и звала за собой.
- Брат и сестра к празднику наряжали ёлку, украшали дом и готовили угощение.
Во втором типе предложений представлен только один тип главного члена.
- Лунная ночь. (Назывное.)
- Не пойдём сегодня в лес. (Определённо-личное.)
- Лестницу не мыли с прошлого месяца. (Неопределённо-личное.)
- На красный свет улицу не переходят. (Обобщённо-личное.)
- К вечеру похолодало. (Безличное.)
При наличии однородных субъектов или предикатов конструкция остается унимодальной, и тип не меняется.
- Опять сидишь без дела и в окно смотришь ? (Односост., опр.-личн.)
В разговорном языке информация передается не только с помощью слов, той же цели служат также имитация, интонация, жесты, жестикуляция, обращение к ситуации, добавление и даже замена лексического элемента. В результате получаются неполные предложения с пустыми ссылками. Их значение вне контекста, в котором они были произнесены, становится неясным или теряется.
Мать, уложив ребенка спать, выходит из комнаты, тихо закрывает за собой дверь и сообщает:
Субъект отсутствует — субъект не назван. В то же время, это не вариант единственного числа, потому что слово явно подразумевается со значением предмета, а не просто говорится, потому что присутствующий знает его.
Речевая ситуация позволяет даже опустить всю грамматическую основу в предложении.
Отец и сын разбирают полку в мастерской. Сын берет с полки коробку с инструментами и спрашивает:
Отец смотрит на него и приказывает:
И в вопросе, и в ответе главная информация полностью отсутствует: собеседники ясны, но она не реконструируется отдельно от происходящего и де
Части сложносочиненного предложения могут быть соединены, но не обязательно должны быть соединены. Если между частями сложного предложения нет связей, то оно не является сложным предложением; сложные предложения делятся на сложносочиненные (со связями) и сложноподчиненные (с подчинительными связями).
- Поставь тарелки на стол, а вазу – на подоконник. (Пропуск второго слова поставь, заменённого на тире.)
- Старший брат учится в восьмом классе, а младший в пятом. (Во второй части отсутствуют слова брат, учится, классе, аналогичные употреблённым в первой.)
Сложное предложение
Сложносочиненные и простые предложения тесно связаны с количеством грамматических основ.
Чтобы понять, когда предложение простое, а когда сложное, нужно посчитать количество грамматических основ, то есть каждый, кто говорит по-русски, должен уметь правильно определять грамматические основы предложений. Не зная, как найти грамматическую основу предложения, невозможно определить, является ли предложение простым или сложным.
Следует различать независимые предложения с грамматической основой и однородные подлежащие или сказуемые. Необходимо также знать, что грамматическая основа может быть только подлежащим или только сказуемым.
Давайте сравним простые и сложные предложения.
Давайте проанализируем основные типы. Вы отметите их все во время анализа.
Как отличить?
В зависимости от цели выражения. Предложение может принадлежать к одной из трех групп:
По стрессу. Две группы:
По присутствию основных членов. Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то оно является двусоставным. Большинство этих конструкций существует в каждом языке. Если у вас есть только подлежащее или сказуемое, то это односоставное предложение.
Я рекомендую вам прочитать статьи о четырех типах односоставных предложений. Дети в школе постоянно путают их и получают пятерки, но это не так сложно:
- Мы катались на аттракционах (1 грамматическая основа: мы катались).
- Я уехал к бабушке на каникулы (1 грамматическая основа: я уехал).
- Он открыл дверь и увидел меня (1 грамматическая основа с однородными сказуемыми: он открыл и увидел).
- Наступили холода, ребята надели теплые свитера (2 грамматические основы: холода наступили; ребята надели).
- Я вышел из школы, но мама еще не подошла (2 грамматические основы: я вышел; мама не подошла).
- Мой друг пришел, когда закончился дождь (2 грамматические основы: друг пришел; дождь закончился).
Каким бывает простое предложение
Последние три просто имеют предикаты, но они немного отличаются.
Сложный. Это важный момент. Простое предложение никогда не бывает сложным, но оно может быть сложным. Есть пять вещей, которые могут усложнить ситуацию:
- Повествовательное – дает информацию о каком-либо событии.
- Побудительное – побуждает делать что-либо.
- Вопросительное – о чем-то спрашивает.
Второстепенные члены. Простое предложение можно либо расширить, либо не расширять. Он может быть расширен только за счет вторичных клаузул:
- Восклицательное – мы его произносим всегда с восклицанием: «Зима!», «Вот паразит!»
- Невосклицательное – произносится спокойно, без эмоций: «Пришла зима», «Выпал снег».
Если хотя бы один из этих признаков присутствует, предложение расширяется.
Поскольку это простое предложение, оно содержит только две скобки. Но учителя в школе иногда говорят нам, что предложения из одного абзаца нужно заключать в скобки.
- Назывные – такие, в которых только подлежащее.
- Определенно-личные.
- Неопределенно-личные.
- Безличные.
С лингвистической точки зрения это неправильно, потому что омофоны усложняют внутреннюю структуру предложения. Но с методической точки зрения это имеет большой смысл, потому что современные студенты — слепые и глухие, и если они сами не нарисуют эту гомофонию на плане, то не смогут ее распознать.
Похожие члены должны быть обведены кружком. Например, схема предложения «Мама и папа пьют чай» будет выглядеть следующим образом:
- Обращения: «Даш, ты мне карандаш не дашь?»
- Обособленные члены. Чаще всего обособляются причастные и деепричастные обороты.
- Вводные слова: «к слову», «кстати», «в первую очередь» и другие.
- Вставные конструкции – которые так и хочется взять в скобки: «Николай Степанович (физрук) повел нас кататься на лыжах».
- Однородные члены.
Предложение простое, поэтому в нем только две скобки. Есть два однородных предмета, которые я обвел кружком. Они соединены связкой «и» — я отметил их на схеме, чтобы объяснить, почему между ними нет запятой. Многоточие означает, что предложение продолжается после двух подлежащих.
Я отсылаю вас к некоторым другим моим статьям о синтаксисе. Прочитайте их, чтобы лучше почувствовать разницу между каждым синтаксическим типом и его вариантами:
Как рисовать схему простого предложения
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы я буду писать больше статей о русском языке и надеюсь, что они будут вам полезны. Если вы подпишитесь, я буду присылать вам по электронной почте ссылки на лучшие публикации.
Я предлагаю вам посмотреть мое видео о том, как выделять и анализировать акции простыми предложениями. Это важно, потому что все над этим смеются.
Вот и все. Пожалуйста, напишите в комментариях, какие ошибки вы видите в этой статье, что в ней не так, что вам не нравится. Ваша критика поможет мне улучшить этот материал.