Правда Ярослава Мудрогосвод законов Киевской Руси. Что такое русская правда?

Больше информации! В Киевской Руси 40 гривен считались очень высоким штрафом, на эту сумму можно было купить 20 коров. По этой причине простой человек оказался в чрезвычайно сложной ситуации.

По сей грамоте ходите…

Русская правда» — один из важнейших документов в русской истории и первый свод законов средневековой Руси. Цель данного проекта — зафиксировать представление этого необычного памятника в богатых рукописных фондах Российской национальной библиотеки. Проект включает аннотированную электронную версию текста «Русской правды» и набор сопроводительных материалов, которые будут полезны студентам и тем, кто интересуется историей России.

По преданию, генезис Русской Правды связан с драматическими событиями 1016 года, когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии названный Мудрым, пытался склонить новгородцев на свою сторону в борьбе за Великое княжение. Фактические обстоятельства создания этого важного памятника до сих пор оспариваются. Однако огромное значение «Русской Правды» в истории древнерусской культуры очевидно, ведь сохранилось множество ее рукописных копий — более ста рукописей.

Все сохранившиеся экземпляры «Русской правды» можно разделить на три основных издания: Краткая, Сокращенная и Пространная. Подавляющее большинство рукописей содержит «Пространную правду». Именно его текст будет представлен на данном интернет-ресурсе. В рукописях «Пространная правда» разделена на две части. Первая часть начинается с заголовка «Суд Ярослава Володимерича — Правда Руска» и содержит законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей. Вторая часть озаглавлена «Устав Владимира Всеволодича» и содержит законодательство Владимира Мономаха. В древнерусской письменности текст Русской Правды существует не сам по себе, а как часть более крупных письменных памятников — летописей и сборников законов (Кормчих книг и т.д.).

В основе этой электронной версии «Русской Правды» лежит текст в рукописи Толстого «Хроника Софии» 1 поздней редакции (ОР РНБ, F.IV.211). Издание каталога содержит фоторепродукцию каталога, транскрипцию древнерусского текста с комментариями и перевод, основанный на переводе А. А. Зимина, который вышел в первом томе серии «Памятники русского права». Статьи, отсутствующие в переводе А. А. Зимина, были переведены М. А. Шибаевым. Все устаревшие буквы в транскрипции заменены на современные.

В качестве дополнительного материала мы публикуем текст Русской Правды из книги Кормчей (ОР РНБ, Соф. № 1173), что соответствует традиции воспроизведения Русской Правды в юридических сборниках. Дополнительно

Толстовский список Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ. ОСРК. F.IV.211)

Сам кодекс был красиво оформлен, с красочным головным убором в балканском стиле. Текст хроники, включая каталог «Русской правды», был расшифрован таким же образом. Переписчик толстовской копии может быть идентифицирован благодаря пометкам в другой переписанной им рукописи, содержащей посмертные речи Василия Великого (Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание, № 68/193 — 1540-50-е годы), которые можно интерпретировать как подсказку к имени переписчика, иеромонаха Ионы.

В Летописи 1 Софийской текст Русской Правды встречается под 1019 годом, в отличие от списков Летописи 1 Младшего Извода Новгорода, где этот юридический документ встречается под 1016 годом. Особенностью летописного варианта Русской Правды, сохранившегося в каталогах Летописи Софии 1, является наличие грамоты князя Ярослава о мостах, о сиротах и математических расчетов о скотоводстве, о хлебопашестве и др. Эти статьи интегрированы в традиционный текст Пространного издания «Русской Правды» и не имеют нумерации глав, предписанной историографической традицией.

  Биография императрицы России Екатерины II: характеристика личности и результаты правления. Кто такая екатерина 2?

Список датируется 1970-ми годами. Филигрань: маленькая голова быка под косым крестом (1-й вариант) — как ПО, № 74517 (1459); 2-я маленькая голова быка под косым крестом (2-й вариант) — как РО, № 75255 (1461); 3-я маленькая голова быка под косым крестом (3-й вариант) — как Лихачев, № 1033-1034 (1460-1461); средняя голова быка под косым крестом — также. (?) PO, № 80701 (1461); корона — аналогично PO, № 50414 (1459); герб (?) — аналогично Bricke, № 16061-16063 (1460-1471); голова мавра (связанная) — PO, № 20330 (1465).

Кормчая книга Новгородско-Софийской группы (ОР РНБ. Софийское собр., № 1173)

Этот каталог Кормчей, давший устоявшееся в историографии имя целой группе экземпляров «Русской Правды» под названием «Новгород-София», сегодня можно с уверенностью отнести к библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Кодекс был полностью написан писцом Герасимом, который переписал Минею 1467 года (ОР РНБ. Кирилло-Белозерская коллекция, № 296/553).

Каталог датируется 19-м веком. Она содержит примечание, приписывающее эту рукопись А. И. Бардину.

Список А.А. Бардина (ОР РНБ. Собрание М.П. Погодина, № 75б)

Антон Иванович Бардин (. — 1841) — археолог, иконописец, наиболее известен тем, что делал подражания памятникам Священного Писания. Подделки Бардина в основном представляли собой копии с пергаментов древнерусских памятников относительно небольшого масштаба (за исключением «Русской Правды» («Правда о полку Игореве», «Сказание о Владимире-гладиаторе» и др.).

Этот каталог напечатан на пергаменте, который, очевидно, не был искусственно состарен. Письма (написанные светло-коричневыми чернилами, характерными для А. И. Бардина) можно охарактеризовать как небрежно наклеенные на бумагу и напоминающие, например, письма бумажного каталога из оригинальной части Лаврентьевской летописи. На фол. 1 изображено оголовье балканского типа. Текст имеет некоторые особенности в оформлении: Порядок статей изменен, некоторые статьи разделены.

Общее руководство проектом: А. И. Алексеев, заведующий отделом рукописей Российской национальной библиотеки

Исполнители проекта

Руководитель проекта: М. А. Шибаев, директор Департамента информационно-библиографического обслуживания Российской национальной библиотеки

Разработка концепции проекта: М. А. Шибаев, Е. А. Ляховицкий, директор Департамента информационно-библиографического обслуживания, Российская национальная библиотека

Подготовка текста и комментарии: М. А. Шибаев

Техническая подготовка материалов проекта для веб-презентации: Б. Л. Исаев, старший научный сотрудник лаборатории Российской национальной библиотеки, Е. А. Ляховицкий

Оцифровка рукописей: Е. А. Ляховицкий

Координация технической работы: С.В. Горбунов, заведующий кафедрой информатики; А.Л. Пашкова, заведующая отделом интегрированных библиотечных систем; А.А. Варгузов, руководитель группы интернет-технологий; П.А. Дременков, руководитель группы администрации.

Веб-мастер.

Веб-дизайн: И. В. Подопригора, главный программист группы интернет-технологий, отдел информатики, Российская национальная библиотека.

(812) 312-28-63 E-mail: [email protected] Евгений Ляховицкий

Адрес: Российская национальная библиотека Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18, Санкт-Петербург, Отдел рукописей.

Российская национальная библиотека России, 2016-2022 гг.

Правда Ярослава» (Древняя Правда) — древнерусский свод законов, изданный Ярославом Мудрым в качестве послания новгородцам, оказавшим ему помощь в битве с войсками Святополка Окаянного под Любецом.

Правда Ярослава Мудрого свод законов Киевской Руси

Старая Правда» состоит из 18 статей, регулирующих уголовное право — кровная месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и другие.

Позже «Правда Ярослава» была дополнена его детьми («Правда Ярославичей») и внуком Владимиром II Мономахом («Устав Владимира Мономаха»). Свод законов получил название «Русская правда» и стал старейшим русским сводом законов. 1 Википедия

  Куликовская битва: дата начала и конца сражения, место и участники. Когда была куликовская битва?

По разным версиям, первый письменный русский свод законов был принят во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

Кратко о сути и содержании основных положений

Причиной его появления обычно называют желание князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, но одна из дат (1016 год) совпадает со столкновениями новгородцев с приглашенными Ярославом Мудрым наемниками, которые избили варягов за «насилие над женщинами» и были обмануты и казнены князем, обещавшим им снисхождение.

Главная тема «Древней Правды» — муж — свободный человек.

Фактически, право на кровавую месть было ограничено, заменено во многих случаях штрафом, а наемники-викинги заняли более привилегированное положение.

В «Правде Ярослава» описываются некоторые классы древнерусского (новгородского) общества, которые получили равный правовой статус благодаря введению единого выра (40 гривен) за их убийство:

«Если есть русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или игой, или словене, то за него назначается 40 гривен».

Этот список интерпретируется исследователями следующим образом:

Русин — низший княжеский дружинник, в том числе: гридин — представитель боевой дружины; купец — дружинник, занимающийся торговлей; ябетник — дружинник, связанный с судебными процессами; мечник — сборщик штрафов; изгой — человек, являющийся аферистом.

Правда Ярослава не отменила кровную месть, а лишь ограничила ее с помощью штрафов.

Список статей Правды Ярослава

  • Ст. 1 – предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 – человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 – за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 – за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 – нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 – запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 – устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 – устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 – определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 – если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 – если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 – езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 – пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 – человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 – дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 – человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 – если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
  Курляндия где находилась и где сейчас. Курляндия где находилась и где сейчас?

Правда Ярослава: причины создания

Если не было мстителя, убийца также должен был заплатить своего рода «налог на убийство», называемый вира.

Вира — это плата за убийство в древнерусские времена, которая постепенно вытеснила обычай кровной мести.

Русская Правда определила и установила порядок престолонаследия, т.е. киевский престол доставался самому старшему по возрасту мужчине из рода.

Это означало, что после смерти принца трон переходил к его младшим братьям, затем к детям умершего принца, и только потом к детям братьев умершего принца (в порядке очередности).

  • необходимость укрепления княжеской власти и своеобразного «завершения» создания государства со своим сборником законов;
  • необходимость избавления от субъективного и часто несправедливого суда и придания ему легального характера;
  • необходимость замены обычая кровной мести чем-то более «цивилизованным», «христианским», например штрафами.

Кровная месть

Таким образом, особый порядок корпоративного владения землями, который изначально был разработан в России всеми Рюриковичами (вождями) и просуществовал до решения Любекского конгресса, был закреплен законодательно.

Лествичный порядок престолонаследия

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий