На вершине этой организации находится аппарат министерства, а на следующем уровне — региональные департаменты образования, которые координируют и управляют школами и средними профессиональными учебными заведениями в своем регионе.
Образование как социальный институт
Социология образования — это отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.
Образование — это социальная подсистема со своей собственной структурой. В качестве основных элементов образовательных учреждений можно выделить социальные организации, социальные общности (преподаватели и студенты) и образовательный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования основана на различных принципах и включает в себя различные звенья:
- система дошкольного образования,
- общеобразовательная школа,
- профессионально-техническое образование,
- среднее специальное образование,
- высшее образование,
- послевузовское образование,
- система повышения квалификации и переподготовки кадров,
- хобби образование.
Система образования в России претерпевает радикальные изменения, которые затрагивают все ее элементы и связи. Наряду с государственными учреждениями появляются альтернативные учебные заведения, в том числе частные. Возможности выбора альтернативных образовательных путей растут. Помимо традиционной массовой школы, появились гимназии, средние школы, колледжи, школы и классы с углубленным преподаванием предметов, профильные классы (например, педагогические) и т.д. В дополнение к бесплатной системе образования существует платное образование на всех уровнях, от детского сада до университета. Меняется система взаимоотношений между учебным заведением и церковью.
Все эти изменения в целом позитивны. Несмотря на дороговизну всего нового, они расширяют возможности личного развития и раздвигают границы свободы выбора.
Давайте немного подробнее рассмотрим функции, которые выполняет институт образования в современном обществе.
Передача и распространение культуры в обществе — первая и самая важная из этих функций. По сути, именно через институт образования из поколения в поколение передаются культурные ценности в самом широком смысле этого слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности, правила поведения, опыт и навыки, связанные с различными профессиями, и т.д.). На протяжении всей истории человечества образование было важным источником знаний и важнейшим инструментом формирования общества. Мы также должны помнить, что культура каждого народа имеет свои национальные и этнические особенности. Поэтому система образования играет чрезвычайно важную роль в сохранении и воспитании национальной культуры, ее уникальных и отличительных черт, благодаря интеграции которых человек становится носителем национальной психологии и национальной идентичности конкретного народа.
Функция социализации или формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций и жизненных идеалов, преобладающих в обществе. Таким образом, молодые люди интегрируются в общество, социализируются и включаются в социальную систему. Обучение родному языку, истории родной страны, принципам морали и этики служит предпосылкой для формирования у нового поколения общепринятой системы ценностей, принятой в соответствующем обществе и культуре. Новое поколение учится понимать других людей и себя и становится сознательным участником социальной жизни. Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, во многом зависит от ценностей, морали, религии и идеологии, преобладающих в обществе. В доиндустриальных обществах религиозное образование было неотъемлемой частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, которое контролирует формальную систему образования, поэтому религиозное образование и воспитание происходит либо в семье, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.
Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения являются важнейшими составляющими процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости прививать молодежи прежде всего общечеловеческие ценности. И гуманистическая этика. В значительной степени это осуществляется через изучение гуманитарных дисциплин (литература, история, художественная мировая культура, философия и т.д.), которые начинают играть все более важную роль не только в школьном, но и в университетском образовании, одновременно оказывая положительное влияние на преподавание научно-технических дисциплин.
Социальный отбор — одна из важнейших функций института формального образования. Образовательный процесс построен таким образом, что дифференцированный подход к учащимся может применяться с самого начала, чтобы отобрать наиболее способных и талантливых учеников и предоставить молодым людям систему образования, соответствующую их индивидуальным интересам и способностям. В нашей стране после восьми лет обязательного образования большая часть молодых людей поступает в техникумы и колледжи, другие — в средние школы, третьи — в университеты, четвертые — в колледжи и училища. После окончания университета некоторые из них работают в бизнесе, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.д.
Образование как социальный институт
Образование в современном мире является одним из важнейших институтов, которому правительства уделяют большое внимание. Это связано с необходимостью постоянно приобретать новые знания, повышать квалификацию работников и передавать знания и навыки своим детям. Давайте рассмотрим образование как социальный институт и посмотрим, каковы его характеристики и функции.
Материал подготовлен в сотрудничестве с Александровой Екатериной Валерьевной, учителем высшей категории.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
История развития образования
Во втором веке нашей эры возникла римская трехступенчатая система образования, в которой дети обучались письму, чтению, измерению, а в старших классах — греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.
В девятом и десятом веках монастыри, также в России, стали центрами письменности и образования. Под их эгидой были открыты церковные школы.
Петр Великий уделял большое внимание развитию образования. При нем были открыты различные учебные заведения: Реферальные школы, начинающие колледжи и школы-интернаты. Впервые было начато обучение девочек (институты благородных девственниц).
Появились первые институты для девочек, читающих.
В 19 веке распространились грамматические школы и средние школы. Было также домашнее обучение.
Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учебных заведений: Дошкольные образовательные учреждения, начальная школа, начальные школы, профессиональные средние школы, высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура и аспирантура).
Образование сегодня — это не только потребность человека, но и следствие мандата государства по выпуску квалифицированных специалистов и специалистов практической жизни. Это, несомненно, влияет на функцию, которую образование выполняет в обществе.
Примером непрерывного образования является то, что каждый сотрудник, независимо от должности, обязан посещать курсы повышения квалификации.
Функции образования как социального института
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что характеристиками современного образования являются четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.
- социализация, обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
- профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
- организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.