Древнегреческий философ Платон, например, определил человека как двуногое существо без крыльев, после чего другой древний философ, Диоген, очистил петуха и представил человека, согласно Платону. Платон устыдился и улучшил свое определение, добавив: «с широкими и размашистыми когтями».
В чем проявляется биосоциальная сущность человека
Происхождение человека, его появление как субъекта социально-исторической дифференциации из животного мира — вопрос, который мучает философов, биологов, антропологов и социологов на протяжении тысячелетий.
Наука определяет человека как биосоциальное существо, обладающее собственным сознанием, второй сигнальной системой (членораздельный язык), моральными качествами и способностью конструировать самостоятельные орудия труда.
Конечно, это «сухое» определение, которое не полностью отражает социальный и физический элемент. Давайте разберемся в этом более подробно, начав с того, какие теории существуют о происхождении человека.
Теории происхождения
В мире существует не так много теорий о происхождении этого явления, но все они имеют свой смысл существования:
- Божественная теория происхождения — люди созданы Богом по образу и подобию Творца и наделены бессмертной душой, которая определяет их нравственные качества. Именно наличие души делает их уникальными и отличными от царства животных.
- Теория иноземного происхождения — из названия ясно, что теория убеждает нас в иноземном происхождении землян. Есть панспермическая теория происхождения жизни на Земле. Она гласит, что вся жизнь зародилась на Земле благодаря живой материи с других космических объектов. Но теории палеовизита (древних контактов Земли с пришельцами) считают, что жизнь могла зародиться и самостоятельно, но разумные существа прибыли именно с других планет.
- Теория эволюции Чарльза Дарвина — официальная теория, принятая наукой. Дарвин выводит человеческий вид из приматов, обосновывает и доказывает свою теорию. В XIX веке это, безусловно, была взрывная теория, поколебавшая парадигму устройства мира и представления всего человечества о происхождении людей.
- Теория Фридриха Энгельс а — труд — это первопричина выделения людей из царства животных, отряда приматов. Теория также базируется на дарвинских воззрениях об эволюции живого мира. Энгельс лишь убеждает, что именно труд является движущим фактором преобразования разума, языка, сознания, творчества и тела.
В чем проявляется биосоциальная сущность личности
- У людей есть логика и мышление, чего не встретишь в царстве животных. Только люди способны к абстрактному мышлению.
- Животные приспосабливаются к меняющимся условиям окружающего мира, а люди изменяют окружающую действительность под свои нужды и необходимость.
- Люди умеют делать предметы для ручного труда. Вот этот факт спорный, так как многие животные тоже умеют делать орудия труда. Те же обезьяны для колки орехов используют большой камень в качестве наковальни и более мелкие — в качестве молота.
- Животные способны воспроизводить только биологическую сущность, люди же могут производить социальную сущность. Для них свойственна передача потомству не только факторов жизнеобеспечения, но и творческой составляющей, которая не имеет практического смысла для выживания особи в живой природе.
- Людям свойственная речь. Животные могут только воспроизводить звуки. «Говорящие» животные только повторяют, но не вкладывают смысл в произносимое.
- Прямохождение — это продукт эволюции людей. С прямохождением появились и преимущества, и проблемы. Преимущества заключаются в том, что появилась мобильность, освободились руки для того, чтобы держать орудия труда и охоты. Проблема кроется в том, что с переходом тела в вертикальное положение начались трудности с рождением потомства.
Для понимания человека принято работать с терминами «индивид» и «личность».
Личность — это отдельный представитель человеческого рода, наделенный всеми характеристиками и свойствами психологического, социального и биологического существа.
Личность — это более сложное понятие, которое охватывает человека и его социально значимые характеристики в обществе.
Как можно провести различие между этими двумя понятиями? Это просто. С самого рождения каждый человек является личностью, поскольку обладает всеми характеристиками личности. Индивид становится личностью только в процессе социализации. Есть животные, которые рождаются в дикой природе и воспитываются дикими животными (медведи и волки). Это так называемые «маугли». Они являются индивидуумами, потому что сочетают в себе все характеристики современного фенотипа. Однако они не являются личностями, поскольку не разделяют ценности общества и не обладают социально значимыми чертами.
Есть и третье понятие: индивидуальность. Индивидуальность — это проявление уникальности индивида, уникальности действия и исключительности воспроизводства. Индивидуальность — это уникальность: мы все одинаковы с точки зрения общей организации, но мы отличаемся во многих отношениях, не являясь биологическими или социальными копиями друг друга. Индивидуальность — это свойство каждого человека.
Тема 3. Человек-биосоциальное существо
Люди — биосоциальные существа, характеризующиеся наследственными чертами, которые определяются природой и социализируются обществом.
В Едином государственном экзамене есть вопросы, в которых необходимо определить, что уникально для человека, что уникально для животных и что уникально и для человека, и для животных. Поэтому мы должны различать все эти характеристики.
Особенности, характерные для человека
- Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
- Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, характерные и для человека, и для животного
Человек — часть природы. Многие вещи присущи ему от природы. Итак, есть характеристики, которые объединяют человека и животное. И они связаны только с инстинктами.
Какие инстинкты все еще присутствуют в человеке?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Итак, как биосоциальное существо, человек имеет физические характеристики, которые приближают его к животному миру, и социальные характеристики, которые отличают его от животных и которые он приобретает в процессе социализации. О социализации вы можете прочитать здесь.
Материал был создан: Вера Александровна Мельникова
Разделы
- ЭКЗАМЕНЫ — 2023.
- Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. КОНСТИТУЦИЯ РФ.
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
- Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
- СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ.
- Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
- ЕГЭ. Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
- Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28.
- Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Общество. Теория
- ОБЩЕСТВО. Термины.
- Человек. Теория
- ЧЕЛОВЕК. Термины.
- Познание. Теория
- ПОЗНАНИЕ. Термины.
- Духовная сфера. Теория
- Духовная сфера. Термины.
- Политика. Теория
- ПОЛИТИКА. Термины.
- Право. Теория
- ПРАВО. Термины.
- Социальная сфера. Теория
- Социальная сфера. Термины.
- Экономика. Теория
- Экономика. Термины.
Биосоциальная сущность человека. Мировоззрение. Познание. Истина и её критерии
В этом уроке мы объясним значение выражения «Человек — биосоциальное существо». Давайте ответим на вопрос: что такое мировоззрение и как оно формируется? Назовем виды знаний, а также этапы и уровни познания. Давайте рассмотрим, может ли истина быть абсолютной и каковы критерии для этого.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам из комплекта, вам необходимо добавить его в свой личный шкафчик.
2. распространите видеоуроки среди своих учеников в личных кабинетах.
Просматривайте статистику использования видеоуроков вашими учениками.