Одним из них является «информационное общество» (ИО), в котором информация становится одним из основных продуктов производства, а развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на все сферы жизни, включая государственное управление, экономику, образование, медицину, культуру и искусство.
Информационное общество: расшифровка понятия, характеристика
Информационное общество — это наше современное общество, в котором информация и знания приобретают наивысшую ценность и становятся продуктом обмена, купли-продажи, кражи и подделки, а хранение, анализ, обработка и передача информации являются очень важной областью человеческой деятельности.
В настоящее время наше общество переживает глобальную информационную революцию, в ходе которой доступ к высококачественной информации на высокой скорости становится нормой, а отсутствие доступа к этой информации считается показателем бедности и отсталости. Вы абсолютно правы, речь идет о ежедневном доступе к интернету. Именно интернет возглавил информационную революцию и создал вокруг себя информационное общество.
Что такое информационное общество
Термин «информационное общество» стал широко использоваться с середины 1990-х годов, а точнее, к концу 1990-х годов — это было время, когда интернет постепенно охватил массы обычных людей. Впервые этот термин был введен японскими учеными в 1961 году, когда они разрабатывали правительственную программу развития японского общества к 2000 году. Но с 1990-х годов термин «информационное общество» стал активно использоваться американскими и европейскими учеными, которые начали изучать влияние Интернета на жизнь людей.
По мере того как Интернет становился все более популярным во всем мире, этот термин был принят не только учеными, но и другими профессионалами (педагогами, политиками, бизнесменами) и даже обычными гражданами. Сегодня многие понимают, что живут в информационном обществе, и поэтому этот термин используется очень спокойно и часто в лексиконе многих людей.
Признаки информационного общества
- до информационного общества был этап микротехнологического прогресса, когда люди начали изобретать компьютеры и их подобие; началось это еще с 40-х годов прошлого столетия;
- до микротехнологического был этап изобретения электричества, он способствовал появлению телефонов, телеграфа, радио и др.
- до электричества был этап технологий, когда ручной труд заменялся на станки, были придуманы первые паровые двигатели и т. д.
- до этапа технологий было книгопечатание, когда люди научились не просто писать, но и печатать книги, тем самым сохраняя информацию «на века»;
- и т. д.
- большие и растущие объемы информации, которые нужно как-то хранить и обрабатывать;
- использование компьютерных устройств становится неизбежным;
- производство различных информационных продуктов выходит на первый план;
- изменяется уклад жизни и досуг с ориентацией на информационные технологии;
- происходит переоценка ценностей у людей;
- в дома людей проникают все больше информационно-технологических устройств;
- происходит роботизация многих человеческих профессий;
- образование не заканчивается в школах и ВУЗах, а продолжается непрерывно на онлайн-курсах;
- информационные услуги — это отдельный рынок;
- растет количество людей, занятых развитием информационных технологий;
- демократические инструменты переходят в электронный формат;
- существует электронная валюта;
- и мн. др.
Признаки информационного общества можно перечислять очень долго. И то, что общество изменилось, хорошо понимают представители старшего поколения. Современная молодежь в свободное время заходит в VK или Instagram, чтобы просмотреть ленту, а вечером не прочь «потусоваться» в социальных сетях или «поболтать» с кем-нибудь. Ее родители клянутся, что они читают книги, и при каждом удобном случае они встречаются с друзьями и проводят время вместе.
Понятие информационного общества
Логично, что основой информационного общества является информация. Концептуально информация сама по себе является ценностью, которую можно оценить и купить во многих случаях, что приравнивает ее к материальным ценностям и энергии. Во многих случаях информация
Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.
Во-первых, информация и знания играют все более важную роль в жизни общества, и информационная насыщенность секторов экономики, финансов, управления, торговли и производства также значительно возрастает. Для многих секторов экономики информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического развития связаны исключительно с информацией и знаниями, их применением и внедрением в традиционные сектора.
Во-вторых, сектор информационных технологий — это особый сектор экономики, который является одним из самых динамичных и быстрорастущих.
Современное информационное общество
В-третьих, информация, информационные услуги и индивидуальные знания — это товар, который можно покупать, продавать и давать взаймы. В некоторых случаях уже сформировались устойчивые рыночные структуры, например, в сфере информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и в секторе услуг для этих рынков.
- Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
- Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
- Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
- Существование мирового информационного пространства.
- Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
- Улучшение доступа к информации.
- Существование многообразия информационных продуктов и услуг.
В-четвертых, модели социальной, экономической, административной, финансовой и производственной организации частично перестраиваются, становясь более широкими и гибкими благодаря использованию информационных технологий.
Основная тенденция заключается в том, что важность информации постоянно возрастает, а поиск новых знаний становится все более интенсивным. Информация и знания являются важным фактором для производства и экономического развития. Экономический успех все больше зависит от доступности информации, использования инноваций и постоянного дальнейшего развития.
В развитии информационного общества можно выделить три фазы:
Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и применением новых информационных и коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.
Основные направления развития информационного общества:
Развитие информационного общества в его нынешнем виде определяется растущими потребностями адаптации к быстро нарастающим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Результатом является одновременное усиление интеграционных тенденций на местном, национальном и международном уровнях с усилением тенденций к доминированию и автаркии на тех же уровнях.
Развитие информационного общества
Развитие информационного общества — это ряд процессов, которые приводят к изменениям в структуре государства, общества, экономической системы, технологии, производства и жизни людей в связи с возрастающим значением информации и знаний.
- 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
- 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
- 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.
Развитие информационного общества, обладая значительным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека, расширяет возможности для отдельных людей, предпринимателей, создает возможности для
Информатика — относительно новая наука, возникшая в середине 20-го века. Предпосылкой для этого стало резкое увеличение количества информационных данных и сообщений, которые людям приходилось обрабатывать. Появился компьютер, затем мощные компьютерные сети — технические средства для хранения, обработки и передачи больших объемов данных.
- Электронная коммерция
- Телемедицина
- Дистанционное образование
- Роботизация
- Цифровая экономика
- Электронные услуги
- Дистанционное получение государственных услуг
Основной целью информатики как науки является использование компьютерных технологий для получения новых знаний в различных областях человеческой деятельности.
Информатика — это наука, которая занимается структурой и общими свойствами данных, а также методами и инструментами для их создания, поиска, хранения, обработки, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности.
Термин «информатика» возник во Франции в начале 1960-х годов (от фр. information и automatique) и обозначал автоматизированную обработку различных данных. В англоязычном мире этот термин соответствует синониму Computer Science, поскольку термин информатика не только отражает достижения компьютерных технологий, но и связан с процессами передачи и обработки данных различного рода.
Чем занимается информатика как наука и как отрасль деятельности человека?
Основными направлениями развития информатики являются: теоретическая, техническая и прикладная информатика. Цель теоретической информатики — разработать общие теории получения, обработки и хранения данных, показать законы создания и преобразования данных, применить современные информационные технологии в различных областях человеческой деятельности, изучить взаимоотношения между «человеком и электронным устройством» и разработать информационные технологии. Технические вычисления занимаются автоматизированными системами обработки данных, созданием нового поколения вычислительных машин, гибких технологических систем, роботов, искусственного интеллекта и т.д. Прикладная информатика создает базы знаний, разрабатывает рациональные методы автоматизации производства, создает теоретические основы проектирования, служит для связи науки и производства и обеспечивает требования информационного общества.
Для того чтобы эффективно обрабатывать разнообразные данные современной, информационно насыщенной среды, которая меняется чрезвычайно быстро, и вовремя принимать правильные решения на основе полученных результатов, необходимы новые знания и навыки, а точнее, приобретение технологий.
Термин технология происходит от греческого τεχνη — искусство, мастерство, техника, умение и λογος — слово, способность к коммуникации.
Технология — это совокупность доступных человеку методов и средств для осуществления определенного сложного процесса, разделения его на систему последовательных, взаимосвязанных процессов и функций, выполняемых в несколько этапов.
В современном информационном обществе компьютеры различных видов являются важнейшим техническим средством для обработки различных данных. Программное обеспечение используется для реализации методов обработки данных. Сочетание информационных и современных коммуникационных технологий, позволяющих передавать сообщения и данные различными средствами (компьютерные сети, телефон, факс, телевидение, спутниковая связь и т.д.), радикально изменило уровень и формы деловой и социальной активности людей.
Какие технологии называют информационными?
Информационные технологии прошли определенные этапы в своем развитии:
Этапы развития технологии
Название технологии
Название технологии
Название технологии Название технологии
Этап 1 (вторая половина 19 века)
Ручные информационные технологии
Перо, чернильница, книга. Ручное общение путем отправки писем, посылок, сообщений.
Представление сообщений в подходящем формате. | Этап 2 (с конца XIX века до 1930-х годов). | Механическая технология | Пишущая машинка, телефон, диктофон, почта. Используются более современные методы доставки |
Представление сообщений в подходящем формате более удобными средствами. | Этап 3 (40-60-е годы XX века) | Электронная технология | Большие персональные компьютеры и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные магнитофоны. |
От формы общения акцент постепенно смещается к формулированию содержания. | Стадия 4 (с начала 1970-х до середины 1980-х годов). | Электронная технология | Большие компьютеры и основанные на них автоматизированные системы управления и поиска информации с базовым и специализированным программным обеспечением. |
Акцент смещается на содержательную сторону послания для управленческой среды в различных областях общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. | Стадия 5 (с середины 80-х годов 20 века) | Компьютерные технологии | Персональные компьютеры с большим количеством стандартных программных продуктов для различных целей |
Системы поддержки принятия решений для различных уровней управления. Системы имеют встроенные элементы аналитического и искусственного интеллекта, реализованы на персональном компьютере и используют сетевые и телекоммуникационные технологии для объединения в сеть. | Уровень 6 (с середины 1990-х годов). | Передовые технологии Интернет/Интранет. | Системы с одновременным доступом множества пользователей (систем), глобальные, региональные и локальные компьютерные сети широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса. |
Электронная торговля растет. Увеличение объема информации привело к развитию технологии добычи данных | Уровень 7 (Современность) | Облачные технологии, Интернет вещей | Удаленная обработка и хранение данных на серверах и серверах в Интернете |
Различные классификации информационных технологий.
- Глобальные — технологии, которые включают модели, методы, способы использования данных в обществе.
- Базовые — информационные технологии, ориентированные на конкретную область применения.
- Конкретные — технологии, которые прорабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.
- данных с помощью алгоритмических языков, табличных процессоров, систем управления базами данных;
- текстов с помощью текстового процессора;
- графических изображений с помощью графических редакторов;
- знаний с помощью экспертных систем;
- объектов реального мира с помощью технологий мультимедиа и тому подобное.
- Объем знаний, порождаемое мировым сообществом, удваивается каждые 72 ч;
- Ежеминутно по электронной почте отправляется 204000000 сообщений;
- Объем данных, передаваемых с помощью искусственных спутников Земли в течение двух недель, является достаточным для заполнения 19 млн томов;
- В индустриально развитых странах учащиеся на момент окончания школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
- В последующие три десятилетия в обществе произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три столетия.