Каролингский Ренессанс — это интеллектуальный и культурный подъем, который Северная Европа переживала в течение полутора веков в период раннего Средневековья. На протяжении многих веков она служила основой для развития культуры, науки и государства.
Каролингское возрождение
Каролингский ренессанс (фр. renaissance carolingienne ) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, во время правления франкских королей Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. Это было время расцвета литературы, искусства, архитектуры, права и богословия. В эпоху Каролингского Возрождения средневековая латынь пережила большое возрождение, была создана специальная письменность — каролингская миниатюра, которая основывалась на латинском алфавите и обеспечила принятие единого языка и единого способа письма европейскими народами.
Централизация власти Карла Великого и его личная любовь к образованию лежали в основе Каролингского Ренессанса. Каролингское Возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными проблемами, с которыми столкнулись Каролинги. Они хотели консолидировать свою власть по всей империи, для чего им нужно было подготовить работоспособный административный персонал, образованное духовенство. Для достижения этих целей были основаны новые школы (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и т.д.). Центром Каролингского Возрождения стал особый кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия дворца», возглавляемая Алкуином. В этот круг входили Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и другие.
В эпоху Каролингского Возрождения возрос интерес к светским знаниям и семи гуманитарным искусствам (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — искали Алкуин, раббан Морис, аббат аббатства Фульда и другие). Особое место среди личностей Каролингского Возрождения занимают уроженец Ирландии Центулий Скотт, преподаватель греческого языка, поэт и ученый, и Иоганн Скотус Евгениус, первый оригинальный философ Средневековья и создатель пантеистической системы.
Содержание
Термин «возрождение» для средневековой истории (включая термин «каролингское возрождение») возник благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 18301-х годах. В своих трудах Ампер ссылался на то, что, вопреки преобладающему мнению того времени, Средние века (особенно до 1000 года) были ретроградным периодом, описанным, например, французским историком Жюлем Мишеле. Но только в двадцатом веке, в начале 1920-х годов, термин амперные упоминания вошел во всеобщее употребление. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Каролингский Ренессанс».2 В 1920-х годах также начали использоваться термины «Османский Ренессанс» и «Ренессанс двенадцатого века».
Термин «Каролингский Ренессанс» означает, что культурное обновление империи Каролингов — это явление, сравнимое с Ренессансом шестнадцатого века.
Концепция «каролингского возрождения» пользовалась успехом после войны, особенно среди англичан 4. Однако были и критики этой концепции, например, французский историк Жак Ле Гофф 5. Позже появились и другие интерпретации этой концепции. Французский историк Пьер Рише говорит о трех последовательных «каролингских возрождениях»: первое во время правления Карла, второе при его преемниках и третье, которое историки называют «отонийским «6 .
В отечественной медиевистике А.Я. Гуревич понимает термин «Каролингский Ренессанс» как попытку возрождения античной литературы (классической латыни) и воссоздания Римской империи 7 .
Изобразительное искусство
Искусство Каролингов развивалось в течение примерно 100 лет, между 800 и 900 г. За это короткое время Северная Европа познакомилась с римским искусством, проложив путь к возникновению готики и Ренессанса. В этот период были созданы книжные миниатюры, скульптуры, мозаики и фрески.
До и после Каролингского Возрождения скриптории в основном переписывали Библию и труды Отцов Церкви. В девятом веке возрос интерес к литературе языческой древности. Существует больше рукописей древних произведений девятого века, чем любого другого века, кроме пятнадцатого.
В эпоху Каролингов искусство книжной миниатюры достигло необычайного расцвета. В конце восьмого века под покровительством Карла Великого в Ахене была основана книжная мастерская; позднее подобные мастерские были созданы в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех произведений этих мастерских наиболее известны Евангелие Годескалька (ок. 781-783 гг.) и Утрехтская псалтырь (IX век). Эти книги украшены чрезвычайно красочными миниатюрами, которые удивляют яркостью и живостью образов.
Самая известная скульптура этого периода — статуя Карла Великого (хранится в Лувре и, вероятно, изображает Карла Великого). В дополнение к раннехристианской традиции, уходящей корнями в античность, элементы пространства и объема в монументальной живописи IX века демонстрируют характеристики импульсивности и экспрессии. Они были еще сильнее в миниатюрной книжной живописи (с изображениями евангелистов, библейских сцен и каролингских правителей).
В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», ок. 781-783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало IX века, Городская библиотека, Трир) античный стиль сочетается со средневековой символикой и декором, а в других («Евангелие Эббо», ок. 816-835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», IX век, Университетская библиотека, Утрехт) представляет большую ценность.
Что такое каролингское возрождение?
Каролингское Возрождение — это период, в который возникло Франкское государство и соседние с ним государства. Он процветал не только политически, но и академически и культурно. Каролингское Возрождение напрямую связано с деятельностью франкского короля Карла Великого и его преемников Людовика Благочестивого и Карла Лысого, принадлежавших к династии Каролингов, которая и дала название этой эпохе. Причинами такого возрождения стали любовь Карла Великого к образованию и наследию Римской империи, а также его стремление стать равным ей. Он стремился возродить римские традиции и архитектуру. Архитектурные стили смешивались и сочетали в себе античные, средневековые и римские направления.
В эпоху Возрождения появился новый тип военного лагеря — замок. Он имел высокие башни, называемые донжонами, которые легли в основу внешнего вида средневекового замка.
Сам термин «Каролингский ренессанс» был введен французом Жан-Жаком Ампером в XIX веке, хотя он часто вызывал споры из-за ограничения богатства духовенством и отсутствия общественных движений.
В Северной Италии Карл познакомился с англосаксонским ученым Алкуином. Он стал идейным вдохновителем Карла. Он поселился в городе Йорк, где была большая библиотека. Именно он разработал программу обучения церковного духовенства и монахов образованию и различным дисциплинам.
Каролингское возрождение и Церковь
Христианство было главной объединяющей силой в Европе в восьмом веке. По всей Священной Римской империи религиозные службы проводились в соответствии с римскими стандартами. Это стало предпосылкой для накопления в монастырях древних книг, которые служили источниками научных знаний. Были заново открыты римские арочные, каменные и сводчатые технологии. В империи развивалось повсеместное строительство церквей по уставу преподобного Бенедикта.
Те, кто читает вместе с
Рисунок 2: Монастырь Сен-Рикье.
В период с 768 по 855 год в Европе было построено 417 монастырей, 100 королевских резиденций и 27 новых соборов. В больших масштабах строились школы, больницы, мосты, города и крепости. Ярким примером являются монастыри Сен-Рикье и Сен-Дени, которые были построены с большой тщательностью в оформлении интерьера церкви, создавая впечатление непрерывности и принимая форму базилики.
Главной целью императора Карла было единство Франкской церкви, которая была полностью под его контролем. До его правления старые рукописи были небрежно переписаны монахами без сохранения пунктуации; слова были написаны без пробелов, что делало расшифровку этих рукописей практически невозможной. В седьмом и восьмом веках такие вещи не существовали в