Правда Ярослава Мудрогосвод законов Киевской Руси. Что такое русская правда?

Больше информации! В Киевской Руси 40 гривен считались очень высоким штрафом, на эту сумму можно было купить 20 коров. По этой причине простой человек оказался в чрезвычайно сложной ситуации.

По сей грамоте ходите…

Русская правда» — один из важнейших документов в русской истории и первый свод законов средневековой Руси. Цель данного проекта — зафиксировать представление этого необычного памятника в богатых рукописных фондах Российской национальной библиотеки. Проект включает аннотированную электронную версию текста «Русской правды» и набор сопроводительных материалов, которые будут полезны студентам и тем, кто интересуется историей России.

По преданию, генезис Русской Правды связан с драматическими событиями 1016 года, когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии названный Мудрым, пытался склонить новгородцев на свою сторону в борьбе за Великое княжение. Фактические обстоятельства создания этого важного памятника до сих пор оспариваются. Однако огромное значение «Русской Правды» в истории древнерусской культуры очевидно, ведь сохранилось множество ее рукописных копий — более ста рукописей.

Все сохранившиеся экземпляры «Русской правды» можно разделить на три основных издания: Краткая, Сокращенная и Пространная. Подавляющее большинство рукописей содержит «Пространную правду». Именно его текст будет представлен на данном интернет-ресурсе. В рукописях «Пространная правда» разделена на две части. Первая часть начинается с заголовка «Суд Ярослава Володимерича — Правда Руска» и содержит законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей. Вторая часть озаглавлена «Устав Владимира Всеволодича» и содержит законодательство Владимира Мономаха. В древнерусской письменности текст Русской Правды существует не сам по себе, а как часть более крупных письменных памятников — летописей и сборников законов (Кормчих книг и т.д.).

В основе этой электронной версии «Русской Правды» лежит текст в рукописи Толстого «Хроника Софии» 1 поздней редакции (ОР РНБ, F.IV.211). Издание каталога содержит фоторепродукцию каталога, транскрипцию древнерусского текста с комментариями и перевод, основанный на переводе А. А. Зимина, который вышел в первом томе серии «Памятники русского права». Статьи, отсутствующие в переводе А. А. Зимина, были переведены М. А. Шибаевым. Все устаревшие буквы в транскрипции заменены на современные.

В качестве дополнительного материала мы публикуем текст Русской Правды из книги Кормчей (ОР РНБ, Соф. № 1173), что соответствует традиции воспроизведения Русской Правды в юридических сборниках. Дополнительно

Толстовский список Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ. ОСРК. F.IV.211)

Сам кодекс был красиво оформлен, с красочным головным убором в балканском стиле. Текст хроники, включая каталог «Русской правды», был расшифрован таким же образом. Переписчик толстовской копии может быть идентифицирован благодаря пометкам в другой переписанной им рукописи, содержащей посмертные речи Василия Великого (Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание, № 68/193 — 1540-50-е годы), которые можно интерпретировать как подсказку к имени переписчика, иеромонаха Ионы.

В Летописи 1 Софийской текст Русской Правды встречается под 1019 годом, в отличие от списков Летописи 1 Младшего Извода Новгорода, где этот юридический документ встречается под 1016 годом. Особенностью летописного варианта Русской Правды, сохранившегося в каталогах Летописи Софии 1, является наличие грамоты князя Ярослава о мостах, о сиротах и математических расчетов о скотоводстве, о хлебопашестве и др. Эти статьи интегрированы в традиционный текст Пространного издания «Русской Правды» и не имеют нумерации глав, предписанной историографической традицией.

  Биография императора Петра I Великогоключевые события, люди, интриги. Когда родился петр 1?

Список датируется 1970-ми годами. Филигрань: маленькая голова быка под косым крестом (1-й вариант) — как ПО, № 74517 (1459); 2-я маленькая голова быка под косым крестом (2-й вариант) — как РО, № 75255 (1461); 3-я маленькая голова быка под косым крестом (3-й вариант) — как Лихачев, № 1033-1034 (1460-1461); средняя голова быка под косым крестом — также. (?) PO, № 80701 (1461); корона — аналогично PO, № 50414 (1459); герб (?) — аналогично Bricke, № 16061-16063 (1460-1471); голова мавра (связанная) — PO, № 20330 (1465).

Кормчая книга Новгородско-Софийской группы (ОР РНБ. Софийское собр., № 1173)

Этот каталог Кормчей, давший устоявшееся в историографии имя целой группе экземпляров «Русской Правды» под названием «Новгород-София», сегодня можно с уверенностью отнести к библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Кодекс был полностью написан писцом Герасимом, который переписал Минею 1467 года (ОР РНБ. Кирилло-Белозерская коллекция, № 296/553).

Каталог датируется 19-м веком. Она содержит примечание, приписывающее эту рукопись А. И. Бардину.

Список А.А. Бардина (ОР РНБ. Собрание М.П. Погодина, № 75б)

Антон Иванович Бардин (. — 1841) — археолог, иконописец, наиболее известен тем, что делал подражания памятникам Священного Писания. Подделки Бардина в основном представляли собой копии с пергаментов древнерусских памятников относительно небольшого масштаба (за исключением «Русской Правды» («Правда о полку Игореве», «Сказание о Владимире-гладиаторе» и др.).

Этот каталог напечатан на пергаменте, который, очевидно, не был искусственно состарен. Письма (написанные светло-коричневыми чернилами, характерными для А. И. Бардина) можно охарактеризовать как небрежно наклеенные на бумагу и напоминающие, например, письма бумажного каталога из оригинальной части Лаврентьевской летописи. На фол. 1 изображено оголовье балканского типа. Текст имеет некоторые особенности в оформлении: Порядок статей изменен, некоторые статьи разделены.

Общее руководство проектом: А. И. Алексеев, заведующий отделом рукописей Российской национальной библиотеки

Исполнители проекта

Руководитель проекта: М. А. Шибаев, директор Департамента информационно-библиографического обслуживания Российской национальной библиотеки

Разработка концепции проекта: М. А. Шибаев, Е. А. Ляховицкий, директор Департамента информационно-библиографического обслуживания, Российская национальная библиотека

Подготовка текста и комментарии: М. А. Шибаев

Техническая подготовка материалов проекта для веб-презентации: Б. Л. Исаев, старший научный сотрудник лаборатории Российской национальной библиотеки, Е. А. Ляховицкий

Оцифровка рукописей: Е. А. Ляховицкий

Координация технической работы: С.В. Горбунов, заведующий кафедрой информатики; А.Л. Пашкова, заведующая отделом интегрированных библиотечных систем; А.А. Варгузов, руководитель группы интернет-технологий; П.А. Дременков, руководитель группы администрации.

Веб-мастер.

Веб-дизайн: И. В. Подопригора, главный программист группы интернет-технологий, отдел информатики, Российская национальная библиотека.

(812) 312-28-63 E-mail: [email protected] Евгений Ляховицкий

Адрес: Российская национальная библиотека Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18, Санкт-Петербург, Отдел рукописей.

Российская национальная библиотека России, 2016-2022 гг.

Правда Ярослава» (Древняя Правда) — древнерусский свод законов, изданный Ярославом Мудрым в качестве послания новгородцам, оказавшим ему помощь в битве с войсками Святополка Окаянного под Любецом.

Правда Ярослава Мудрого свод законов Киевской Руси

Старая Правда» состоит из 18 статей, регулирующих уголовное право — кровная месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и другие.

Позже «Правда Ярослава» была дополнена его детьми («Правда Ярославичей») и внуком Владимиром II Мономахом («Устав Владимира Мономаха»). Свод законов получил название «Русская правда» и стал старейшим русским сводом законов. 1 Википедия

  Петр III. Петр 3 чей сын?

По разным версиям, первый письменный русский свод законов был принят во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

Кратко о сути и содержании основных положений

Причиной его появления обычно называют желание князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, но одна из дат (1016 год) совпадает со столкновениями новгородцев с приглашенными Ярославом Мудрым наемниками, которые избили варягов за «насилие над женщинами» и были обмануты и казнены князем, обещавшим им снисхождение.

Главная тема «Древней Правды» — муж — свободный человек.

Фактически, право на кровавую месть было ограничено, заменено во многих случаях штрафом, а наемники-викинги заняли более привилегированное положение.

В «Правде Ярослава» описываются некоторые классы древнерусского (новгородского) общества, которые получили равный правовой статус благодаря введению единого выра (40 гривен) за их убийство:

«Если есть русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или игой, или словене, то за него назначается 40 гривен».

Этот список интерпретируется исследователями следующим образом:

Русин — низший княжеский дружинник, в том числе: гридин — представитель боевой дружины; купец — дружинник, занимающийся торговлей; ябетник — дружинник, связанный с судебными процессами; мечник — сборщик штрафов; изгой — человек, являющийся аферистом.

Правда Ярослава не отменила кровную месть, а лишь ограничила ее с помощью штрафов.

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 – предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 – человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 – за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 – за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 – нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 – запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 – устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 – устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 – определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 – если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 – если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 – езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 – пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 – человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 – дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 – человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 – если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
  Афанасий Никитин. Афанасий никитин что открыл?

Правда Ярослава: причины создания

Если не было мстителя, убийца также должен был заплатить своего рода «налог на убийство», называемый вира.

Вира — это плата за убийство в древнерусские времена, которая постепенно вытеснила обычай кровной мести.

Русская Правда определила и установила порядок престолонаследия, т.е. киевский престол доставался самому старшему по возрасту мужчине из рода.

Это означало, что после смерти принца трон переходил к его младшим братьям, затем к детям умершего принца, и только потом к детям братьев умершего принца (в порядке очередности).

  • необходимость укрепления княжеской власти и своеобразного «завершения» создания государства со своим сборником законов;
  • необходимость избавления от субъективного и часто несправедливого суда и придания ему легального характера;
  • необходимость замены обычая кровной мести чем-то более «цивилизованным», «христианским», например штрафами.

Кровная месть

Таким образом, особый порядок корпоративного владения землями, который изначально был разработан в России всеми Рюриковичами (вождями) и просуществовал до решения Любекского конгресса, был закреплен законодательно.

Лествичный порядок престолонаследия

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий