Однако некоторые историки серьезно сомневаются в том, что монашеская Киево-Печерская лавра каким-либо образом связана с рекурсивной дугой для времени колыбели русской нации. Ученый А. А. Шахматов отводит ему роль реформатора оригинального кодекса.
«Повесть временных лет»
«В 859 году в истории прошлых лет говорится, что барангаи и хазары потребовали дань от некоторых славянских групп в Восточной Европе. В 862 году варяги были изгнаны за море и отказались платить налог. И под тем же годом 862.
Глава 1 ХРОНИКА Огромное количество толкований и прочтений русских летописей заставляет нас отбросить их все вместе, собрать голые факты и на их основе создать обоснованную версию произошедших событий заново. Чтобы создать версию с другим началом
Повесть временных лет
История из прошлого Вот как мы начинаем это повествование: славяне поселились за Дунаем, где сейчас находятся земли венгров и болгар. И от них славяне бежали на землю и стали называть места, где они сидели. И пришли некоторые и поселились у реки, которая называлась Морава, и назывались моравцами, и
3. древнейшая летопись. История минувших времен «историческая память» восточнославянских племен простиралась вглубь на несколько веков: легенды и саги о расселении славянских племен, о конфликтах славян с аварами передавались из поколения в поколение.
Повесть временных лет
Повесть временных лет Основным источником по истории Древней Руси является летопись, точнее, летописный свод, «Повесть временных лет преподобного Федосия Печерского монастыря, откуда есть пошла Русская земля и кто основал в ней первое воинство».
3. «История минувших времен» — памятник древнерусского летописания с конца XI до начала XII века. Это сборник летописей, вобравший в себя не только весь предшествующий опыт истории Руси, но и достижения европейской учености.
История создания
Автором известной летописи считается монах Нестор из Киево-Печерского монастыря. Его имя не разглашается. И в оригинале нет никаких упоминаний о нем, они появляются только в более поздних изданиях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных преданий, фрагментарных письменных документов и наблюдений Нестора.
Произведение было написано на рубеже XI и XII веков. Век. Точный год, в котором была написана история прошлых лет, неизвестен, но есть несколько предположений. Историки А.А. Шахматов и Д.С. Лихачев предполагают, что основная часть сочинения была написана в 1037 году, а затем дополнена новыми сведениями от различных летописцев
«История минувших времен» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем рассказывается о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюрика. Особое внимание уделено войнам и походам великих князей:
Содержание «Повести временных лет»
Помимо описания военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается история основания Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море другим именем: «Русское море». Кстати, Нестор также рассказывает о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, населявшее территорию Руси до призвания Рюрика и его братьев.
- Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
- Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
- Описания жизни святых и князей.
- Официальные документы и указы.
Автор также рассказывает об одном из важнейших событий в русской истории — создании славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. Он объясняет, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Они создали славянский алфавит и перевели для славян Евангелие и Деяния апостолов. Благодаря этим людям была написана история прошлых лет.
Помимо красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии легла в основу «Песни о Вещем Олеге» Александра Пушкина.
Военные походы
Без сомнения, здесь описано одно из важнейших событий древнерусской истории — крещение Руси. Летописец придает этому особое значение, будучи сам монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красное Солнышко, включая изменения в его характере, связанные с принятием им христианства.
- Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
- Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
- Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
- Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.
Ключевые события в истории
«Сказка о прошедших временах» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что некоторые летописи, написанные в 1100-1112 годах, не совпадали с интересами Владимира Мономаха, который взошел на престол в 1113 году. Поэтому спустя некоторое время монахи из окружения сына Владимира Мономаха взялись за написание новой версии известного произведения. Так, вторая редакция летописи появилась в 1116 г., а третья — в 1118 г. В последнюю редакцию летописи вошло знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Копии обоих изданий дошли до нашего времени в составе хроник монахов Лаврентия и Ибатия.
Хотя летопись подвергалась изменениям и в ее достоверности можно сомневаться, она является одним из наиболее полных источников о событиях того времени. Это, несомненно, памятник русского наследия. Как исторически, так и литературно.
Его текст можно найти и прочитать как на древнерусском языке, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором, и их нельзя взять на время, как обычную книгу в библиотеке.
Тем не менее, историю прошлых времен сегодня читают многие историки, исследователи и те, кто интересуется этим периодом. Поэтому ее нередко можно встретить на полках книжных магазинов.
Историческое значение произведения
Последнее дает экспертам возможность сравнить авторские подходы. Житие говорит о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония Любечского, который основал древнейший православный монастырь на Руси — Пешерский — во времена Ярослава Мудрого в 1051 году. Сам Несторий жил в монастыре Феодосия. А его «Житие» настолько насыщено мельчайшими нюансами повседневной монастырской жизни, что понимаешь, что оно написано человеком, который знает этот мир изнутри.
Событие, впервые упомянутое в повести (призвание викинга Рюрика, как он пришел со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы живем), было написано через 200 лет после событий.
Его не существует. Ни у кого его нет. Этот краеугольный камень нашей российской государственности — своего рода призрак. Все слышали о нем, вся история России отталкивалась от него, но никто не держал его в руках и даже не видел за последние 400 лет.
Даже В.О. Ключевский писал: «Не спрашивайте в библиотеках «Начальную летопись» — скорее всего, вы не поймете ее, и вас переспросят: «Какой список летописей вам нужен?». На сегодняшний день не найдено ни одной рукописи, в которой Первоначальная летопись была бы приведена отдельно, как она была написана древним автором. Во всех известных памфлетах она сливается с рассказом о его преемниках».
Сравнения
То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно в других источниках и в трех редакциях: Лаврентьевском кодексе (1377 г.), Ипатьевском кодексе (XV в.) и Хлебниковском каталоге (XVI в.).
Однако все эти рукописи являются лишь копиями, в которых Первоначальная хроника представлена в совершенно разных вариантах. Первичная хроника просто погружена в них. Ученые связывают это ослабление первоисточника с его неоднократным и иногда неправильным использованием и редактированием.
Где начальная летопись
Другими словами, каждый из последующих «соавторов» Нестория (или другой печерский монах) рассматривал это произведение в контексте своего времени: он брал из Хроники только то, что бросалось ему в глаза, и вставлял это в свой текст. То, что ему не нравилось, он в лучшем случае оставлял нетронутым (и исторические факты терялись); в худшем — переставлял информацию так, что сам автор ее не узнавал.