3) Выберите вариант ответа, в котором предлог po имеет то же значение, что и в древнерусском тексте. 1) Мы ходили в лес собирать грибы и ягоды. 2) Мы должны были идти по дороге из желтого кирпича. 3) Мы учились по интересным учебникам. 4) Когда мы приехали в город, мы пошли в гостиницу.
Исторические чередования, или Почему в русском языке почти нет исключений
— Вы понимаете, что происходит?
— Мы тоже не понимаем.
Сегодня мы поговорим о такой теме, как исторические изменения и исторические процессы. «Ну, — скажете вы, — теперь у нас опять что-то скучное в русском языке или даже в истории. Кому это нужно? Я уже знаю русский язык». Конечно, такая реакция предсказуема, ведь в школе вам наверняка показалось бы скучным заучивать все эти правила и исключения. Кто и зачем их придумал? Но сегодня я попытаюсь показать вам, что на самом деле это очень весело. Язык — это не куча размытых правил и исключений, а последовательная и логичная система, не хуже математики.
По какой-то причине исторические процессы языка не преподаются в школе, хотя многие люди допускают ошибки при образовании новых форм, как письменных, так и устных. Студентам приходится изучать множество исключений. Но эти исключения встроены в систему правил, если смотреть на них с точки зрения истории языка. В современном русском языке чередовани е-гар-//-гар- не поддается объяснению. Поэтому они и называются историческими — «так сложилось исторически». В целом, они являются следствием фонетических процессов. И самое главное, что подобные «приветствия» из праславянского языка можно наблюдать во всех языках славянской группы: как в мертвом старославянском, так и в современных украинском, польском, болгарском и других. Если вы увидите их и сравните, то сможете понять даже простые слова и выражения из неизвестных славянских языков.
Если вы мне не верите, прочитайте последнюю главу и быстро возвращайтесь сюда, потому что у вас наверняка возникнет много вопросов.
И чтобы узнать все, давайте совершим незабываемое путешествие в страну под названием «язык». Вы готовы? Тогда поехали!
— x // y — x чередуется с y
— *x — реконструкция формы x, так как нет источников, описывающих исходную форму.
Первая станция — это место, где можно познакомиться с незнакомыми терминами и загадочными словами.
Последовательность — это ситуация, когда одни единицы сменяют другие единицы того же уровня (т.е. уровня языковой системы, например, первый уровень — фонемы*, затем морфемы, которые в свою очередь состоят из фонем, и т.д.). Чередующиеся единицы называются чередованиями.
* В целом, фонема — это звук, занимающий наиболее сильную позицию в каждом слове. В де
Немного классификации
Можно выделить два типа чередований: фонетические и нефонетические (традиционные или исторические). Фонетические чередования являются наиболее регулярными. Однако мы будем говорить в основном об исторических изменениях.
Когда речь идет о фонетических чередованиях, чередуются определенные реализации одной и той же фонемы. Это означает, что фонема выражается определенным образом в одних местах и по-другому в других, и эти реализации являются взаимоисключающими. Пример: snowgah, но snnak: здесь фонема /g/ является одновременно звуком g и звуком k, и чередование этих звуков всегда зависит от их позиции. Поэтому фонетические чередования всегда осевые, т.е. они происходят только тогда, когда фонема находится в определенных позициях или состояниях.
В исторических чередованиях чередования являются независимыми фонемами. Эти чередования могут быть как положительными, так и неположительными:
Фонетические чередования
Да, остановись еще раз. Здесь вы сможете узнать о том, как все начиналось — историю рождения русского языка.
Если вы когда-нибудь задавались вопросом: «Какой идиот придумал эти чередующиеся корни?», вам обязательно нужно ознакомиться с праславянским языком.
- позиционные, или морфологические, чередования происходят при регулярном формообразовании и словообразовании с помощью тех или иных морфем (в определённых грамматических формах, к примеру, водить // вождение, глядеть // гляжу ).
- непозиционные или грамматические чередования не связаны с позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования и формообразования. Это значит, что с помощью них образуются грамматические формы (англ. foot // feet ). Непозиционные чередования служат для образования новых форм наравне с суффиксами и окончаниями. Например, сух // сушь, англ. advice /s/ (совет) // advise /z/ (советовать).
Давайте рассмотрим этапы развития русского языка и узнаем, откуда он появился. Это поможет нам понять генезис слов и выяснить, как и когда происходили исторические изменения. Наконец, изменения произошли в процессе формирования языка. Это поможет нам понять расположение исторических процессов во времени. Это также важно, потому что все изменения происходят в разное время, и стоит понять, что когда произошло и что присутствовало в языке в определенное время. Другими словами, как появился русский язык. Во-первых, некоторые ученые выделяют ностратические языки. Согласно некоторым гипотезам, именно в это время существовал единый язык, корни которого можно найти во многих языках, в том числе и в русском. Позже от этого единого языка отделился протоиндоевропейский язык. Этот период длился примерно до первого тысячелетия до нашей эры и называется доиндоевропейским. После этого, примерно до 7 века нашей эры, наступил протославянский период. Именно тогда славянская ветвь отделилась от доиндоевропейской. Есть один язык, корни которого можно найти во всех славянских языках. Затем протославянский язык разделился еще на три ветви: Западнославянский (где находятся корни словацкого, польского и чешского языков), южнославянский (где находятся корни болгарского, хорватского, сербского и мертвого языка — старославянского).
Прочитайте текст и выполните упражнения 1-4. И, размышляя, он пошел к брату своему и сказал в сердце своем: «Не отнять ли мне лицо у брата моего Гленаба, младшего брата, как у Иосифа, Вениамина?
1. в тексте есть слово, которое в современном русском языке имеет написание «непроизносимая согласная в корне». Напишите это слово в его первоначальной форме в соответствии с современным написанием. 2.
Школьный этап 2022 по русскому языку задания и ответы 4-11 класс всероссийской олимпиады
2. слово узрю исторически связано с существительным из отрывка поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Руслан один в пустынном поле; он скачет со своим карликом в седле, нетерпеливый конь Руслана бежит, ревет и виляет гривой; уже готов князь, уже сидит он на коне, уже летит он живой и здоровый над полями, над дубравами. Но какой позор демонстрирует тем временем пораженный Киев? Напишите это существительное.
3. с исторической точки зрения, какую приставку можно увидеть в слове «Узрю»?
4. выбрать неправильный перевод для отрывка. 1) И вот я думаю в своей голове…. 2) …я пошел к своему брату и поговорил со своим сердцем…. 3) Потом я увидел пони, потом лису, моего брата….. 4) …Мой младший брат Глеб, как Иосиф Вениаминович.
Школьный этап 2022 олимпиада по русскому языку 4 класс
Прочитайте текст и выполните задания 5-6. В русском языке есть два существительных А и Б, которые кодируются буквами А и Б и исторически содержат один и тот же корень. Существительное A содержит суффикс и относится к первому падежу. Существительное B не имеет суффикса и находится в 3-м склонении. В некоторых из следующих примеров существительное A должно заменить суффикс, в других — существительное B. 10.
10. назовите строку (строки), в которой все глаголы относятся к первому спряжению: 1) пялиться, гореть, греметь, гудеть 2) храпеть, щелкать, греметь, шипеть 3) бормотать, слушать, кричать, врать 4) бить, проливать, пить, шить
11-12. Во время экскурсии по ботаническому саду студенты увидели много растений. Используя исторические слова, определите, какие растения дети видели во время этой экскурсии, и заполните пропуски. 13.
Восстановите пропущенное слово и впишите его на место пропусков. Вы должны вставить слово в каждом случае. Напишите слово по одному в той форме, которую вы считаете правильной. 15.
15. назовите фамилию этого человека (ответ пишите в именительном падеже единственного числа; пишется только фамилия).
16. в этом тексте есть слово, чей близкий «исторический родственник» записан в этимологическом словаре так: «Общее прилагательное. Того же корня, что и jemite: slaugà ‘слуга’, pãslauga ‘помощь’, ‘дружина, простые солдаты’. Напишите слово так, как оно встречается в тексте.
17-18. Кодирование — это система преобразований, которая начинается с e