Запоминающиеся ораторы обычно становятся популярными не только благодаря «правильным» речам. Большую роль играют темперамент человека, его эмоциональность, жесты и ритм речи.
Современная риторика. Подготовка к выступлению оратора
Давайте проанализируем, что такое риторика. Это наука, которая занимается контролем речевой деятельности и ее эффективности, изучает условия и формы эффективного общения. Он помогает в презентации товаров и услуг. Принцип его работы основан на определенных законах.
Самым важным законом является ступенчатая последовательность. Основа циклов, обеспечивающих единство речевой деятельности, системность, связана с подготовкой речи.
Зачем изучать риторику?
Риторика полезна для:
- безошибочном построении устного высказывания;
- создании богатого словарного запаса и грамотной речи;
- использовании литературных приемов;
- держании ровного звучания голоса;
- красивом выражении, используя эмоциональные ноты;
- вычеркивании из речи слов-паразитов и тавтологий;
- четком и понятном произношении слов.
Дети не смогут удивлять пернатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Если вы будете делать это с раннего возраста, ваш ребенок разовьет риторические навыки и к школьному возрасту станет интересным собеседником.
С правильной речью легче общаться со сверстниками и доносить нужную мысль.
Как подготовиться к выступлению?
Чтобы произнести правильную речь, необходимо следовать правилам. Каждое правило — это раздел риторики:
- Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
- Диспозиция — правильно распределить мысль.
- Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
- Мемория — особенность запоминания ораторской речи.
Сформулируйте предположения (мысли о выступлении) до выступления. Чем больше мыслей и знаний, тем больше вдохновения придет. Если тема смогла увлечь оратора, она увлечет и аудиторию.
Работайте над речью до выступления. Думайте, ищите информацию и аргументы. В течение нескольких дней вы сможете создать прочную базу идей и фактов.
Настроение аудитории зависит от времени и места выступления. Дома люди воспринимают информацию серьезно, но перед большой аудиторией эта тема покажется скучной. Вам необходимо создать обстановку, которая отвлечет аудиторию от рутины выступления и направит ее мысли и действия в осмысленное русло.
Риторика — это.
Слово «риторика» имеет древние корни. Впервые он был использован в Древней Греции. В буквальном переводе артикль «rhetoric» означает «риторика». Оно, в свою очередь, восходит к слову rhetor — «оратор».
Важно понимать, что в современной терминологии такие термины, как риторика и ораторское искусство, — это не одно и то же, хотя изначально они действительно означали одно и то же. В ходе своего развития риторическая наука приняла теорию прозы и аргументации.
Соответствующее определение, таким образом, является первым:
Риторика — это наука, изучающая искусство дискурса, законы создания, передачи и приема высказывания.
В отличие от других дисциплин, которые в самом широком смысле восходят к литературе, изучение риторики имеет другие ценности. Она направлена в основном на решение практических задач.
В древности (и в России) это был не только
Предметом современной риторики являются общие законы поведения дискурса, действующие в различных ситуациях общения (например?), сферах деятельности, а также практические возможности их использования для эффективного высказывания.
Предмет и задачи риторики
Другими словами, в настоящее время доминирует аристотелевский вектор. Прежде всего, мы подменяем цель, эффективность красотой языка.
-
Риторика делится на два основных типа — общая и частная.
Их следует понимать следующим образом:
Сколько существует частных риторик? Трудно сказать. Столько же, сколько существует сфер, в которых человек должен общаться, чтобы общаться.
Мы можем назвать самые обширные из них:
Первые четыре называются традиционными и существуют уже долгое время. Остальные три — это достижения последних нескольких столетий.
Внутренняя классификация
Существует еще одна классификация. Риторика — это, таким образом:
Его предмет — общие законы языкового поведения в различных ситуациях, сферах деятельности, а также практические возможности их использования для эффективности речи.
- Общая риторика – наука, изучающая универсальные парадигмы (это что?) и правила создания качественной (эффективной и красивой / только эффективной) речи. Она не затрагивает конкретные сферы.
- Частная риторика носит более прикладной характер. Она строится на обособленных видах коммуникации (это как?), зависит от сферы жизнедеятельности.
Она изучает, а не обобщает, законы эффективной речи, действующие в конкретных сферах жизни. Проще говоря, наука изучает правила произнесения языковых слов и поведение говорящего в той или иной ситуации.
Существует множество частных риторов, но всех их обычно делят на две группы:
- политическая,
- судебная,
Как уже упоминалось выше, его корни уходят в Древнюю Грецию. В древнегреческом обществе, где зарождалась демократия, те, кто умел убеждать, были очень популярны.
Каждый житель города имел возможность получить образование и научиться искусству риторики у подготовленного учителя. Древние риторы знали, как добиться словесной победы над противником. Поэтому многие пытались изучить его.
- Теоретическая. Исследует правила создания хорошей речи.
- Прикладная. Использует выделенные правила на практике.
- Тематическая. Изучает поля разных типов словесности, объединенных одной темой. Как пример – риторика президентских выборов.
Виды риторики
Важно. «Софистика». Долгое время это слово вызывало негативную реакцию, потому что его приравнивали к риторике, артистизму и вымыслу как высшему искусству.
- риторический канон – путь от мысли к слову;
- ораторию – теорию и практику публичной речи;
- искусство ведения спора и беседы;
- речевое поведение людей в повседневной жизни;
- контакты между людьми, разных наций и народностей (этнориторику).
По сей день хорошо известны труды великого грека Аристотеля и римлянина Марка Талия Цицерона об этом искусстве.
Цицерон, в отличие от своих предшественников, считал, что риторика — самая сложная наука. Оратор мог стать достойным только в том случае, если он сам обладал глубочайшими знаниями в самых разных областях жизни. В противном случае ему было бы нелегко поддерживать диалог с собеседником.
- Гомилетика – оратор имеет возможность не раз воздействовать на слушателей, как, например в церковном и академическом типах красноречия или в пропаганде.
- Ораторика – требует от выступающего умения правильно завершить каждое конкретное выступление (судебный, социально-политический, бытовой типы красноречия). Сегодня она разрослась особенно, оттого и появились такие подвиды, как парламентская, дипломатическая, и другие риторики.
Как развивалась риторика
Римская наука легла в основу русской риторики. Надо сказать, что она не всегда была востребована в России и по-разному воспринималась при различных общественно-политических режимах страны.
Позже его заменило устное общение. Советы критиковали рето
Этапы развития российской риторики
- XII–XVII вв.В Древней Руси в это время самого слова «риторика» не знали, тем более, об учебных пособиях по ней речи не шло. Зато отдельные правила ораторского искусства успешно применялись. Для обозначения его существовали свои названия: благоречие, красноречие, риторикия. Кто желал обучиться искусству слова, делал это, основываясь на текстах богослужений, создаваемых проповедниками. Известный пример – сборник таких выступлений «Пчела», изданный в XIII столетии.
- Первая половина XVII века. Появился первый отечественный учебник об основах риторики.
- Конец XVII-середина XVIII века. Издается книга «Риторика» Михаила Усачева, появились издания: «Поэтика», «Старообрядческая риторика», «Этика», лекции Феофана Прокоповича об ораторском искусстве.
- XVIII век. Риторика формируется, как российская наука. А М.В. Ломоносов, лично внесший огромный вклад в нее, посвятил ей целый ряд произведений, а его «Риторика» в развитии отечественной науки стала основной.
- Начало и середина XIX века. Стране пережила риторический бум. Издано много учебных пособий известных авторов, среди которых Галич А.И., Зеленский К.П., Кошанский Н.Ф., Мерзляков А.Ф., Рижский И.С., Сперанский М.М.