Для многих секуляристов является загадкой и противоречием, почему христиане называют Иисуса Христа и Богом, и Сыном Божьим. Ответ кроется в учении о Святой Троице.
Где родился Иисус Христос — история земной жизни Сына Божия
Вопрос о том, где родился Иисус Христос и каковы были обстоятельства Его жизни, очень важен. Пришествие Христа было не случайным, а закономерным и центральным событием священной истории. Книги Ветхого Завета содержат множество пророчеств о пришествии Мессии. Иудеи представляли Его могущественным царем и правителем, владыкой над Израилем. Главной и почти единственной задачей Мессии считалось обеспечение благополучия избранного народа.
Хотя евреи с нетерпением ожидали Мессию, пророк Исайя предсказал, что еврейский народ не узнает и не примет Спасителя.
«Вы будете слышать и не понимать, и видеть и не видеть. Уши их притупились, и глаза их закрылись, так что глазами они не видят, и ушами не слышат, и сердцем не разумеют, и не покаются, чтобы Я исцелил их» (Исаия 6:9-10).
В пророчествах Ветхого Завета также упоминается место рождения Иисуса Христа (Михей 5:2). Пророки также указывали на отношения будущего Мессии с царем Давидом (Иеремия 23:5; Псалом 131:11).
Иисус Христос как историческая личность
Большинство ученых не сомневаются в том, что Иисус Христос действительно жил на земле. Только ярые атеисты не согласны с этим фактом и категорически отвергают его, несмотря на явные исторические свидетельства. Помимо Евангелий и апостольских посланий, существует множество нехристианских авторов, которые упоминали Христа в своих произведениях.
Один из них — Иосиф Флавий. Он жил в первом веке и упоминает Иисуса Христа в своей рукописи «Иудейские древности»:
«Анания, первосвященник, собрал синедрион и представил Иакова, брата Иисуса, называемого Христом, и некоторых других лиц, обвинил их в нарушении законов и осудил на побиение камнями».
Несколько лет спустя римские писатели и политики Плиний Младший и Тацит свидетельствовали о Спасителе. Плиний в своих письмах к императору Трояну описывает обычаи христиан как почитание Христа как Бога. Тацит в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христос, от которого христиане получили свое имя, был казнен в правление Тиберия прокуратором Понтием Пилатом».
Важным вещественным доказательством существования Иисуса Христа является Туринская плащаница. Это льняная ткань, в которую было завернуто тело распятого Спасителя. Ученые расходятся во мнениях относительно подлинности ткани. Однако современные методы исследования подтверждают подлинность того, что Христос был погребен на плащанице.
Где родился Иисус Христос. Его детство
Согласно Евангелию, непорочная Дева Мария была избрана богами.
Архангел Гавриил принес ей весть о том, что скоро на нее сойдет Святой Дух и она родит сына. Это произошло в особом месте, где родился Иисус Христос. Это произошло в Вифлееме во время правления римского императора Августа. Мария и Иосиф прибыли туда, чтобы принять участие в переписи населения. Это великое событие произошло в бедном хлеву (место, где содержались животные) (Луки 2:7).
Когда ребенку исполнилось восемь дней, его обрезали и дали имя Иисус. Это имя было дано ребенку по повелению ангела еще до его рождения. На 40-й день Иисуса привели в храм в Иерусалиме, как предписывал закон. Там праведный Симеон, который всю свою жизнь ожидал Мессию, узнал Спасителя. Симеон предвидел мучительную, искупительную смерть Христа. В память об этом дне Церковь отмечает праздник Сретения Господня (15 февраля).
Евангелие от Матфея повествует о бегстве праведного Иосифа, Девы Марии и Младенца в Египет. Волхвы пришли к царю Ироду, чтобы поклониться родившемуся «Царю Иудейскому». Ирод боялся, что ребенок, родившийся во исполнение пророчества о Мессии, угрожает его власти. Он приказал убить всех детей в возрасте до двух лет в Вифлееме, чтобы избавиться от «претендента на престол». В Египте Иосиф и Дева Мария жили до смерти Ирода и только потом вернулись в Назарет, место рождения Иисуса Христа. Здесь Иосиф воспитал Спасителя и обучил его плотницкому делу.
Что мы знаем о земле, где родился Иисус Христос? Писание говорит нам, что это была Иудея или Иудейское царство. Его столицей был Иерусалим. Он возник в 10 веке до н.э., после распада царств Давида и Соломона в Израиле. В него входили территории таких колен, как Иуда и Симеон, а также половина Вениамина.
Предсказание пророка Михея
Что Библия говорит о городе, в котором родился Иисус Христос? В каком городе это произошло? Об этом говорится в пророчестве Михея, более чем за семь веков до рождения Спасителя. Евангелист Матфей напоминает нам о словах Михея. Царь Ирод, встревоженный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, потребовал от библейских толкователей точного места.
В ответ ученые привели отрывок из Михея, в котором назван город, где родится Иисус Христос. На нем было написано Вифлеем. Существует два перевода этого названия с иврита, в зависимости от написания — «дом хлеба» и «дом плоти».
Из событий, описанных в Евангелии, мы знаем, что обрученный Иосиф и Дева Мария жили в Назарете, к северу от Галилеи, и что Иосиф был из колена Иудина. В то время в Римской империи проводилась масштабная перепись населения.
Два Вифлеема
Фактические обстоятельства переписи можно найти в древних текстах. В Британском музее, например, хранится приказ на папирусе под номером 904. Хотя он датируется более поздним периодом (около 104 года н.э.), в нем описывается похожая ситуация, поскольку переписи населения проводились регулярно.
В документе говорится, что все люди должны были учитываться только по месту рождения. Префект Египта Гай Вивий Максим приказал заставить вернуться домой тех, кто по тем или иным причинам оказался за пределами его провинции. Это было сделано для того, чтобы они могли выполнить требования закона о всеобщей переписи населения.
Вифлеем был местом рождения Давида и позже стал «городом Давида». Давид был пастухом. Там он был избран и помазан пророком Самуилом, чтобы стать царем Израиля (1-я Царств 16:1-13). Интересно, что Израиль стал могущественной нацией во время правления Давида. Многие другие еврейские цари происходили из династии Давида. Но за исключением Давида, все цари родились в Иерусалиме. Пророчество в 5-й главе книги Михея интересно тем, что в этом маленьком городке Вифлееме должен был родиться еще один царь, кроме Давида. Хотя еврейские религиозные ученые Закона видели в этом пророчестве Мессию, было ясно, что это будущий царь, спаситель Израиля, который должен был родиться в Вифлееме. На протяжении истории царей Израиля многие цари рождались из рода Давида, но не все они были из Вифлеема, кроме самого Давида и того, о котором пророчествовал Михей в 5-й главе.
Древние свидетельства
После пророчества Михея прошло более семисот лет, прежде чем город Вифлеем был упомянут снова. Новый Завет начинается с истории Марии, Иосифа и Иисуса Христа, молодой пары из дома и рода Давида, совершающих свой путь из Назарета в Вифлеем. Евангелие от Луки рассказывает об уникальных обстоятельствах, благодаря которым Вифлеем стал местом рождения Иисуса Христа, хотя Его родители были родом из Галилеи. Они следовали указу из Рима, который предписывал им проехать около ста миль от Назарета до Вифлеема.
«В те дни римский император Август издал указ, призывающий провести перепись всего населения Римской империи. Это была первая перепись населения, и она была проведена в то время, когда Квирин был правителем Сирии. Каждый должен был отправиться в свой город на перепись населения. Иосиф пошел из Назарета в Галилее в Иудее в город Вифлеем, называемый также городом Давидовым. Иосиф пошел туда, потому что он был из рода Давида. Его имя было зарегистрировано на Марию, потому что она была обручена с ним. В это время Мария уже была беременна. Когда Мария и Иосиф были в Вифлееме, пришло время Марии рожать, и она родила своего первого сына. Она завернула Его и положила в ясли, потому что в гостинице не было места. (Луки 2:1-7)
Вифлеем – город Давида
Я хочу обратить внимание на очень скромные обстоятельства рождения Иисуса. Там, в Вифлееме, первенца оставили на улице на холоде, потому что в гостинице не было места, а после рождения он остался в хлеву. Примечание
Читайте также: Крещение и спасение: учение Библии и Апостольской церкви
Вифлеем — место рождения Иисуса Христа
Но был еще один человек, который был очень заинтересован в рождении этого ребенка. Это был Ирод.
«Иисус родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода. Через некоторое время в Иерусалим пришли мудрецы с востока». (Матфея 2:1)
Когда Ирод узнал о рождении ребенка, он сразу же встревожился. Об этом мы читаем в Евангелии от Матфея:
«Услышав это, царь Ирод сильно испугался, и жители Иерусалима испугались вместе с ним. Ирод собрал первосвященников и книжников и спросил их, где родится Христос. Они сказали Ему: «В Вифлееме в Иудее, ибо так написано у пророка: «Ты, Вифлеем в земле Иудейской, не последний между правителями Иудейскими, ибо из тебя произойдет правитель, который будет пастырем народа Моего Израиля». (Матфея 2:3-6; Михея 5:2)
Иосиф Флавий, еврейский историк того времени, сообщает, что Ирод был известен своей жестокостью. Его жена и сыновья были убиты им самим. Он был известен как очень эксцентричный человек. Он разгневался, когда его власть оказалась под угрозой. Допросив книжников о месте рождения Мессии, Ирод попытался уничтожить всех младенцев двух лет и младше, живших в Вифлееме. На этот раз его попытка не удалась.
Из пророчества Михея, глава 5, мы узнаем очень важные вещи о Мессии и о причинах, по которым Бог избрал Вифлеем местом рождения Мессии, Иисуса Христа.
Сын Божий учил людей и объяснял им все заповеди, чтобы склонить их к Божьему учению.
Популярность Господа росла с каждым днем, и люди стекались, чтобы увидеть чудотворного проповедника. Иисус передал заповеди, которые впоследствии стали основой христианства.
Но чем больше Иисус завоевывал любовь народа, тем больше вельможи Иерусалима ненавидели Его. Знатные боялись, что их власть пошатнется, и замышляли убить божественного посланника. Христос триумфально въезжает в Иерусалим на осле, восстанавливая еврейскую легенду о триумфальном въезде Мессии. Народ принимает нового царя с энтузиазмом и бросает к его ногам пальмовые ветви и одежду. Народ ожидает, что эпоха тирании и унижений скоро закончится. В разгар этой суматохи фарисеи боялись арестовать Христа и ждали.
Иудеи ожидают, что Он принесет победу над злом, мир, безопасность и стабильность, но Иисус призывает их отказаться от всего мирского и стать бездомными странниками, которые будут возвещать Слово Божье. Понимая, что во власти ничего не изменится, люди возненавидели Бога и увидели в Нем обманщика, который разрушит их мечты и надежды. Фарисеи также сыграли свою роль в этом, так как они подстрекали к восстанию.
Чудеса
- Обращение воды в прекрасное вино.
- Исцеление парализованного.
- Чудесное воскрешение дочери Иаира.
- Воскрешение сына Наинской вдовы.
- Усмирение бури на Галилейском озере.
- Исцеление Гадарийского бесноватого.
- Чудесное насыщение люда пятью хлебами.
- Хождение Иисуса Христа по водной глади.
- Исцеление дочери Хананеянки.
- Исцеление десяти прокаженных.
- Чудо на Геннисаретском озере – наполнение пустых сетей рыбой.
Согласно Евангелию, это произошло в ночь с четверга на пятницу за неделю до Пасхи. Аннас, тесть Каиафы, первым допрашивал Христа. Он ожидал узнать о магии и колдовстве, из-за которых пророка преследовали многие люди и поклонялись ему как божеству. Ничего не добившись, Анна отправил узника к Каиафе, где уже собрались старейшины и религиозные фанатики.
Каиафа обвинил пророка в богохульстве, потому что тот называл себя Сыном Божьим, и отправил его к префекту Понта. Пилат был праведным человеком и пытался помешать собранию предать праведника смерти. Но судьи и священнослужитель требовали, чтобы виновный был распят. Тогда Понтий предложил собравшимся на площади людям решить судьбу праведника. Он заявил: «Я считаю этого человека невиновным, выбирайте сами, жизнь или смерть». Но в тот момент вокруг суда собрались только противники пророка и призывали к распятию.
- Люби и почитай Господа Бога.
- Не поклоняйся идолам.
- Не употребляй имя Господа в пустых разговорах.
- Шесть дней трудись, а седьмой — молись.
- Уважай и почитай родителей.
- Не убей другого или себя.
- Не нарушай супружеской верности.
- Не кради и не присваивай чужое имущество.
- Не лги и не завидуй.
В течение долгого времени перед казнью Иисуса били плетьми два палача, которые истязали Его тело и сломали переносицу. После публичного наказания его одели в белую рубашку, которая тут же пропиталась кровью. На его голову надели терновый венец, а на шею повесили табличку с надписью «Я — Бог» на четырех языках. Однако Новый Завет сообщает, что надпись гласила: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский», но маловероятно, чтобы такой текст поместился на небольшой табличке и на четырех языках. Позже римские священники переписали Библию, чтобы скрыть это позорное событие.
После казни, которую праведник перенес молча, ему пришлось нести тяжелый крест на Голгофу. Здесь руки и ноги мученика были приколочены к кресту, вкопанному в землю. Стражники сняли с него одежду, так что на нем была только набедренная повязка. В то самое время, когда Иисус был наказан, двое преступников висели по обе стороны от наклонной ступени креста. Утром их отпустили, и только Иисус остался на кресте.
Страсти Христовы
После его смерти земля содрогнулась, как будто сама природа восстала против его жестокой казни. Мертвец был похоронен в гробнице благодаря Понтию Пилату, который очень сочувствовал невинному палачу.
- Вхождение господа в Иерусалимские врата
- Вечеря в Вифании, когда грешница омывает ноги Христа миром и собственными слезами, а вытирает своими волосами.
- Омовение ног своих учеников Божьим сыном. Когда Он с апостолами пришел в дом, где надобно было есть пасху, то слуг для омовения стоп гостей не нашлось. Тогда Иисус сам вымыл ноги своим ученикам, тем самым преподав им урок смирения.
- Тайная вечеря. Именно здесь Христос предрек, что ученики откажутся от него и предадут. Вскоре после этого разговора вечерю покинул Иуда.
- Дорога в Гефсиманский сад и моление Отцу. У Масличной горы он взывает к Создателю и просит избавления от грозящей участи, однако не получает ответа. В глубокой печали Иисус идет прощаться со своими учениками, ожидая земных мук.
Суд и распятие
Вифлеем, место рождения Иисуса Христа, — это город в Палестине, расположенный на западном берегу реки Иордан. Рядом, всего в 10 километрах к северу, находится Иерусалим, который несколько раз упоминается в Библии. Город находится под политическим и военным контролем Палестинской автономии.
Поселение протянулось почти на 6 километров, и в нем постоянно проживает около 25 000 человек. Вифлеем ежегодно привлекает множество туристов и паломников со всего мира.
Он упоминается в трудах философа Юстина как место рождения Спасителя. Это древние письменные свидетельства, написанные между 150 и 155 годами. Стихи о пещере в них встречаются в произведении «Диалог с Трифоном иудеем». В нем святой утверждает, что пещера в районе Вифлеема была временным пристанищем для Марии и ее мужа.
В настоящее время ученые не располагают знаниями, которые позволили бы им установить личность человека, которому принадлежало это место. Многие считают, что происхождение пещеры естественное. Когда люди обнаружили его, они начали использовать эту территорию в жилых целях, в том числе для содержания животных.
В то время в Вифлееме нередко использовали полости в известняковых скалах для содержания животных. По возможности здания строились прямо над пещерами. Так палестинцы обставляли свои жилища в течение долгого времени, вплоть до 20-го века.
Что касается храма, то он представляет собой сочетание двух церквей. Трудно точно сказать, сколько лет этому зданию. Самое старое сохранившееся упоминание о нем относится к 150 г. Известно, что подземная часть церкви была построена во время правления императрицы Елены.
Город в наши дни
Каково истинное происхождение Мессии? Христианство соглашается с тем, что Иисус был Сыном Божьим, родившимся от непорочной Девы Марии и Святого Духа в Вифлееме, согласно древним пророчествам.
В разное время было опробовано множество различных альтернативных теорий о рождении Спасителя. Некоторые из них совершенно не согласны с толкованием пророчества Исайи о том, что Мессия родится от девственницы. Эту позицию занимали в основном евреи. Они утверждали, что пророческие слова Исаии не имеют ничего общего с явлением Сына Божьего. Они относились к событиям, происходившим в то же время, что и описанные в пророчестве. Некоторые светские библейские ученые придерживаются такого же мнения.
Что касается древней и поздней антихристианской полемики, то в ней доминирует мнение, что Спаситель пришел в мир в результате внебрачной связи. Это предположение, как и следовало ожидать, оспаривается христианами. При этом они указывают на противоречия, на ряд обстоятельств, описанных в Новом Завете. В частности, они ссылаются на посещение Христом и его семьей храма в Иерусалиме и описание его пребывания там в возрасте 12 лет (читайте Евангелие от Луки).
Но даже это не мешает критикам заявлять о себе, то есть ставить под сомнение подлинность Нового Завета. Их не может остановить даже тот факт, что Евангелие было написано свидетелями, которые были очевидцами всего, что произошло с Иисусом. Более того, эта книга была написана при участии учеников Мессии, Иоанна и Матфея.
Можно бесконечно спорить об этническом происхождении Сына Божьего, как это делают многие богословы, ученые и другие. Каждый из них использует некоторые доказательства в поддержку своих аргументов, каждый может быть частично прав, но доказать истину невозможно.
Христиане говорят, что родиной Иисуса был Вифлеем, но много лет он жил в Галилее, где население было смешанным. Это позволяет некоторым критикам христианской религии утверждать, что Мессия не мог быть евреем. Что говорит об этом Евангелие? В этой книге Матфей указывает, что родители Спасителя были родом из южного Вифлеема и что обстоятельства их жизни привели их в Назарет.
Здесь также важно уточнить, что не нужно манипулировать данными так, как будто Галилея была для евреев какой-то чужой землей; это утверждение на самом деле является преувеличением. Эти земли имели одинаковый статус по отношению к Риму — статус подданных-трибутов. Эти земли имели общую культуру и были тесно связаны с общиной Храма в Иерусалиме. Земля была разделена на различные регионы только после смерти Ирода Великого, который правил из Иудеи в Иудею. Если еврей считал Галилею чужой страной, то только потому, что там было несколько наследников престола.
Что Сам Иисус сказал о Своей национальности? Не напрямую, но когда самарянка назвала Его иудеем, Он не стал отрицать этого. Тот факт, что Сын Божий был еврейского происхождения, также подтверждается некоторыми ссылками на Его родословную. Согласно этому, Мессия был израильтянином, семитом, а значит, евреем. Мать Спасителя была связана с Иоанном Крестителем через его мать Елизавету. Она происходила из семьи левитских священников, потомков Аарона.
Точки зрения на происхождение Иисуса
Дальнейшим доказательством того, что Иисус был евреем, является тот факт, что он смог войти в Иерусалимский храм, который, как мы знаем, был закрыт под страхом смерти, потому что перила были заперты для неевреев. Если бы Мессия не был представителем этого народа, ему не позволили бы проповедовать в стенах Храма, где были предупреждения о смертной казни для тех, кого считали неевреями.
Споры о «национальности» Иисуса не утихают до сих пор, но для истинно верующих этот вопрос не имеет принципиального значения.
И стоит посмотреть на образы различных народов, в которых Спаситель имеет определенные «этнические» характеристики, и понять, что это всего лишь символизм. Суть в том, что Господь стал человеком ради другого человека, чтобы тот стал подобен Ему. Но он мог принять это решение только по одной причине — призвать людей стать такими же, как он, и тем самым открыть им путь на небеса.
Другими словами, он сделал это не для того, чтобы представители определенной этнической группы имели преимущество перед другими. Это важное напоминание для тех, кто бил себя в грудь и утверждал, что они одной национальности с Иисусом, что делает их избранными Всевышнего. Каждый, кто считает себя избранным Богом, гордится собой и отравляет свою душу грехом. Те, кто считает себя избранными, надеются на большее, чем спасение через жизнь во Христе, и если это так, то никакого чуда не произойдет.
Этническая принадлежность Иисуса