Бюрократия: понятие, примеры, виды, признаки, происхождение. Кто впервые употребил термин бюрократия?

Представим себе следующую схему: Есть государство (его форма (демократия, монархия и т.д.) не имеет значения), есть его граждане (подданные), которые образуют общество. Государство — это форма политической власти. Таким образом, для того чтобы управлять обществом, необходим механизм управления.

Бюрократия — Bureaucracy

Бюрократия () относится как к органу неизбираемых чиновников, так и к административной команде, определяющей политику. В прошлом бюрократия представляла собой государственную администрацию, управляемую агентствами с неизбираемыми чиновниками. Сегодня бюрократия — это административная система, которая управляет любым крупным государственным или частным учреждением. Государственное управление многих стран является примером бюрократии, как и централизованная иерархическая структура коммерческого предприятия.

Бюрократия как политическая теория по сути является централизованной формой правления и обычно отличается от адократии, в которой правительство децентрализовано.

Различные комментаторы отмечают необходимость бюрократии в современном обществе. Немецкий социолог Макс Вебер утверждал, что бюрократия является наиболее эффективной и рациональной формой организации человеческой деятельности и что систематические процедуры и организованная иерархия необходимы для поддержания порядка, максимизации эффективности и исключения непотизма. С другой стороны, Вебер также рассматривал неограниченную бюрократию как угрозу индивидуальной свободе и как потенциал, способный запереть людей в безликой «железной клетке» рационального, основанного на правилах контроля.

Современная бюрократия определяется как состоящая из четырех элементов: Иерархия (четко определенные сферы ответственности и разделение труда), преемственность (структура, в которой администраторы получают фиксированную зарплату и продвижение по службе), безличность (определенные правила и оперативные предписания, а не произвольные действия) и компетентность (сотрудники отбираются, обучаются и имеют доступ к знаниям на основе заслуг).

Содержание

  • 1 Этимология и использование
  • 2 История
    • 2.1 Древний
    • 2.2 Современный
      • 2.2.1 Империя Ашанти
      • 2.2.2 Соединенное Королевство
      • 2.2.3 Франция
      • 2.2.4 Другие промышленно развитые страны
      • 3.1 Карл Маркс
      • 3,2 Джон Стюарт Милль
      • 3,3 Макс Вебер
      • 3,4 Вудро Вильсон
      • 3,5 Людвиг фон Мизес
      • 3,6 Роберт К. Мертон
      • 3.7 Эллиот Жак

      Термин «бюрократия» происходит из французского языка: В нем сочетаются французское слово bureau — бюро или отдел — и греческое слово κράτος (kratos) — власть или политический авторитет. Французский экономист Жак Клод Мари Винсент де Гурне (1712-1759) ввел этот термин в середине 18 века. Гурне никогда не записывал этот термин, но позже он был упомянут современником:

      «Покойный М. де Гурне иногда говорил: «У нас во Франции есть болезнь, которая заставляет нас организовывать хаос; эта болезнь называется бюромания». Иногда он изобретал четвертую или пятую форму правления, которую называл «бюрократией».

      Первое известное английское выражение относится к 1818 году, когда ирландская писательница леди Морган описала механизм, с помощью которого британцы подчинили себе ирландскую колонию, как «бюрократию или официальную тиранию, с помощью которой Ирландия так долго управлялась». К середине 19 века это слово стало использоваться в более нейтральном смысле для обозначения системы управления, в которой должности занимают неизбираемые чиновники. В этом контексте «бюрократия» рассматривалась как особая форма правления, часто подчиненная монархии. В 1920-х годах немецкий социолог Макс Вебер расширил это определение, включив в него любую систему управления, которой руководят обученные профессионалы в соответствии с установленными правилами. В 1944 году австрийский экономист Людвиг фон Мизес в связи со своим опытом общения с нацистским режимом заявил, что термин «бюрократия» «всегда используется с осуждающим оттенком», а в 1957 году американский социолог Роберт Мертон сказал, что термин «бюрократ» «в некоторых случаях стал прилагательным, шимпанзе». Слово «бюрократия» также используется в политике и администрации в уничижительном тоне для обозначения официальных правил, которые затрудняют выполнение задач. На рабочем месте это слово очень часто используется для обличения сложных правил, процедур и бумажной работы, которые затрудняют выполнение задач. В данном случае социократия относится к определенным социальным влияниям, которые могут повлиять на функционирование общества.

      История

      Древние

      Студенты сдавали имперские экзамены, чтобы получить место в бюрократии имперского Китая.

      Хотя термин «бюрократия» впервые появился в середине 18 века, организованные и слаженные административные системы существовали гораздо раньше. Развитие письменности (около 3500 г. до н.э.) и использование документов сыграло ключевую роль в управлении этой системой, а первое окончательное появление бюрократии произошло в древней Шумерии, где зарождающийся класс писцов использовал глиняные таблички для управления посевами и распределения продукции. В Древнем Египте также существовал класс наследственных писцов, которые управляли бюрократией государственного управления.

      Римской империей управляла иерархия региональных консулов и их заместителей. Реформы Диоклетиана (императора с 284 по 305 год) удвоили число административных областей и привели к массовому расширению римской бюрократии. Раннехристианский писатель Лактанций (ок. 250 — ок. 325 гг.) утверждал, что реформы Диоклетиана привели к повсеместному экономическому застою, потому что «провинции были разделены на маленькие участки, и многие президенты и многие низшие чиновники обременяли каждую область». После распада империи, по

      Когда династия Цинь (221-206 гг. до н.э.) объединила Китай в рамках легалистской системы, император назначил администрацию из преданных чиновников вместо знати, положив конец феодализму в Китае и заменив его централизованным бюрократическим правительством. Форма правления, созданная первым императором и его советниками, была использована последующими династиями для построения собственного правительства. При такой системе правительство процветало, потому что в изменившемся обществе было легче найти талантливых людей. Династия Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.) создала сложную бюрократию, основанную на учении Конфуция, который подчеркивал важность ритуала в семье, отношениях и политике. С каждой последующей династией бюрократия развивалась. В 165 году до н.э. император Вэнь впервые ввел метод поступления на государственную службу через экзамен, а император У (р. 141-87 гг. до н.э.) укрепил идеологию Конфуция. Центральная администрация ввела систему рекомендаций и повышений на государственной службе, известную как сяолянь, а также национальную академию, через которую чиновники отбирали кандидатов для классического конфуцианского экзамена, из которого император У выбирал чиновников. В период правления династии Суй (581-618) и более поздней династии Тан (618-907) класс ши начал проявлять себя через полностью стандартизированную государственную службу. Однако при обеих династиях было принято решение нанимать по рекомендации. Только при династии Сун (960-1279 гг.) было уделено больше внимания набору тех, кто сдал экзамены и получил ученую степень, и он был значительно расширен. Во время правления династии Сун (960-1279 гг.) бюрократия стала меритократической. После реформы Песни были проведены отборочные экзамены, чтобы определить кандидатов, подходящих на эту должность. Имперская система экзаменов просуществовала до 1905 года, за шесть лет до падения династии Цин, что ознаменовало конец традиционной бюрократии в Китае.

      Признаки бюрократии

      Немецкий социолог Макс Вебер был первым, кто глубоко изучил эту модель управления. Исследуя, что представляет собой типичная организация с бюрократическим управлением, он выделил следующие характеристики бюрократии:

      • Вертикальная иерархия. Для бюрократических компаний характерна иерархическая структура, напоминающая пирамиду. На нижнем уровне находится большинство сотрудников, выполняющих определённую работу. На самом верхнем уровне – высшее руководство компании (директор или совет директоров). На промежуточных уровнях находятся руководители, управляющие теми, кто ниже, и подчиняющиеся тем, кто выше.
      • Специализация и разделение компетенций. Каждый работник имеет свою сферу ответственности, свои обязанности и полномочия, которые не пересекаются с обязанностями и полномочиями других сотрудников. Благодаря этому никому не приходится выполнять работу, для которой ему не хватает знаний или навыков.
      • Чёткие правила. Важным признаком бюрократии является наличие строгих правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Это позволяет сделать все процессы внутри компании стабильными и предсказуемыми.
      • Обезличенность взаимоотношений. Идеальная бюрократия подразумевает, что между сотрудниками не существует личных отношений. Каждый выполняет свою работу, для которой он подходит лучше всего по объективным критериям. Если сотрудник не справляется, никто не делает ему поблажек только потому, что «человек хороший».

      Легко заметить, что эти черты бюрократии часто подчеркиваются в антиутопиях. Обычно в таких проектах существует своего рода «плохая машина», безличная, «бездушная», без эмоций и сострадания, но очень стабильная благодаря четким правилам и иерархической структуре.

      Это показывает, что бюрократия воспринимается как негативное явление в современной культуре. Макс Вебер, с другой стороны, считал бюрократическую модель очень эффективной и перспективной, практически идеальной для крупных организаций и государств.

      Виды и примеры бюрократии

      Исследователи различают три основные формы бюрократии:

      • Классическая. Эта форма подразумевает, что на каждом уровне бюрократической иерархии находятся хорошие управленцы. Им не обязательно понимать все особенности сферы деятельности организации. Но они должны хорошо решать организационные задачи. Эта форма встречается в министерствах, где все сотрудники являются чиновниками и не занимаются деятельностью, которую курируют. Главная проблема классической бюрократии заключается в долгом согласовании серьёзных решений.
      • Профессиональная. Эта форма подразумевает, что на вершине бюрократической иерархии находится специалист, хорошо разбирающийся в тонкостях работы организации. Она распространена, например, в больницах. Главврач и заведующие отделениями обычно являются опытными врачами, которые, занимая руководящие должности, продолжают лечить пациентов. Главный недостаток такой формы заключается в затратах на переподготовку специалистов.
      • Адхократия. Это «гибкая бюрократия», приспособленная под конкретную организацию. Иерархия в ней не такая чёткая, отношения менее формальные, а сотрудники с нижних уровней могут принимать управленческие решения самостоятельно. Это делает компанию более гибкой и позволяет ей быстро реагировать на меняющиеся условия. Такая форма бюрократии встречается, например, в юридических фирмах и научно-исследовательских организациях.

      Негативные последствия бюрократии

      Бюрократический

      • Обезличивание. Для чиновника каждый человек выглядит не как личность, а как папка с бумагами. С одной стороны, такой подход способствует равноправию, поскольку личные симпатии управленца ни на что не влияют. В то же время бюрократическая машина лишает людей их уникальности, обезличивает их, меняет отношение к ним. Грубо говоря, чиновник может просто поставить печать «Отказать», не задумываясь, как это влияет на судьбу человека.
      • Ритуализм. Термин «бюрократический ритуализм» предложил американский социолог Роберт Мертон (1910-2003). Он означает, что в бюрократии считается важным соблюдение «ритуалов», даже если оно ставит под угрозу достижение целей. Например, нередко доходит до того, что к моменту согласования важное решение теряет актуальность. И даже если с самого начала очевидно, что это произойдёт, от «ритуалов» никто не отказывается.
      • Инерция. Бюрократия – это инертная система, которая стремится поддерживать своё существование даже после достижения поставленных целей. То есть, рано или поздно может возникнуть ситуация, в которой бюрократическая машина занята лишь самосохранением. И вместо того, чтобы приносить пользу стране или организации, она начинает потреблять ресурсы. В таких условиях эффективность управленческих процессов снижается и расцветает коррупция.

      Почему она воспринимается негативно

      Предположим, что государство решило повысить рождаемость и вводит пособие по беременности и родам на второго ребенка в семье. Как регулируется выплата пособия по беременности и родам, чтобы оно расходовалось строго по назначению?

      Для этого создается специальная бюрократическая процедура подачи заявления на выплату, устанавливается ряд документов, которые необходимо собрать у родителей ребенка. Это означает, что они должны пройти через ряд бюрократических процедур.

      Не стоит винить в этих формальностях бюрократию, ведь именно они обеспечивают реальное поступление финансовой помощи.

      К сожалению, в нашей жизни слишком много бюрократических «проволочек», и мы начинаем воспринимать бюрократию как надвигающееся зло.

      Бывает, что бюрократические препоны доходят до абсурда: До сих пор распространена ситуация, когда инвалиды вынуждены каждый год подтверждать свою инвалидность для получения пенсии, лекарств и других льгот. Как будто ампутированную ногу можно приделать за год, как будто диабет можно вылечить и т.д.

      Бюрократическое (формальное) рассмотрение дел встречается во всех без исключения сферах управления.

      Бюрократию невозможно устранить, она гарантирует поддержание порядка, но ее можно свести к минимуму, исключив из управления принцип «форма ради формы». Все промышленно развитые страны пытаются это сделать.

      Начальники

      Необходимость в централизованном управлении возникла в результате появления отдельных государств. С изобретением письменности (около 4 000 лет назад) техническая сторона управления упростилась: достаточно издать приказ и поручить его исполнение (и контроль за исполнением) специальным людям, которым за это платят.

      Бюрократия появилась уже в Древнем Египте и развивалась в Древнем Китае и Римской империи. Его бурное развитие в России началось при Петре I. Нововведения касались не только «европеизации» страны и подъема экономики, но и управления. Именно он ввел централизацию государственного управления.

      Кратко об истории бюрократии

      Использование термина «бюрократия» применительно к административному аппарату началось в 20 веке с «легкой руки» немецкого социолога и экономиста Макса Вебера.

      Он разработал общие принципы «идеальной» бюрократии, служащей обществу. В соответствии с этими принципами:

      Может ли бюрократия быть идеальной?

      Вебер считал, что бюрократия является идеальным средством управления.

      Это было бы действительно так, если бы все сформулированные им принципы соблюдались. Но влияние человеческого фактора может превратить идеальный инструмент в препятствие для развития.

      1. система имеет иерархическую структуру, в которой нижестоящий работник подчиняется вышестоящему;
      2. бюрократы подчиняется легальной власти;
      3. приказы отдаются «сверху → вниз» по иерархической лестнице;
      4. каждый работник бюрократического аппарата несет ответственность за свои действия и действия подчиненных;
      5. функции работников аппарата дифференцируются по специализации решаемых вопросов (каждый работник работает в сфере, в которой он компетентен);
      6. существует свод норм и правил, руководствуясь которыми стандартизируются действия всех работников бюрократического аппарата (говоря современным языком – они действуют согласно должностной инструкции).

      Макс Вебер

      Преимущества и недостатки бюрократии условны: Для некоторых людей преимущества являются очевидными недостатками, а недостатки си

      Основной причиной появления бюрократии во всех сферах общественной жизни являются экономические и политические процессы концентрации. Эти идеи М. Вебера очень близки к марксистской теории, в которой К. Маркс подчеркивал, что капитализм основан на отделении рабочего, производителя от используемых им средств производства и производственной деятельности в целом. Это порождает необходимость посреднической деятельности между производителем и средствами производства, которую осуществляет администрация. Они основаны на бюрократическом принципе. По этой причине теория рациональной бюрократии Вебера называется функционалистской.

      Преимущества и недостатки

      Два типа бюрократии по М. Веберу:

      В традиционном обществе все подчинено традиции, поэтому бюрократия имеет авторитарный характер, у нее нет формального рационального принципа. В современном мире ситуация иная, поскольку в государствах и правители (бюрократия), и подданные (граждане) подчиняются законам, а не индивидам. М. Вебер: представление современной бюрократии как структуры правительства. Поскольку общество стремится к постоянной рационализации всех аспектов социальной жизни, роль и значение бюрократии в нем неуклонно возрастает.

      1. Четко построенная иерархия органов управления, которая корректирует их деятельность, предписывает строгий порядок во всем, ведет общество или организацию к более высокому уровню развития;
      2. Строгое распределение обязанностей, когда каждый отвечает за свой участок работы и не лезет в чужой, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
      3. Обеспечение принципа единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что ведет к ощущению чувства справедливости и равенства всех перед законом;
      4. Осуществление координации на основе принципа сверху, что ведет к снижению текучести кадров.
      1. Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность в решении насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной последней инстанции;
      2. Односторонний подход к поиску вариантов решения вопросов, отсутствие выбора альтернативы в качестве нахождения наилучшего решения;
      3. Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, поскольку сфера управления регламентируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними обращаются плохо, невнимательно и не по-человечески;
      4. Неприветствие выдвижения новых идей и новаторства в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
      5. Попытка контролировать всех сотрудников с помощью жесткой дисциплины.

      Вебер характеризует рациональность бюрократии следующим образом:

      Теория рациональной бюрократии М. Вебера

      Основная идея теории бюрократии Мертона и Гоулднера заключается в побочных эффектах бюрократии, связанных с возникновением ее дисфункции в обществе, которая проявляется в подмене целей деятельности на средства. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся препятствием для рационального поведения. Такая рациональная организация, как бюрократия, порождает в себе иррациональные элементы. Р. Мертон разработал следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

      Гоулднер развил идеи Вебера дальше и выделил два типа бюрократии:

      Социология — это дисциплина, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

      1. Патримониальная – свойственна для традиционного общества. Ее отличительная особенность – иррациональность.
      2. Рациональная – присуща для капитализма.

      Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные характеристики: стабильность, иерархия и разделение труда.

      Социология обосновывает тот факт, что бюрократия является единственной перспективой для развития общества, потому что это наиболее эффективная и приемлемая форма правления. И главной задачей современного управления является изменение роли бюрократии на основе принципов, разработанных в свое время М. Вебером. Этой цели можно достичь, изменив отношение бюрократии и объяснив, что ее благосостояние и карьера связаны с конечным результатом деятельности организации.

      • Личной ответственностью каждого за свой участок работы;
      • Жесткой координацией для достижения общих организационных целей;
      • Оптимальным действием безличных правил;
      • Четко построенной иерархической зависимостью.

      Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

      Эта цель может быть достигнута только путем изменения целей бюрократов и менеджеров, связав их благосостояние и карьерные достижения с конечным результатом организационной деятельности.

      • Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
      • Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
      • По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
      • Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
      • Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
      • Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
      • Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
      • Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
      • Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

      Термин «бюрократия» пришел из французского языка: Оно объединяет французское слово bureau — бюро или служба — и греческое слово κράτος ( Kratos ) — господство или политическая власть. 13 Французский экономист Жак Клод Мари Винсент де Гурне (1712-1759) ввел этот термин в середине 18 века. 14 Гурне никогда не записывал этот термин, но позже он упомянул его в письме одного из современников:

      1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
      2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

      Покойный М. де Гурне иногда говорил: «У нас во Франции есть болезнь, которая хочет нам навредить; эта болезнь называется бюромания». Иногда он изобретал четвертую или пятую форму правления, которую называл «бюрократией».

      Первое известное английское употребление относится к 1818 году.13 Ирландская писательница Леди Морган назвала механизм, с помощью которого британцы поработили свою ирландскую колонию, «бюрократией или официальной тиранией, с помощью которой Ирландия так долго управлялась». 16 К середине 19 века это слово стало использоваться в более нейтральном смысле для обозначения системы управления, в которой должности занимают неизбираемые чиновники. В этом контексте «бюрократия» считалась отдельной формой правления, часто подчиненной монархии. 17 В 1920-х годах немецкий социолог Макс Вебер расширил это определение, включив в него любую административную систему, управляемую подготовленными профессионалами в соответствии с установленными правилами. 17 Вебер считал бюрократию относительно позитивным явлением; однако австрийский экономист Людвиг фон Мизес в 1944 году, в связи со своим опытом общения с нацистским режимом, рассуждал, что термин «бюрократия» «всегда используется с уничижительным оттенком»,18 а американский социолог Роберт Мертон в 1957 году высказал мнение, что при определенных обстоятельствах термин «бюрократ» становится «прилагательным и ругательством». 19 Слово «бюрократ» также используется в неодобрительном тоне в политике и администрации для осуждения официальных правил, которые затрудняют выполнение задач. кем? На рабочем месте слово «кем?» очень часто используется для обличения сложных правил, процедур и бумажной работы, которые затрудняют выполнение задач. 20 Социография относится к определенным социальным влияниям, которые могут повлиять на функционирование общества. 21

      Студенты сдавали имперские экзамены, чтобы получить место в бюрократии имперского Китая.

      Хотя термин «бюрократия» впервые появился в середине 18 века, организованные и слаженные административные системы существовали гораздо раньше. Развитие письменности (ок. 3500 г. до н.э.) и использование документов имели решающее значение для управления этой системой, и первое окончательное появление бюрократии произошло в античности. Шумерия, где зарождающийся класс писцов использовал глиняные таблички для управления и распределения урожая. 22 В Древнем Египте также существовал класс наследственных писцов, которые управляли бюрократией государственного управления. 23

      Содержание

      • 1 Этимология и использование
      • 2 История
        • 2.1 Древний
        • 2.2 Современное
          • 2.2.1 Империя Ашанти
          • 2.2.2 Объединенное королевство
          • 2.2.3 Франция
          • 2.2.4 Другие промышленно развитые страны
          • 3.1 Карл Маркс
          • 3.2 Джон Стюарт Милл
          • 3.3 Макс Вебер
          • 3.4 Вудро Вильсон
          • 3.5 Людвиг фон Мизес
          • 3.6 Роберт К. Мертон
          • 3.7 Эллиот Жак

          Римская империя управлялась иерархией региональных епископов и их заместителей. Цитата: Реформы Диоклетиана (императора с 284 по 305 год) удвоили число административных областей и привели к массовому расширению римской бюрократии. 24 Раннехристианский писатель Лактанций (ок. 250 — ок. 325) утверждал, что реформы Диоклетиана привели к повсеместному экономическому застою, поскольку «провинции были разделены на крошечные участки, а многие президенты у

          Когда династия Цинь (221-206 гг. до н.э.) объединила Китай под властью законодательной системы В, император назначил администрацию, состоящую из верных чиновников, а не из знати, положив конец феодализму в Китае и заменив его централизованным бюрократическим правительством. Форма правления, созданная первым императором и его советниками, была использована последующими династиями для создания собственного правительства. 28 29 При такой системе правительство процветало, потому что было легче выявлять таланты в изменившемся обществе. Династия Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.) создала сложную бюрократию, основанную на учении Конфуция, который подчеркивал важность ритуала в семье, отношениях и политике. 30 С каждой последующей династией бюрократия развивалась. В 165 году до н.э. император Вэнь ввел первый метод приема на государственную службу по экзаменам, а император У (правил в 141-87 гг. до н.э.) ), укрепил конфуцианскую идеологию в главной администрации, введя систему рекомендаций и назначений на государственную службу, известную как сяолянь, и Национальную академию 31 32 33, через которую отбирались государственные служащие, изучавшие конфуцианскую классику, Во время династии Суй (581-618) и последующей династии Тан (618-907) класс Ши стал представлен полностью стандартизированной системой экзаменов на государственную службу, нанимая частично тех, кто сдал стандартизированные экзамены и получил официальную степень. Однако при обеих династиях набор на службу осуществлялся по рекомендации. Только при династии Сун (960-1279 гг.) было уделено больше внимания набору тех, кто сдал экзамены и получил степень, и он был значительно расширен. 35 В период правления династии Сун (960-1279 гг.) бюрократия стала меритократической. После реформы «Песни» были проведены отборочные экзамены, чтобы определить, кто из претендентов соответствует требованиям к той или иной должности. 36 Система императорских экзаменов просуществовала до 1905 года, за шесть лет до падения династии Цин, что ознаменовало конец традиционной бюрократической системы в Китае. 37

          Карл Маркс сформулировал свою теорию о роли и функции бюрократии в «Критике философии права» Гегеля, опубликованной в 1843 году. В своей «Критике философии права» Гегель отстаивал роль специализированных чиновников в государственном управлении, хотя он никогда не использовал термин «бюрократия». Маркс, напротив, выступал против бюрократии. Маркс утверждал, что, хотя корпоративная и государственная бюрократия, казалось бы, находятся в оппозиции друг к другу, на самом деле их существование зависит друг от друга. Он писал, что «корпорация — это попытка гражданского общества стать государством, а бюрократия — это государство, которое в действительности стало гражданским обществом». 58

          История

          Древний

          Политолог Джон Стюарт Милль в начале 1860-х годов предположил, что успешные монархии по сути являются бюрократиями, и нашел доказательства их существования в имперском Китае, затем в Российской империи и в режимах Европы. Милль описал бюрократию как отдельную форму правления, отличную от представительной демократии. Он считал, что бюрократия имеет определенные преимущества, прежде всего, накопление опыта теми, кто реально управляет делами. Однако он считал, что эта форма правления не сопоставима с представительной, поскольку основана на назначении, а не на прямых выборах. Милль писал, что бюрократия в конечном итоге подавляет разум и что «бюрократия всегда имеет тенденцию становиться педофилической». 59

          Полностью развитая бюрократия сравнивается с другими организациями так же, как машина сравнивается с немеханическим способом производства.

          Немецкий социолог Макс Вебер был первым, кто официально изучил бюрократию, и его работа привела к популяризации этого термина. 61 В своем эссе «Бюрократия»,1,62 опубликованном в его главном труде «Экономика и общество», Вебер описал множество идеально-типичных форм государственного управления, правительства и бизнеса. Его идеальный тип бюрократии, будь то государственная или частная, характеризуется:

          Вебер перечислил несколько условий возникновения бюрократии, таких как увеличение количества административных учреждений и населения, усложнение выполняемых административных задач, а также существование денежной экономики, которая требует более эффективной административной системы. 63 Развитие коммуникационных и транспортных технологий позволяет повысить эффективность управления, а демократизация и рационализация цивилизации приводит к требованию равного обращения. 63

          Теории

          Карл Маркс

          Хотя он не обязательно был сторонником бюрократии, Вебер рассматривал бюрократизацию как наиболее эффективную и рациональную форму организации человеческой деятельности и, следовательно, ключ к ее реализации. 65 Более того, он рассматривал ее как ключевой процесс в прогрессирующей рационализации западного общества. 10 66 Вебер также рассматривал бюрократию как угрозу индивидуальным свободам и прогрессирующую бюрократизацию, ведущую к «полярной ночи застывшей тьмы», в которой растущая рационализация человеческой жизни заперла людей в безжизненной клетке «железного, основанного на правилах, рационального контроля». 10 11 Критическое рассмотрение бюрократизации общества стало одной из наиболее продолжительных частей работы Вебера. 10 66 Многие аспекты современного государственного управления основаны на его работе, а классическое, иерархически организованное, континентальное государственное управление стало известно как «веберовское».

          Джон Стюарт Милл

          Макс Вебер

          • иерархическая организация
          • формальные полномочия (цепочка подчинения )
          • фиксированная сфера деятельности
          • жесткое разделение труда
          • регулярное и непрерывное выполнение поставленных задач
          • все решения и полномочия, определенные и ограниченные правилами
          • должностные лица с экспертной подготовкой в ​​своих областях
          • карьерный рост в зависимости от технической квалификации
          • квалификация оценивается организационными правилами, а не отдельными лицами 106364
            Информационное общество. Что такое информационное общество?
Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий