Вопросы глаголов. На какие вопросы отвечает глагол?

Но теперь начинается самое интересное! Первоначально «глагол» означал отсутствие действия. Дословный перевод — «речь, речь». Поэтому произносить означает говорить, выражать себя. Рифма — болтливый, разговорчивый.

Глава 11. Морфология. Глагол

Глагол — это отдельная именная изменяемая часть речи. Глагол сочетает в себе несколько форм. Какие именно — зависит от толкования некоторых важных терминов.

Обсуждаем проблему толкования

Наиболее важные различия касаются интерпретации того, что такое акции и доли. Некоторые авторы рассматривают доли и герундий как особые формы глагола, другие — как особые части речи. Следовательно, вопрос о количестве глагольных форм рассматривается по-разному. Сторонники первой точки зрения считают, что глагол содержит формы:

  • начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму – причастие,
  • неизменяемую форму – деепричастие.

Сторонники второй точки зрения исключают причастие и причастие из глагольных форм. Итак, на нашей диаграмме акции и производные инструменты соединены с глаголом прерывистыми линиями.

Все вербальные типы имеют одни и те же неизменные черты. Модифицируемые характеристики, если таковые имеются, могут быть разными.

1. грамматическое значение: «действие». Глаголы включают слова, которые отвечают на вопрос что делать;, что делать?

2. морфологические признаки:

  • постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.

    Примечание: Те, кто исключает акции и деривативы из типов глаголов, не рассматривают особенности акций и деривативов в данной теме.

    3. синтаксическая роль в предложении:

    Чаще всего нарекания вызывают как личные, так и безличные глаголы.

    Я люблю Петербург. Становится светло.

    Типом неопределенного глагола является сказуемое или часть сказуемого и подлежащего, редко — главное звено односоставного предложения, дополнение, определенное и косвенное.

    Я люблю гулять по Санкт-Петербургу. Прогулка по Санкт-Петербургу — это большое удовольствие. Будет дождь! Дети попросили нас поехать в Санкт-Петербург. Мы должны были поехать в Санкт-Петербург. Вечером я отправился на прогулку по Санкт-Петербургу.

    Примечание: Синтаксическая роль причастий и производных рассматривается только теми авторами, которые упоминают их как глагольные формы.

    Частицы могут быть: полное причастие в качестве определения, краткое причастие в качестве сказуемого.

    Санкт-Петербург — город, основанный Петром Великим.

    Санкт-Петербург был основан Петром Великим.

    Акции могут быть обстоятельством.

    Петр Великий основал Санкт-Петербург и перенес туда столицу.

    §2. Виды глагола

    Вид — это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы имеют совершенное или несовершенное время. Это общепризнанно:

    • СВ – для глаголов совершенного вида,
    • НСВ – для глаголов несовершенного вида.

    Вопросы о глаголе как части речи: Что нужно сделать? Что нужно сделать? — Поразмышляйте о делении глаголов на жанры.

    Появление жанров

    Большинство неаргументированных глаголов в русском языке — это глаголы СПВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать. От них мы образуем глаголы SV с помощью префиксов и суффиксов, например:

    есть → есть, закончить есть, переедать, жить → жить, закончить жить, выжить, любить → любить, прыгать → прыгать, кричать → кричать.

    В русском языке также распространено образование глаголов СТВ от глаголов СП; в этом случае используются суффиксы СТВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

    переписать → переписать, изложить → изложить, решить → решить.

    Некоторые глаголы NE и NV образуют жанровые пары, например:

    to do — делать, to write — писать,

    прыгать — прыгать, рисовать — рисовать.

    Значение глаголов в жанровой паре различается только в одном элементе: процесс — результат, повторное — индивидуальное действие. Многие глаголы SP и STV не считаются жанровой парой, потому что они различаются в другом значении, помимо жанрового, например:

    • писать (НСВ)
    • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
    • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
    • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
    • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

    Глаголы NE и NSS имеют разные типы:

    • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
      • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
      • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
      • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
      • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
      • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

      В русском языке существуют двухосновные глаголы. Это глаголы, значение которых можно определить только из контекста. В некоторых контекстах они являются глаголами SP, в других — глаголами SPV, например:

      Преступники были окончательно казнены (ЦБ). Преступников казнили в течение целого месяца (SP). Вчера он обещал (НЭ), что придет к нам сегодня. Каждый день он обещал (SPW) приехать, но каждый раз откладывал свой визит.

      Если глагол имеет разные лексические значения, то и жанровые пары могут быть разными.

      Выучить (НСВ) — выучить что (НЭ); (слово, стихотворение, песню), т.е. выучить что-то самостоятельно. Преподавание (НСВ) — кого учить (КБ)? (сын, дети, ученики, спортсмены), т.е. научить кого-либо чему-либо.

      §3. Переходность

      Переходность — это свойство глагола управлять существительными, выражающими объект действия, например:

      любить (кого? что?) маму, животных, книги, книги, шоколад смотреть фильм, журналы, фотографии читать книгу, доклад, заметку, поздравление есть мороженое, курицу, суп, торт пить воду, чай, кофе, сок.

      Напомним, что в русском языке это понятие обычно выражается существительными в V роде без предлога.

      Если за глаголом следует отрицательная частица not, то существительное часто стоит в P. Значение объекта не меняется. Например:

      Вы не любите (кого? что?) брата, животных, книги, шоколад.

      Когда глагол управляет V существительного со значением объекта, он является переходным. Если за глаголом следуют существительные в других формах и каузативный падеж невозможен без предлога, то глагол является непереходным, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти возле дома, сомневаться в законе, радоваться своему счастью и т. д. Употребление таких глаголов с существительными невозможно в Б.п., например, в русском языке нельзя сказать: гулять по городу, прыгать в воду, строить дом, радоваться счастью.

      Важно образовывать пассивное причастие от переходных глаголов.

      Вопросы к глаголу в форме инфинитива

      Инфинитив или неопределенный глагол обозначает действие без указания на лицо или время. Наиболее важным постоянным грамматическим признаком является форма совершенного или несовершенного вида. В зависимости от вида неопределенного глагола задаются вопросы:

      • что сделать? (совершенный вид);
      • что делать? (несовершенный вид).

      Я должен (что делать?) выяснить его намерения.

      Любить страну (что делать?) — значит любить ее богатства (что делать?).

      Чтобы задать вопрос о глаголе в любой грамматической форме, необходимо знать его наклонение. В русском языке есть изъявительное, повелительное и условное наклонения, каждое из которых имеет свои особенности.

      Рассмотрим типичные вопросы, которые можно задать к словам этой части речи в форме одного из трех настроений.

      Вопросы глаголов

      Вопросы к глаголам изъявительного наклонения

      Глаголы несовершенного вида изменяют лицо и число в настоящем и будущем времени. В зависимости от принадлежности жанров к личностным типам

      • 1 лицо я (что делаю?) гуляю — мы (что делаем?) гуляем
      • 2 лицо ты (что делаешь?) гуляешь — вы (что делаете?) гуляете
      • 3 лицо он (что делает?) гуляет — они (что делают?) гуляют .
      • 1 лицо я (что сделаю?) нарисую — мы (что сделаем?) нарисуем
      • 2 лицо ты (что сделаешь?) нарисуешь — вы (что сделаете?) нарисуете
      • 3 лицо он (что сделает?) нарисует — они (что сделают?) нарисуют .
      • 1 лицо я (что буду делать?) буду читать — мы (что будем делать?) будем читать
      • 2 лицо ты (что будешь делать?) будешь читать — вы (что будете делать?) будете читать
      • 3 лицо он (что будет делать?) будет читать — они (что будут делать?) будут читать .
      • ученик (что делал?) читал — ученик (что сделал?) прочитал (м. р.);
      • девочка (что делала?) шила — девочка (что сделала?) пришила (ж .р.);
      • солнце (что делало?) сияло — солнце (что сделало?) засияло (ср. р.);
      • дети (что делали?) плавали — дети (что сделали?) переплыли (мн. ч.)

      Вопросы к глаголу в повелительном наклонении

      • ты (что делай?) неси — ты (что сделай?) принеси ;
      • вы (что делайте?) скажите — вы (что сделайте?) расскажите .
        Сложносочинённое предложение. Примеры. Что такое сложносочиненное предложение?
Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий