Прилагательное — это подчиненный член предложения, который отвечает на вопросы в косвенном падеже, выражается разными частями речи и может быть прямым или косвенным.
Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)
В простом предложении есть прямое и косвенное дополнение. Мы покажем, как выражаются прямые и косвенные дополнения и как их можно выделить в предложении.
Косвенное существительное является второстепенным членом предложения. В зависимости от части речи и падежа сказуемого, которое выражено переходным или непереходным глаголом, в предложении ставится прямое или косвенное существительное.
Прямое дополнение
Прямое дополнение указывает на объект, на который направлено действие, на который указывает предикат переходного глагола.
Например:
Я сегодня поймал рыбу (А. С. Пушкин).
Что он поймал? Рыба.
«Рыба» — это прямой объект, выраженный причастием настоящего времени в каузативе. Оно определяется переходным глаголом «поймал» (кого? что?), т.е. связанная с ним энергия передается объекту.
Прямое дополнение может также зависеть от ситуативных слов (предикатных наречий):
Мне жалко (кого?) девочку, сироту Феклушу (Н. Некрасов).
Я жалею (о чем?) о радости прошлого и даже сожалею (о чем?) о боли прошлого (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается следующим образом:
1. существительное в каузативном падеже без предлога:
- помою (что?) миску;
- накормила (кого?) котёнка;
- напишем (что?) сообщение;
2. существительное в родительном падеже без предлога:
α) действие направлено на часть или неопределенное количество объекта:
- выпью чего? воды;
- поем чего? блинов;
- отрежу чего? колбасы;
- насобирал (чего?) грибов;
(b) с отрицательным предикатом с частицей «нет»:
3. несвободное сочетание слов:
- купила (что?) пару перчаток;
- приобрел (что?) музыкальный центр.
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре они увидели (кого?) создателя шума (В. Арсеньева).
Не ругайте (кого?) Тамару (М. Ю. Лермонтов).
(Что?) Павел не любил осень и зиму (Н. Островский).
Горные хребты пересекают прибрежные земли (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел, и (кто?) меня поразил невиданным зрелищем (И. Соколов-Микитов).
Пароход вез четыре баржи из Нижнего Новгорода в Астрахань (что?) с ярмарки (М. Горький).
Впереди никого не было (кто?), вокруг валялись пустые бутылки, плащи, галоши….. (Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение называется так потому, что оно выражается типами косвенного падежа существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, включая каузативный падеж с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. существительные и местоимения в косвенных падежах:
- увлекаемся (чем?) спортом;
- веришь (во что?) в победу;
- ходите (на чём?) на лыжах;
- сочувствовали (кому?) приятелю;
- жать (чем?) серпом;
- зайду (к кому?) к нему.
2. косвенное дополнение также может быть выражено словами других частей речи и сочетаниями слов:
- количественным или собирательным числительным в падежной форме;
- неопределенной формой глагола (инфинитивом);
- нечленимым словосочетанием;
- фразеологизмом.
Разделите это число (на сколько?) на четыре.
Добавьте эти кисти (в какой форме?) к пяти карандашам.
Лес печальнее и однообразнее (чего?) моря, особенно сосновый бор, всегда одинаковый и почти безмолвный (И. С. Тургенев).
Все стали просить Наташу и Артема (зачем?) спеть еще.
Учитель рассказал нам (кому?) (о ком?) о Михаиле Ломоносове.
Посетитель вежливо поприветствовал (кого?) Виктора и поклонился (кому?) его сестре.
Мама пригласила (кого?) к себе домой мастера Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша встал на колени и опустил щепку в кипяток (Тургенев).
И вот рот
Ивазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая осталась незаконченной (Н. Григорович).
Чаще всего они указывают на объект, на который направлено действие. Примеры: подстричь газон, вырвать цветы, прибраться в комнате.
Что обозначают дополнения
Есть еще два распространенных значения:
Субъект всегда отвечает на вопросы «кто» или «что», т.е. находится в именительном падеже. Дополнение никогда не стоит в именительном падеже, т.е. вы никогда не зададите вопросы «кто» или «что».
- Предмет или человек, для которых выполняется действие: помогать маме, поддерживать друга, заботиться о собаке.
- Предмет, с помощью которого совершается определенное действие: ударить камнем, пилить пилой, точить ножовкой.
Как не путать дополнение с подлежащим
Здесь у нас есть предложение: «Я строю дом» — (кто?) строит (что?) дом.
«Дом» здесь отвечает на вопрос «что», но является дополнением, поскольку падеж стоит в винительном роде.
Чтобы проверить это, необходимо подставить COW.
Я делаю (что?) корову — существительное «корова» имеет суффик с-u, поэтому падеж винительный. Если бы это был о-a, то оно было бы номинальным.
Если у вас проблемы с падежами в целом, посмотрите это видео со мной, я учу их легко и могу запомнить. Я также расскажу вам о корове:
Определение отвечает на вопрос «что». Приложение не дает ответа на такой вопрос. Если вы можете задать вопрос «что», то перед вами определение.
Как не путать дополнение с определением
«Девушка (что) со светлыми волосами». «Со светлыми волосами» — это несогласованное определение, оно обозначает атрибут.
О Филиппе Киркорове.
Когда отец Филиппа Киркорова привел сына к Ванге, Ванга сказала: «Я вижу человека с палкой в руке».
Человек (какого рода?) с палкой — противоречивое определение.
А в примерах «читать книгу», «писать карандашом», «гулять с собакой» вы не задаете вопрос «что», поэтому здесь есть неоспоримое дополнение.
Прямое дополнение также может быть в родительном падеже, если:
Родительный падеж для прямого дополнения
Горе
- оно относится к глаголу с отрицанием (н е знал (чего?)Мне не понравилось (что?)Музыкаи не видел (что?)МореРешение);
- дополнение выражается существительным со значением сыпучего или льющегося вещества (добавить (чего?)Наливать (что?)Сок,Русский язык допускает как винительный, так и родительный падежи в этих случаях: добавитьположить (чего?) варенья.
Решение(V. p.), добавитьРешениеНаливать (что?)Море(V. n.), не виделМореРешениеВода(V. n.), питьВода(R. p.).Ни одна из этих форм не является ошибкой.
Отличить их можно по нескольким признакам:
Как определить, косвенное или прямое дополнение
В этом уроке мы рассмотрим подчиненные предложения. Мы познакомимся с прилагательным. Мы постараемся провести различие между прямыми и косвенными дополнениями. Мы узнаем, что означает прилагательное и как оно выражается.
- прямое дополнение не может быть связано с возвратным глаголом (который оканчивается на -ся);
- прямое стоит в форме винительного или, при определённых условиях, родительного падежа, косвенное — в любом другом косвенном падеже;
- при прямом дополнении нет предлога.
Дополнение
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам из этого пакета, вам необходимо добавить его в свой личный профиль.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
2. Распределите видеоуроки по личным кабинетам учащихся.
В сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из подчинительных элементов предложения — скобками; узнаем, зачем нужны подчинительные элементы в предложении; познакомимся с прямыми и косвенными прилагательными.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Конспект урока «Дополнение»
На этом уроке мы узнаем, зачем нам нужно знать, почему нужно использовать прямые и косвенные глаголы.
Мы уже знаем, что основные элементы предложения, субъект и предикат, образуют грамматическую основу предложения.
Предложения, состоящие только из субъекта и предиката, называются непропозициональными предложениями.
Основные компоненты предложения
Предложения, состоящие из членов (подчиненных членов), отличных от подлежащего и сказуемого, называются
Я говорю (о чем?) о погоде. О погоде — дополнение.
Давайте сделаем вывод.
Дополнение — это подчиненный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Стоит помнить, что косвенный падеж включает в себя все падежи, кроме именительного.
Что означает прилагательное?
— Объект, к которому может быть применено действие: Владик слушает песню.
— Субъект как получатель действия: Олег написал письмо другу.
— Предмет как средство или инструмент действия: sawed off with a saw. Он ударил топором.— Предмет, к которому можно применить ситуацию: Скука. Ольга веселится.
— Субъект как объект сравнения: мой друг более способный, чем я.
Дополнение.
Какими типами слов может быть выражено дополнение?
— Чаще всего оно выражается существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: I write a letter. Я добр к детям.
— Дополнения могут быть частями речи, которые стали существительными. Этими частями речи являются прилагательные и причастия.
В постели лежал больной человек. Что за человек? Больной человек. Это определение. Врач осматривал больного человека. Кто? Больной человек. Это дополнение.
Дополнение.