Карл Лёве очень хорошо известен в Германии как композитор музыкальных «баллад». Стоит упомянуть и знаменитую балладу Гете «Лесной царь».
Что такое баллада
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В произведениях зарубежных писателей XVIII и XIX веков, а также при чтении поэтов русского романтизма часто встречается такое название жанра, как баллада.
Откуда он родом и почему стал популярен в России? Каковы его особенности? Давайте попробуем найти ответы.
Определение баллады — что это такое
В современной терминологии баллада — это литературное (стихотворение) или музыкальное лирическое произведение (песня), имеющее определенную структуру и рифму.
На протяжении веков значение этого термина менялось и наполнялось новыми смыслами.
Баллада в литературе — это разновидность лирики (что это такое?), которая имеет ряд строго определенных характеристик:
- сюжетностью;
- сочетанием традиционных мотивов и неожиданной развязки;
- строгой схемой рифмовки: ABABBCC (7 строк), ABABCCDD (8 строк), ABABBCCDCD (10 строк).
- композицией (что это?), состоящей из трёх частей.
Литературный канон позволяет интерпретировать балладную форму и в более широком смысле
Из истории жанра
Корни баллады уходят в XIII век, когда провансальские поэты, легендарные трубадуры, поставили этот песенный жанр в центр куртуазной культуры.
Это означает, что первые баллады воспевали великую любовь к прекрасной женщине в изящной и завуалированной форме. Обожание, поклонение и экстаз внешней красоты и психических достоинств идеала стали основными компонентами их лирического сюжета.
Существовали баллады из 7, 8 и 10 строф. Когда они были положены на музыку, то делились на несколько неравных частей с внутренним рефреном.
Самые ранние баллады, вероятно, были написаны Жанно де Лекурелем, Гийомом де Машо, который написал так называемые полифонические баллады, Эсташем Дешампом и сенешалем Жанны д’Э.
Поэт Франсуа Виньон прославился своими парадоксальными балладами.
Многие его произведения были переведены на русский язык, самое известное из них — «Баллада о конкурсе поэтов в Блуа». Это отражает традицию (а что это такое?) проведения поэтических конкурсов. Вийон был неоднократным победителем таких конкурсов. Он смело порвал с нормами, играл словами, как виртуозный жонглер, и стал, пожалуй, самым известным французским поэтом-балладником.
Основные признаки жанра
Этот жанр имеет определенные характеристики, которые принципиально отличают его от других видов поэзии. Когда мы говорим о том, что такое баллада, необходимо описать некоторые факты.
Основная идея этого литературного жанра — изображение трагической судьбы человека, живущего в аморальном феодальном обществе, пронизанном деспотизмом, жестокостью, грубостью и бесчеловечностью.
Жанр баллады был разработан писателями западноевропейской и русской литературы в 18 и 19 веках. Самая известная из баллад:
- “Светлана”, “Людмила”, “Певец во стане русских воинов”, “Двенадцать спящих дев”, “Ахилл”, “Эолова арфа”, “Узник” (В.А. Жуковский);
- “Лесной царь”, “Крысолов”, “Коринфская невеста”, “Мина”, “Рыбак”, “Ученик чародея”, “Кладоискатель”, “Бог и баядерка” (И. Гёте);
- “Кубок”, “Перчатка”, “Порука”, “Ивиковы журавли”, “Рыцарь Тогенбург”, “Голос с того света”, “Граф Гапсбургский” (Ф. Шиллер);
- “Вересковый мёд”, “Рождество в море” (Роберт Луис Стивенсон);
- Английские народные баллады о Робине Гуде.
Социальный контекст заставляет человека
Однако главным представителем этого типа поэзии в русской литературе был В.А. Жуковский (1783-1852), которого современники называли «баладником» (Батюшков) и который в шутку называл себя «родителем немецкого романтизма в России и поэтическим дядей чертей и ведьм Германии и Англии».
- наличие фабульной основы, сюжета;
- яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении;
- напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет;
- наличие яркого сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога;
- символический характер пространства и времени.;
- широкое использование приема таинственности и мистики;
- нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала;
- описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте;
- действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже;
- моралистический итог.
Его первая баллада, «Людмила» (1808), является адаптацией «Леноры» Бюргера. Это произвело большое впечатление на его современников.
Особенности русских баллад
«Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам сладкое и страшное наслаждение, и чем больше она нас пугала, тем страстнее мы ее читали. Она показалась нам недолговечной, несмотря на 252 стиха».
Жуковский перевел лучшие баллады Шиллера, Гете, Уланда, Зейдлица, Саути, Мура и В. Скотта. Его оригинальная баллада «Светлана» (1813) была признана его лучшим произведением, а критики того времени называли его «певцом Светланы».
Примером баллады как повествовательного стихотворения являются такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Он также написал баллады «Эльф» и «Утопленник»; Лермонтов — «Воздушный корабль» (по Сейдлиху); Полонский — «Солнце и месяц», «Лес» и др.
Целые балладные разделы встречаются в стихотворениях графа А. К. Толстого (в основном на древнерусские темы) и А. А. Фета.
Основной конфликт в русских балладах — это противостояние личности устоявшимся традициям.
Кульминация разворачивающегося сюжета не имеет экспозиции, но в конце всегда есть мотивация. Это может принимать форму доноса или клеветы. Это определяет дальнейшие действия героев баллады.
Таким образом, баллада — очень интересный жанр в русской литературе. В центре действия находится персонаж с характерными моральными проблемами, социальными противоречиями и страхами, в то время как в сказках обычно есть сюжет с оптимистичным персонажем, а сказки героичны.
Тексты баллад более подвижны, чем тексты византийских песен. Это проявляется в драматических моментах жизни главных героев, которые связаны с потерей близких, печалями и страхами.
В XX веке баллада вновь обрела статус произведения о любви, обладающего сильнейшей энергетикой.
И в музыке (танцевальные рок-баллады), и в литературе («Баллада о дымящейся колеснице» Александра Кочеткова) лирические мотивы, воспевающие самое прекрасное и уязвимое чувство в мире, обрели новую силу.
Вообще, баллада в музыке — это жанр, где интересно слушать текст, и текст важен. Здесь нет ни простых длинных нот, как в романсах, ни привычных вокальных форм, как в песнях. Это повествование, рассказ.
Возрождение жанра в 20 веке
Поэтому хороший балладист часто привлекает внимание слушателей, особенно если он может интересно, ясно и живо передать текст и пение.
Рок-баллада — очень интересный жанр сам по себе. Чем примечательно слово «баллада» в рок-музыке? Обычно в роке это слово означает спокойное, тихое исполнение, мягкую музыку без движения и сильного вокала, почти никаких певческих приемов, свойственных «громкому» року.
В рок-балладах используются акустические инструменты, реже электрогитара и ударные. Это музыка для души, для тех, кому за 30, это «медляк» для школьных дискотек.
Wind Of Change — одна из самых блестящих рок-баллад в истории. Вообще, Scorpions — короли медленных песен и рок-баллад: