Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа. Кто входил в товарищество передвижных художественных выставок?

Глава семьи внезапно умер во время путешествия. Женщина рухнула на землю, оплакивая свое горе. Что ждало ее? Если она выходила замуж (а женщин в Сибири было мало), у нее был шанс выжить. Если нет, ее уделом было попрошайничество или тяжелый наемный труд. С ребенком на руках. Очень грустно.

Художники-передвижники: цели товарищества и влияние на культуру

158 лет назад студенты Императорской академии искусств, вдохновленные идеями неронизма, посчитали мифологические темы устаревшими и предложили разрешить художникам рисовать выбранные ими сюжеты. Предложение было отклонено. Студенты покинули академию и создали кооператив художников. Это было начало двадцатого века, а первая выставка открылась 150 лет назад, 11 декабря 1871 года. Подробнее о творческом объединении талантливых российских художников читайте в репортаже 24CMi.

В начале 1860-х годов в России произошел ряд социокультурных изменений. В 1861 году было отменено крепостное право. Последовавшие за этим экономические изменения радикально изменили взгляды молодежи.

В 1863 году группа из 14 студентов покинула Императорскую Академию художеств. Студенты считают, что существующие правила консервативны и «ограничивают» их творчество. Правила Академии позволяли художникам писать библейские или мифологические сюжеты как представителям «высокого искусства». Публика имела право любоваться ими. По случаю 100-летия со дня основания Академии был проведен конкурс. Студентам было предложено нарисовать картину «Пир Одина в Вальгалле».

Четырнадцать лучших студентов Академии отказались рисовать «устаревший» мифологический сюжет и потребовали, чтобы автору разрешили свободно рисовать. В ответ на их отказ революционеры покинули Академию и образовали независимое художественное общество — Артель петербургских художников.

Семь лет спустя некоторые из них основали Товарищество передвижных художественных выставок. Художников, присоединившихся к этому обществу, называли Странниками. Всего за время существования Общества путешественников в списке участников было около 100 имен русских художников.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Товарищество_передвижных_художественных_выставок#/media/Файл:Peredvizhniki.jpg)

С 1871 по 1923 год передвижники провели 48 выставок в Москве и Санкт-Петербурге. Затем последовали выставки в Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и многих других городах.

Основные идеи творческого объединения

Иван Крамской был инициатором и теоретиком «Странников». Концепция искусства Крамского основывалась на идеях Николая Чернышевского: картина должна не только изображать действительность, но и «истолковывать ее для зрителя и способствовать просвещению и счастью людей». Идея объединения художников на основе передвижных выставок сформулирована в письме группы художников

Выставка «Передвижники» стала ежегодным событием и была представлена в 12 городах России. Кроме того, выставки проводились в городах, где основные выставки не проводились. В этих случаях выставки состояли из картин, которые не были проданы на основных выставках.

  • отказ от эстетического реализма;
  • отказ от академической рутины;
  • невосприимчивость к иностранным влияниям;
  • миссионерская роль искусства;
  • реализм.

И, конечно, невозможно не упомянуть другие известные работы представителей Союза художников-передвижников в дополнение к уже упомянутым. Среди них:

  • предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
  • развивать у людей любовь к искусству.

Читайте также Самые известные картины в мире: от Ренуара до Васнецова.

Влияние разносчиков на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать его достоянием каждого». И странники достигли своей цели.

Бунт будущих странников в Императорской академии сместил акцент в работах художников с академической тематики на изображение реализма. Их картины оказали влияние на искусство следующего периода истории государства.

Кроме того, художники продемонстрировали успешную бизнес-модель для частного художественного бизнеса. Правила, которые применялись к художникам, чьи картины были включены в программу выставки, предусматривали, что для привлечения интереса зрителей могут быть выставлены только те картины, которые еще нигде не выставлялись. Выставки «Странников» помогли начинающим художникам заявить о себе.

Самые значительные шедевры Перова были созданы до официального основания Передвижников. Но он был одним из самых важных инициаторов и организаторов движения. Перов больше, чем кто-либо другой, сосредоточился на рассказах об обездоленных.

В. Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_006.jpg)

  • «Сельский крестный ход на Пасхе» Василия Перова (1861). В картине художник передает развращенность сельского духовенства. Перов – представитель критического реализма. На полотне группа священников в разной степени опьянения выходит из таверны, чтобы совершить крестный ход. Даже либеральный режим Александра II счел произведение слишком оскорбительным. Полотно сняли с выставки и запретили к показу.
  Леонардо да Винчи. Где родился леонардо да винчи?

Иван Крамской. Христос в пустыне (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kramskoi_Christ_dans_le_d%C3%A9sert.jpg)

  • «Христос в пустыне» Ивана Крамского (1872). Художник считал, что портрет должен отображать не внешность, а внутреннюю борьбу. Поэтому Иисус на полотне изображен уставшим и обессиленным.

Николай Ге. Тайная вечеря (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%8F_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D0%B5)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ge_The_last_supper_1863.jpg)

  • «Тайная вечеря» Николая Ге (1863). Сюжет Тайной вечери неоднократно вдохновлял художников. Ге использовал для него более драматическое освещение. Иисус и апостолы находятся в окружении мягкого света свечей. «Правильным» апостолам противопоставлен Иуда, из-за затемнения больше похожий на неизвестное существо, чем на человека.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vasily_Surikov_-_%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg)

  • «Боярыня Морозова» Василия Сурикова (1887). В знаменитой картине художник исследует тему противостояния личного и государственного. Предлагая зрителю восхититься сюжетом, Суриков критиковал власть как способ ограничения свобод.

Возможно, самой эмоциональной его работой является «Тройка». Тот, у кого есть дети, не может смотреть на это без тоски. Сегодня детский труд кажется нам жестокостью. Но 100-150 лет назад это было нормой.

Ужасные времена. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без перчаток!) тащат бочку с водой в цех.

Конечно, у них не было возможности работать в лаборатории хорошей жизни. Не имея возможности прокормить много детей, их родители имели одного, чтобы помочь им.

Приглушенные серые, белые и бежевые цвета картины создают ощущение холода. С другой стороны, лица детей на этом фоне четкие и яркие. У зрителя нет возможности не заметить их. И видеть боль в их глазах, где должна быть только беззаботная радость.

Василий Перов (1834-1882 гг.)

Крамской портрет Перова

Еще до «Тройки» Перов создал серию антиклерикальных произведений. Одна из самых интересных картин на эту тему — «Чаепитие в Мытищах».

Могла ли эта сцена произойти в реальной жизни? Вполне возможно.

На самом деле, индустрия бездомных была неплохим способом заработать на жизнь для людей, оказавшихся на обочине жизни. Для бывших моряков, безземельных, эмансипированных крестьян. Проработав летний сезон, они могли прокормить себя всю следующую зиму.

Перов Тройка

«Прощание с новобранцем» — менее известная картина Репина. Но она ярко изображает один из моментов в жизни фермеров. Семья и соседи прощаются с молодым человеком, который уходит на службу. Репин сам наблюдал эту сцену.

В то время срок службы уже был сокращен с 20 лет до 6 лет. Но, к сожалению, это не облегчило участь новобранца. Шла русско-турецкая война (1877-1878), и его родственники не знали, увидят ли они его снова живым. Это и есть причина путаницы, которую мы испытываем в окружающей среде. Даже дети замирают, перестают играть и смеяться.

Репин поражает своей полнотой. В одной картине ему удается показать характер каждой отдельной фигуры и ключевые моменты целой эпохи.

Перов чаепитие в мытищах

Маковского можно назвать счастливым талисманом. Он родился и вырос в богатой и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как его старший брат Константин Маковский.

Но Владимиру нравилось прогуливаться по имениям и базарам. Он был в поиске ярких типов. Он предпочитал жанровые сцены трудностям обычных людей. Именно поэтому его фигуры настолько реальны и эмоциональны.

На картине «Назначение» мы видим мать и ее сына. Сыну предложили пройти производственную практику. Мать навещает его и покупает ему в подарок буханку хлеба.

Илья Репин (1844-1930 гг.)

Репин автопортрет

Босоногий мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится ясно, в каких ужасных условиях живет и работает мальчик. Мать понимает. В ее печальных глазах можно прочитать все. Но она ничего не может сделать.

Репин бурлаки на волге

Бедность не позволяет ей взять сына с собой. Может быть, еще есть надежда, что ее сын сможет однажды стать ремесленником и «сделать это в мире». Но в любом случае, у мальчика нет настоящего детства.

Вот еще одна история, «На бульваре». После отмены крепостного права не все крестьяне получили свои доли. Поэтому они отправились в города, чтобы работать и кормить свои семьи.

Молодой человек так и поступил. Он устроился на работу бригадиром. А через некоторое время у него появилась молодая жена с ребенком. Так мы видим их на скамейке на Сретенском проспекте в Москве.

  Город Мекка - где находится, в какой стране?

Репин проводы новобранца

Муж привык к свободной жизни. Так что женщина для него лишь препятствие. Девушка сидит ошеломленная, пытаясь осмыслить свое несчастье. И пейзаж как раз подходящий: ноябрь, опавшие листья, одинокие прохожие.

Картины Маковского очень литературны. Они выглядят как

Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

Владимир Маковский автопортрет

Устав СПС предусматривал, что члены объединения должны самостоятельно вести свои материальные дела, организовывать собственные выставки и привозить их в разные города, чтобы представлять русское искусство в стране («двигаться по России»). Оба момента были решающими для принципов и стиля художников, которые сделали искусство независимым от властей и приблизили его к народу всей страны.

Первое общее собрание ассоциации состоялось 6 (18) декабря 1870 года. Первая выставка открылась 29 ноября (11 декабря) 1870 года и продлилась до 2 (14) января 1871 года. 16 художников (В.Ф. Аммон, С.Н. Аммосов, А.П. Боголюбов, Н.Н. Ge, K. Ф. Гун, Л. Л. Каменев, Ф. Ф. Каменский (скульпторы), М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, В. Максимов, Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. Шишкин), представившие 47 работ. Были представлены все жанры — исторические, бытовые, пейзажи и портреты.

В письме к молодому художнику Васильеву, который из-за болезни вынужден был жить в Крыму, Крамской писал: «Теперь мне хочется поделиться с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она пользуется успехом, по крайней мере, о ней говорят в Санкт-Петербурге. Если верить газетам, это самая большая новость в городе. Ге решительно правит, то Перов и даже ваш покорный слуга вызываются. Лучше всего пейзажи Саврасова, они действительно прекрасны, хотя есть еще Боголюбов и барон Клод, и Чискин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только у «арабов».

Владимир Маковский свидание

Первая выставка TPHW оставила беспрецедентное впечатление и привлекла множество посетителей в то время. Выставка была воспринята художниками-демократами как программный спектакль; пресса высоко оценила ее просветительский, идейно-демократический характер и активность художников по вмешательству в жизнь, а также их связь с освободительным движением.

После Санкт-Петербурга выставка переехала в Москву, затем в Киев и Харьков. В дальнейшем выставки странников проводились ежегодно во многих городах России, 48-я и последняя состоялась в Москве в 1923 году. …

Деятельность ассоциации достигла своего пика в 1870-х и 80-х годах. Он объединил почти все самые талантливые художественные силы страны. ….

«Самая большая художественная новинка в Санкт-Петербурге на данный момент — это передвижная выставка. С какой стороны ни посмотри, это нечто особенное и беспрецедентное: оригинальная идея, цель, совместные усилия самих художников, для которых никто со стороны не задает тон, прекрасная коллекция необычных работ, среди которых сияют несколько первоклассных звезд — все это неслыханно и невиданно, все это поразительное новаторство.

Владимир Маковский на бульваре

Кто бы мог подумать до недавнего времени, что настанет время, и очень скоро, когда российские художники больше не захотят ограничиваться собственным творчеством, не будут сидеть в своих мастерских, изредка создавать картины и статуи на продажу, а потом снова замыкаться в себе. Вдали от мира, глухие к происходящему и не понимающие, как жизнь бьет в них ключом, что они, эти художники, которых все представляли себе беззаботными гуляками, наивными типами, знающими только «божественного Рафаэля» и потенциального покупателя, озабоченные только своим гипсовым Геркулесом и своей картиной ИЛИ неясным разговором с товарищем об «идеале» и «искусстве», что им вдруг захотелось покинуть свои артистические места и погрузиться в океан реальной жизни, соединиться с ее импульсами и ожиданиями, подумать о других людях, о своих товарищах! Об этом часто думали, и мы, пишущие эти строки, приглашали наших художников, пытались показать им их работы, но, конечно, никто не думал, что художники так скоро откликнутся на призыв и возьмут в руки палитру и резец, а также свою собственную работу.

Гораздо важнее, как нам кажется, последнее — решимость художников собраться вместе, создать свою собственную среду и свою собственную толпу…».

  Что такое опера. Где и когда появилась опера?

ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ПЕРЕДВИЖНИКОВ В АКАДЕМИИ

Результаты первой выставки «Странников» были поистине впечатляющими. Большое количество зрителей, новые образы и идеи в русской живописи, близость художников к обществу. Странники стали настоящими новаторами в искусстве Российской империи. Если раньше выставки проводились в основном в столице и были доступны только для знати, то теперь произведения искусства стали доступны и в провинциях. Художники видели огромную образовательную функцию живописи и не рассматривали картины как предметы декора. Картины, как и хорошие книги, помогали донести идеи писателей до неграмотного населения. Выставки проходили не только в городах, но и в деревнях.

В 1870-х и 1880-х годах деятельность Союза достигла своего пика. В нем собралось много талантливых художников. В разное время его членами были: Перов, Крамской, Мясоедов, Маковский, Савицкий, Максимов, Прянишников, Ге, Саврасов, Шишкин, Куинджи, Дубовский, Васнецов, Поленов, Костанди, Пимоненко, Гун, Неврев, Репин, Суриков, Серов, Левитан, Ярошенко, Нестеров, Касаткин, Иванов, Позен, Андреев, Попов, Архипов, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля и многие другие. Марк Антокольский, Василий Верещагин, Константин и Сергей Коровины, Филипп Малявин, Андрей Рябушкин, Сергей Волнухин, Сергей Коненков и другие участвовали в определенных

Выставку посетили в общей сложности около 30 000 человек. Это событие принесло ассоциации первый коммерческий успех — многие картины были проданы, а Павел Третьяков приобрел восемь работ для своей коллекции. Благодаря восторженным отзывам в газетах репутация «Странников» распространилась далеко за пределы северной столицы.

Основателем ассоциации был Иван Крамской. На своей первой выставке он представил несколько портретов, которые несколько меркнут по сравнению с «Петром I вызывает царевича Алексея» Николая Ги и шедевром Алексея Саврасова «Аэты прилетели».

В центре внимания второй выставки, открывшейся в декабре 1872 года, была картина Ивана Крамского «Христос в пустыне». Картина вызвала разнообразную реакцию из-за необычной интерпретации образа Бога, в котором художник увидел своих современников, размышляющих о своем жизненном выборе.

Константин Савицкий мастерски обрабатывал в своих произведениях темы из народной жизни. Его герои — вчерашние крестьяне, ищущие наживы на железных дорогах, равнодушные и циничные священники, солдаты перед отправкой на фронт. Художник никогда не повторялся в шаблонах и типажах, его творчество было продиктовано искренним интересом к людям, постоянным наблюдением и изучением жизни.

Иван Сискин, который с самого начала был членом Общества, оказал решающее влияние на историю русской пейзажной живописи. Герой его произведений — русский «темный лес», нетронутая природа севера. Художник тщательно воспроизвел каждую деталь формы и цвета, учитывая особенности зимнего и летнего освещения.

В конце XIX века, с развитием рабочего движения, идеи народников утратили свое значение, а интеллектуальная жизнь России претерпела серьезные изменения. Краски художественного движения постепенно поблекли: Иван Крамской умер, Алексей Саврасов тяжело заболел, а Архип Куинджи закрылся в своей мастерской и не вступал в контакт с внешним миром. Странники старшего поколения не чувствовали новых требований времени, и их творения потеряли былую остроту.

КРИТИК В.В. СТАСОВ О ВЫСТАВКЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

Тем не менее, молодые художники хотели стать членами организации, но Совет директоров был очень консервативен в вопросах привлечения новых членов. При подготовке выставки совет часто отвергал талантливые и впоследствии известные работы, отдавая предпочтение незначительным и легко выполненным произведениям.

Со временем разногласия в рядах «Странников» достигли своего пика, и в 1901 году организация быстро рассталась с одиннадцатью артистами. Но, несмотря на конфликты, творческая жизнь союза не замирала.

Последние десятилетия существования союза были очень продуктивными для довольно большого числа художников, к которым они принадлежали:

Итоги первой выставки

Через год после Октябрьской революции новое правительство предприняло попытку возродить прежний интерес к выставкам, но она не увенчалась успехом. В 1923 году ассоциация была распущена.

Сегодня картины и эскизы Странников выставляются в музеях и за ними охотятся коллекционеры. Работы художников прошлого, представляющие большую материальную и художественную ценность, регулярно выставляются в очень важном лоте.

Выставки русских передвижников

Передвижники. Илларион Прянишников. «Порожняки»

Знаменитые художники-передвижники

Передвижники. Николай Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Передвижники. Иван Крамской. «Христос в пустыне»

Передвижники. Константин Савицкий. «Встреча иконы»

Передвижники. Иван Шишкин. «Корабельная роща»

Закат передвижников

Передвижники. Валентин Серов. «Девочка с персиками»

  • Михаил Нестеров (1862-1942);
  • Константин Коровин (1861-1939);
  • Валентин Серов (1865-1911);
  • Константин Маковский (1839-1915);
  • Вдажимир Маковский (1846-1920);
  • Кириак Костанди (1852-1921).

Передвижники. Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий