Прилагательное степени — это второстепенный элемент предложения, который указывает на степень действия или свойства и отвечает на вопрос: В какой степени?
Виды обстоятельств в русском языке
Клаузы различаются по своему значению и по тому, как они выражены в предложении. Укажем на типы обстоятельств в русском синтаксисе.
Помимо основных клаузул, подлежащего и сказуемого, которые составляют грамматическую основу предложения, существуют также второстепенные клаузулы:
- определение,
- дополнение,
- обстоятельство.
Наличие хотя бы одного из этих второстепенных членов расширяет предложение.
В саду дул сырой ветер (К. Паустовский).
Ветер шумел — это грамматическая основа данного расширенного предложения.
В саду было шумно (где?).
Слово «в саду» зависит от глагола, обозначающего действие, и уточняет его, указывая на место действия. «В саду» является подчиненным членом предложения и называется обстоятельством.
Прилагательное является подчиненным существительным, зависящим от слов, означающих действие или ситуацию, и описывает различные условия действия и степень проявления действия или признака.
Различные типы обстоятельств можно классифицировать в соответствии со смыслом, который они выражают. Тип обстоятельства определяется вопросом, заданным глаголом, прилагательным или наречием:
- бегал (где?) по полянке,
- почти (в какой степени?) спелый,
- очень (в какой мере?) весело.
Виды обстоятельств
В русском синтаксисе различают следующие типы обстоятельств в зависимости от их значения:
Таблица
Типы | Что они означают? | Примеры | 1. места |
---|---|---|---|
Где? Где? Откуда? | Место действия, направление, маршрут путешествия. | Купить книгу в магазине. | 2. время |
Когда? Как долго? С каких пор (до каких пор)? | Время | Вчера он купил книгу. | 3. схема действий |
Как? В каком смысле? | Качественная характеристика действия, способ его выполнения. | Он долго не мог определиться с выбором книги. | 4. причины |
Почему? В чем причина? | Причина, повод, мотив, основание для действия. | Он не купил книгу, потому что торопился. | 5. цель |
Почему? Какова была цель? | Цель действия | Он купил книгу, чтобы изучить ее. | 6. условие |
При каких условиях? | Состояние действия | Если бы он захотел, он мог бы купить эту книгу. | 7. концессии |
Несмотря на что? Несмотря на что? | Условие, несмотря на которое предпринимается какое-либо действие. | Хотя у него не было денег, он купил книгу. | 8. меры и ноты. |
Сколько? В какой степени? | Степень выраженности характеристики или действия. | Он купил книгу, которая была очень дорогой. | Рассмотрим подробнее виды обстоятельств и приведем примеры предложений. |
Это подчиненное предложение, как следует из его названия, обозначает место действия, направление движения и т.д.
Обстоятельство места
За окном из-за дальних гор собирались легкие облака (К. Паустовский).
За окном — (где?) обстоятельство места.
Ни у кого не было времени ехать в сонный, отдаленный городок в деревне, далеко от железной дороги (К. Паустовский).
Никто не успел приехать в город (куда?) — повод к месту.
Обстоятельство места является вторичным компонентом
Миллионы крошечных капель висели (где?) повсюду и переливались на солнце разноцветными огоньками (Г. Скребицкий).
Внизу (где?) бурлил сверкающий ручей (А. Гайдар).
- существительными с предлогами,
- наречиями места и местоименными наречиями,
- сочетаниями слов.
Примеры предложений
В Беловежском лесу (где?) живут около четырехсот бизонов.
Временная клауза — это подчиненный член предложения, который указывает на время действия и его продолжительность и отвечает на вопросы: когда; как долго; с какого момента; до какого момента?
Это подчиненное предложение в значении времени, которое может быть выражено различными способами:
Все члены предложения делятся на главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение). В этой статье, предназначенной для учащихся 3-го класса, мы рассмотрим, что такое обстоятельство, каковы основные типы обстоятельств и как выражается обстоятельство.
Обстоятельство времени
Обстоятельства могут быть существительными с предлогами и без, наречиями, причастиями и подчиненными, глагольными начальными формами, словосочетаниями, фразовыми выражениями.
Клаузулу нельзя отождествлять с частью речи, поскольку эти термины обозначают разные явления и относятся к разным отраслям лингвистики: Клаузула относится к синтаксису, а часть речи — к морфологии.
Обстоятельство
Рассмотрим виды обстоятельств в русском языке в соответствии с их значением и приведем конкретные примеры предложений:
Части речи
Вид обстоятельства зависит исключительно от значения слов в данном предложении.
Эти группы различаются по дополнительному значению, общим для всех обстоятельств является значение признака действия или признака другого признака.
Виды по значению
Итак. Я называю тип и привожу примеры таких обстоятельств. Вы видите вопросы в самих примерах.
- обстоятельство времени – отвечает на вопросы когда? с каких пор? с какого момента? до каких пор? до какого момента? (Они ушли утром) ;
- обстоятельство места – отвечает на вопросы где? куда? откуда? (Мы пришли домой) ;
- обстоятельство образа действия – отвечает на вопросы как? каким образом? (Он нервно посмеялся) ;
- обстоятельство причины – отвечает на вопросы почему? по каким причинам? отчего? из-за чего? (Ребенок не убрался в комнате из-за усталости) ;
- обстоятельство цели – отвечает на вопросы зачем? с какой целью?
Пунктирная линия с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, предлог также должен быть подчеркнут.
Подчиненные оговорки также являются обстоятельствами. Если в предложении есть прилагательное, сначала подчеркните его как обстоятельство, а затем «разбейте» на термины. Он гласит следующее:
9 типов обстоятельств, которые надо выучить
Сначала я подчеркнул всю строфу как обстоятельство (красным цветом), а затем подчеркнул обстоятельство «чтение» и дополнение «книга» (синим цветом).
- Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
- Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
- Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
- Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
- Меры и степени в некоторых учебниках объединяется в один тип с образом действия, но эта разница не критичная. Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно. Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
- Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало. Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
- Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
- Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
- Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.
Как подчеркивать обстоятельства
Бывают случаи, когда обстоятельство в предложении следует выделять запятыми. В этом случае они называются разделительными обстоятельствами. Это можно сделать двумя способами. Давайте посмотрим на них.
Если обстоятельство выражено деепричастием, употребленным в качестве наречия образа действия, или фразеологизмом, имеющим в своем составе деепричастный оборот, то запятыми их выделять не нужно. Примеры таких обстоятельств: Это была явно не шутка. Она работала через рукава.
Занимайтесь по 15 минут в день. Освоить английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью своей жизни.
Обособленные обстоятельства
Пришло время обещанных вопросов для самоанализа
- Если обстоятельства выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
- Дождь тянул свою песню, шлёпая каплями по свежей траве.
- Ветер, воя, бесновался во дворе.
- Я брёл по снегу на занятия, несмотря на метель.
- Мы, за неимением лучшего, взялись работать ржавыми мотыгами.
- Невзирая на усталость, я закончила картину.
Проверьте себя
Задание 1
Задание 2
Задание 3
- Когда пришло время ужинать я все ещё лежала уткнувшись лицом в подушку.
- Они улыбались и поэтому мне стало тепло несмотря на мороз в комнате.
- Отец пыхтя потащил ароматную ёлку в дом.
- Согласно расписанию поезд ходил утром и вечером.
- Дети бегали под дождём, шлепая по лужам босыми ногами.