Какое звено в предложении является причастием? В предложении причастие часто используется в качестве определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Анализ полугодовых тестов и диктантов в 7-9 классах часто показывает, что не все учащиеся понимают тему: Они не различают строфы в тексте и, соответственно, не выделяют их запятыми; не связывают положение причастия в предложении по отношению к определителю с особенностями его обособления.
У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Как правило, большая часть учебной программы по русскому языку в 7 классе посвящена изучению свойств причастий и герундиев (в том числе причастий и герундиев), и в расписании есть такие темы, как «Причастие: значение и примеры его употребления в тексте», «Выделение доли», «Особенности деепричастия», «Выделение деепричастия», «Ошибки в употреблении долей и деепричастий» и др.
Как учителю логично построить уроки по этим темам, чтобы ученики не только поняли, что такое причастные и деепричастные обороты, но и научились правильно их абстрагировать?
Мы считаем, что учителю помогает использование методических приемов и упражнений, применяемых в учебниках русского языка для седьмого класса.
Рассмотрим, как построена методика изучения акций и индексов в учебнике В. Бабайцевой и М. М. Разумовской.
В этих руководствах информация о запасе идет перед информацией о глубоком частичном вращении.
В двух изученных учебниках причастие понимается как причастие с зависимыми словами, и приводятся примеры: Исправление ошибок, сообщение о кампании, угрожающее затемнение и т.д.
В учебнике «Русский язык. Учебник «Русский язык 7 класс» М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова на стр. 75 содержит упражнение 207, помогающее учащимся распознать, в каких словосочетаниях причастия являются существительными, а в каких — зависимыми словами:
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из этих предложений причастие является существительным, а в каких — зависимым словом. Запишите их и разделите на три группы в соответствии с диаграммами:
Вот словосочетания, которые студентам предлагается проанализировать:
Мы считаем, что одним из вариантов этого задания является заполнение диаграммы:
В этом упражнении дети повторяют правила правописания (правописание приставок и приставочных слогов, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в основе слова и т.д.), повторяют синтаксические правила построения предложений и основные синтаксические понятия «определенное слово в предложении», «существительное в предложении». На наш взгляд, для учителя на этом этапе важно преподавать ди
В учебнике русского языка М. М. Разумовской для 7 класса на страницах 75-78 предлагаются упражнения для закрепления информации о причастии. 75-78. Вот некоторые из них.
Замените отмеченные слова прилагательными, соответствующими их значению, и закончите предложения. Определите слово и причастие в каждом предложении. Отметьте суффиксы и окончания причастий.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
Проверьте написанные вами предложения. Покажите, что схема подходит для каждого из них:
Расположите предложения так, чтобы они соответствовали схеме:
Определите, изменится ли пунктуация в предложениях. Напишите два перестроенных предложения (по вашему выбору) и отметьте в них определенные слова и причастия.
Вот один из способов выполнения этого упражнения.
Приговор, отредактированный студентом
Приговор студенту
Учащиеся седьмого класса могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастие уточняет определенное слово, отвечает на определение и подчеркивается волнистой линией; они могут сделать вывод, что пунктуация меняется при перестановке предложений: Когда причастие предшествует определенному слову, оно не обособляется.
Прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Определите, какая группа примеров соответствует каждой диаграмме.
Нарисуйте схемы и напишите соответствующие части с обозначенными словами из предложений для каждой.
Сделайте морфологический разбор помеченных слов.
Учащиеся седьмого класса могут нарисовать две схемы и привести примеры каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения делятся на две группы, потому что причастие может занимать разное положение по отношению к определенному слову; вспомнить правила деления причастия на части.
В учебнике русского языка 7 класса С. Пименовой, Еремеевой, Купаловой и других (УМК) (УМК В. Бабайцевой) на с. 35-44 даются упражнения для закрепления знаний о причастии и правилах его обособления.
Составьте предложения и подберите к определяемым словам причастия в скобках (вопросы из предложений запишите в определения, чтобы не ошибиться с окончаниями!). Запишите причастия графически.
Причастие образует долю с зависимыми словами. Мы покажем вам, как отличить причастие от причастия и как определить границы причастия в предложении.
Чтобы понять, как причастия и причастия соотносятся друг с другом, сначала нужно вспомнить, какая форма глагола (часть речи) называется причастием.
Причастие и причастный оборот
Причастие — это неопределенная форма глагола, которая указывает на признак предмета по его действию и используется в ответ на вопросы какой? какой? какой? какой? какой? какой? какой? какой? какой? какая?
Во всех вышеперечисленных словосочетаниях причастие единственного числа определяет существительное и является зависимым словом:
В предложении он функционирует как контекстуальный определитель:
- пляшущий клоун;
- летящий комар;
- изучаемый предмет;
- насупившийся мальчик;
- обессилевший старик;
- запаянное отверстие;
- приглаженные волосы.
Хмурый мальчик сидел за столом.
В предложении причастие может иметь зависимые слова:
На арене цирка танцующий клоун устраивает забавное представление.
Что такое причастный оборот?
Эта синтаксическая конструкция является частью предложения — определения. Определение выражено причастием с зависимым словом в форме наречия:
Отметим, что в отличие от рассмотренных выше глагольных сочетаний причастий с существительными, в данной речевой ситуации причастие является существительным, а наречие зависит от него. Эта синтаксическая конструкция называется причастием.
Причастие — это причастие с зависимыми словами.
Другими словами, словосочетание, в котором причастие является существительным, называется строфой.
Мы считаем, что только полная форма причастия организует причастие как определение. Краткое причастие обычно является сказуемым в предложении.
Листья кленового дерева, освещенные солнцем, становятся золотыми в его лучах.
Листья кленового дерева освещаются лучами солнца.
Слова разных частей речи могут зависеть от причастия:
1. существительное.
Вышедшее (откуда?) из-за леса солнце бросило последние лучи на облака и окрасило их в розовый цвет.
Дети, увидевшие ежика (кого?), закричали от радости.
- танцующие у ёлки;
- застреленная охотником утка;
- надеявшийся на удачу;
- опротивевший всем;
- подписанный мной;
- не значащий ничего;
- больно жалящие осы;
- криво навешенная форточка;
- обидевшийся напрасно.
Примеры
Собака громко залаяла (как?) и разбудила деда Федора.
История охотника, которую я услышал (от кого?), глубоко тронула меня.
Иногда бывает трудно найти причастие. Причастие может стоять перед или после существительного или местоимения в предложении.
Положение причастия определяет пунктуацию в предложении. Чтобы правильно расставить знаки препинания, мы должны знать причастие и найти зависимые от него слова, то есть точно определить границы причастия. Поиск причастия начинается с существительного — причастия.
Как найти причастный оборот?
Истинные и пассивные доли имеют характерные окончания, с помощью которых они образуются от однокоренных глаголов:
После того, как вы нашли долю, посмотрите, есть ли рядом с ней слово, о котором вы можете задать вопрос:
Мальчик отмечал мишени, висящие (где?) на стене.
- стелиться — они стелются — стел ющ ийся утром туман;
- лакомиться — они лакомятся — лаком ящ ийся конфетой мальчик;
- зачервиветь — быстро зачервиве вш ее яблоко;
- обвесить — обвеш енн ый продавцом покупатель;
- умыть — умы т ые росой листья.
Мы осторожно шли по тропинке, замерзшие (когда?) с вечера.
Дети услышали (что?) звуки музыки и пошли в том направлении.
Причастие, стоящее в середине предложения после определителя, выделяется запятыми с обеих сторон. Перед определителем запятая не ставится, если он не имеет падежного значения причины или уступки.