Не страх перед грехом делает человека чадом Господа, а радость от Его Слова». Именно вера производит праведников, а не самонаказание, наказание и страх.
Реформация в Германии
После культурного ренессанса, великих географических открытий и напряженной международной конкуренции в Европе произошла великая духовная революция в форме религиозной реформации.
- 1 Предпосылки Реформации
- 2 Германия накануне Реформации
- 3 Начало Реформации в Германии
- 4 Крестьянская война
- 5 Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии
- 6 Итоги Реформации в Германии
Предпосылки Реформации
Термин «Реформация» относится к широкому движению за обновление католической церкви, которое охватило Европу и в конечном итоге привело к основанию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены почти все европейские государства и которые повлияли на ход и особенности Реформации в разных странах.
Гуманизм эпохи Возрождения ставил во главу угла человека и его земные, повседневные интересы, что проявлялось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце пятнадцатого века и в первой половине шестнадцатого века папы один за другим узурпировали римский престол ради роскоши, военной славы и других вещей, далеких от служения Богу. Эти «папы эпохи Возрождения» были печально известны своей беспринципностью и безжалостностью, которые не останавливались даже перед убийствами и другими преступлениями для достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало желание реформ.
G. Беллини. Литания с реликвией Святого Креста на площади Святого Марка. Венеция. 1496 г.
Основной причиной Реформации стал внутренний кризис католической церкви. Протест против официальной церкви проистекает из глубины религиозного чувства. Религия имела первостепенное значение для духовной жизни средневекового человека и определяла все его восприятие, а значит, и повседневное поведение. По этой причине изменения в этой области оказали большое влияние и буквально затронули все стороны жизни.
На протяжении позднего Средневековья религиозные течения распространялись в европейском обществе, которое рассматривалось как единая «христианская республика», представители которой делали акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальном выражении веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальность церковной жизни находилась в явном противоречии с христианским учением. Особенно тревожным было несоответствие между тем, как жили священники церкви, и тем, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, в конечном итоге вызвали такую бурную реакцию, что католический мир оказался расколотым. Поэтому движение Реформации было не антирелигиозным, а антиклерикальным. Его целью было продвижение истинной веры в противовес испорченной вере.
Успех Реформации во многом был обусловлен быстрым развитием книгопечатания, которое сделало Библию более доступной и позволило широко распространить новые религиозные идеи.
Реформация возникла в Германии, где все проблемы, накопившиеся с начала шестнадцатого века, стояли особенно остро. Существенным было и то, что в Германии на протяжении веков сложилась особая традиция религиозной мысли, отличавшая ее от остальной Европы. Здесь возникло популярное движение за «новое благочестие», участники которого стремились самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской бедности и собиравшие вокруг себя множество последователей.
Германия накануне Реформации
Католическая церковь занимала в Германии особенно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела третью всех земель в Германии и имела большое количество сельскохозяйственных рабочих. Церковь была более зависима от Рима, чем любая другая церковь в Германии. Упадок имперской власти привел к тому, что папы практически не контролировали Священную Римскую империю германской нации.
Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую продажу индульгенций
Наиболее распространенной формой получения дохода была продажа индульгенций, т.е. специальных свидетельств об отпущении грехов. В шестнадцатом веке торговля индульгенциями была широко распространена. За деньги церковь была готова прощать не только прошлые, но и будущие проступки, что гарантировало верующим безнаказанность и побуждало их на самом деле жить во грехе.
Мартин Лютер, благочестивый монах-августинец и преподаватель Виттенбергского университета на севере Германии, выступает против индульгенций, предоставляемых церковью верующим для сокращения времени, которое они проводят в чистилище в загробной жизни перед тем, как попасть на небеса.
1517 год: Лютер берет папу на задание
В 95 тезисах он сформулировал критику для обсуждения этого аспекта официальной теологии спасения, вызванную возмущением по поводу жестокой кампании по продаже индульгенций, которая приносила финансовую прибыль Папе Римскому и местному епископу Лютера, Альбрехту, крупному немецкому дворянину.
К удивлению Лютера, его инициатива вызвала сенсацию во всей Германии. Он открыл в себе талант к массовой коммуникации и, хотя до этого почти ничего не публиковал, начал писать серию памфлетов и книг, объясняя свои идеи на сильном немецком языке.
Западная церковная иерархия увидела в этом угрозу своей власти. Обе стороны говорят о разных целях: Лютер — за спасение, власти — за послушание.
В Цюрихе, в сотнях километров к югу от Виттенберга, известный в городе пастор по имени Ульрих Цвингли начинает систематически проповедовать о книгах Библии. Сообщение
1519 год: реформистское рвение охватывает юг
Папа публикует официальную декларацию («буллу»), осуждающую Лютера и его непослушание. Лютер разрушает его в ходе публичной демонстрации и пишет три классических труда, в которых представляет альтернативную структуру христианской мысли и делает акцент на «оправдании верой». Он утверждает, что Божий дар веры по благодати — единственный путь к спасению для каждого верующего.
Церковь не может ничем этому способствовать, особенно выдачей индульгенций. Поэтому церковная власть его времени основана на обмане и должна быть уничтожена.
1520 год: Рим напрягает мускулы
Начало Реформации в Европе относится к 1517 году и связано с деятельностью Мартина Лютера на территории современной Германии. Это религиозное и социально-политическое движение было связано с Реформацией католической церкви, объединившей Центральную, Северную и Западную Европу. Чтобы понять историю ранней современной Европы, необходимо знать, в каком году началась Реформация и какие формы она приняла в отдельных странах, где происходило обновление христианства. Причины рассматриваются на уроках истории в 7 классе.
Католическая церковь идеально подходила для феодального общества благодаря своей иерархии. На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков в Европе возник новый социальный класс — буржуазия.
На этот процесс повлияли различные факторы:
Начало Реформации в Европе
Родоначальник Реформации Мартин Лютер родился в Саксонии в 1483 году и преподавал теологию в Виттенбергском университете. В октябре 1517 года в своих «95 тезисах» он критиковал католическую церковь и продажу индульгенций.
Предыстория и причины
Работы английского богослова Джона Уиклиффа и чеха Яна Гуса можно рассматривать как предвестники Реформации. Джон Уайклифф выступал против папства и земельной собственности монастырей в конце четырнадцатого века. Он перевел Библию на английский язык.
Во времена Реформации католическая церковь в Германии была недовольна различными слоями общества. Крестьяне — из-за десятины, а ремесленники — из-за невозможности конкурировать с монастырской продукцией, не облагаемой налогом.
- великие географические открытия;
- рост городов;
- развитие ремесел в эпоху Возрождения;
- появление типографий и развитие книгопечатания.
Несмотря на давление со стороны католической церкви, Мартин Лютер получил поддержку от немецких князей, таких как Фридрих Мудрый. Этот принц принял богослова в своем замке Вартбург, где тот перевел Библию на немецкий язык.
Реформация привела к Крестьянской войне 1524-1526 годов, и люди были вдохновлены проповедями Томаса Мюнцера. После войны последователи Реформации стали известны как протестанты. В 1527 году они основали свой первый университет в Марбурге.
Первые годы реформации
Вскоре после начала Реформации в протестантском лагере возникли разногласия. Лютер не признавал пастора Ульриха Цвингли, жившего в Швейцарии, своим согражданином. Его направление в Реформации получило название цвинглианство. Эмфани
Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал в Женеву, где с 1535 года протестантизм стал государственной религией.
За основу были взяты идеи Кальвина об организации нового протестантского общества в Женеве:
Учение Кальвина получило название кальвинизм. Позже последователи кальвинизма появились также в Англии, Голландии и Шотландии. Новая религиозная доктрина возобладала в Швейцарии, и Джон Кальвин стал фактическим правителем страны, хотя и не занимал никаких важных государственных постов. Жители Женевы, уставшие от гнета католицизма, теперь вынуждены были терпеть строгие порядки Жана Кальвина. Они боялись открыто протестовать из-за угрозы смертной казни в Женеве, которую кальвинисты быстро применяли к революционерам.
Кальвинистская церковь начала контролировать все дела государства, вмешиваясь в частную жизнь горожан и отменяя все католические праздники (государственные праздники считались нерабочими днями и поэтому отменялись), народные гуляния и карнавалы. Учение Кальвина запрещало роскошь и поощряло скромность: женевцы носили темную, неброскую одежду, а женщины отказались от элегантных причесок. Большинство женевских семей даже разбивали зеркала, чтобы выразить свое пренебрежение к внешнему виду.
- пресвитерианство в Шотландии;
- англиканство в Англии;
- кальвинизм в Швейцарии.
Жан Кальвин
Распространение Реформации в Европе
Швейцария
В отличие от других европейских стран, Реформация в Англии была инициирована сверху, то есть английским королем Генрихом VIII. Причиной этого стал конфликт между английским королем и Папой Римским, который не хотел давать Генриху VIII разрешение на развод с женой (в то время европейские монархи могли разводиться только с согласия Папы).
Генрих VIII во что бы то ни стало добивался развода, так как хотел жениться на своей фрейлине Анне Болейн. Поэтому он не принял отказ Папы и объявил себя главой Церкви Англии в 1534 году. Государство конфисковало все монастырские владения и другие владения католического духовенства, что значительно укрепило власть Генриха VIII.
Тех, кто не желал отрекаться от католической веры и не соглашался с новым порядком, казнили. По стране прокатилась волна зверств против повстанцев. Новый религиозный орден удовлетворял только дворян, которые делили церковное имущество с королем. Крестьяне, работавшие на землях монастырей, были изгнаны из них, большинство из них стали бродягами и нищими.
- Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
- Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
- Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.
Папа Римский, глава всех последователей католицизма, не был готов терпеть распространение учения Мартина Лютера, Жана Кальвина и других протестантских проповедников. Все они окончательно подорвали авторитет Римско-католической церкви.