В этой статье мы рассмотрим, что такое орфография в русском языке, какие орфограммы мы изучаем в 1 классе, что такое беглость написания и как подчеркивать орфограммы.
Что такое орфограмма?
Орфография — это написание слова в соответствии с орфографическим правилом или традицией русского языка.
Мы узнаем, что такое орфография в русском языке, если сначала посвятим себя расшифровке значения слова, о котором идет речь. Термин образован от греческих слов orthos, означающего правильный, и gramma, означающего знак или букву.
Понятие об орфограмме
Буквально, орфограмма означает «правильная буква или символ». Помните, что в русском языке произношение многих слов не соответствует их написанию. В таком случае, если буква гласного или согласного не произносится четко, она называется «орфограммой». Например, существует несколько вариантов написания буквы в слове:
- в е сна́ или в и сна́;
- ненас т ный или ненасный;
- ве́ ю т или ве́ я т
Чтобы правильно написать слово в неудобном положении, достаточно выбрать одну букву. А для этого нужно следовать соответствующему орфографическому правилу. Орфография систематизирует правописание русского языка и использует его для регулирования правильного написания слов, словосочетаний и предложений.
Вот определение орфографического правила в Википедии:
Орфография — это правильное написание в соответствии с соответствующим правилом или традицией, выбранной из нескольких возможных. Это одна из основных единиц орфографии.
В письменной речи орфограмма отражает выбор буквы в слове в соответствии с орфографическим правилом. В понятие орфограммы входят не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробелы, дефисы, прописные и строчные буквы и т.д.) В связи с этим можно выделить следующие типы орфограмм при написании слов:
- пробел между предлогом и словом ( в озере, над лесом );
- буква (гласная, согласная, прописная или строчная);
- дефис ( плащ-палатка, плодово-ягодный, по-моему и пр.);
- слитное или раздельное написание ( вглубь и в глубь леса, не увидеть и нездоровиться и пр.).
Орфография может проявляться в различных формах в любой точке слова:
- в приставке ( пр и вокзальный, бе з домный);
- в корне ( о кн о́, криста лл ик, кни ж ка, влас т ный);
- в суффиксе (дворн я ж ка, си́тц е в ый, огн е нн ый);
- в окончании (в следстви и, на крыш е, светящ и м ся окном).
Как определить орфограмму в слове?
Чтобы правильно написать слово, необходимо определить, есть ли в нем орфограмма или нет. Для этого произнесите слово вслух (можно по слогам), иногда нужно ставить ударение. Давайте попробуем выяснить, что вызывает трудности в написании слова. Распознать неправильное написание вам помогут некоторые признаки. Орфографическая ошибка допущена в части слова где.
- возникает трудность в написании;
- пишется не так, как слышится;
- звук слышится неясно;
- нужно применить орфографическое правило;
- из нескольких вариантов следует выбрать одну букву.
Давайте рассмотрим это более подробно на примере некоторых русских написаний.
Определение
Орфография — это правильное написание слова, основанное на правилах или закрепленных традициях, выбранное из нескольких вариантов.
Термин «орфограмма» имеет греческое происхождение и переводится как «писать правильно».
Под орфографией мы понимаем все случаи, в которых можно допустить орфографическую ошибку, в которых применяются правила
Например, вот диктант для начальной школы (он может пригодиться родителям первоклассников), который показывает диапазон их использования:
Изучение орфограмм
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных написаний. Вот «миф», с помощью которого это делается:
- большая буква в начале предложения;
- правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»;
- правописание мягкого знака;
- правописание сочетаний «чк-чн»;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- непроверяемые безударные гласные в корне слова;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- имена собственные;
- предлоги.
Взрослый был бы в замешательстве, не говоря уже о ребенке.
Мы не будем перечислять все существующие стили письма, поскольку это заняло бы слишком много времени и места (гораздо проще прочитать руководство). Давайте остановимся на самых важных, которые дети изучают в начальной школе.
- Мама мыла раму (начальная буква слова, которое начинает предложение, пишется с большой буквы);
- жиЭто правило уже рассматривается детьми в первом классе. И с раннего возраста мы заучиваем предложение: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буквой «А», чу/ща пиши с буквой «Й».ащаДело в том, что ухом мы воспринимаем совершенно разные звуки. Например, со словами «luу;
- соль;
- бочка (сочетания «чк-чн» пишутся без мягкого знака);
- гроза (проверяемое слово – грозы);
- стакан;
- сердце;
- позвала в гостиМашу (имена собственные пишутся с большой буквы);
- пришел к другу (предлог «к» пишется раздельно).
Орфографическая зоркость
» и «
В «roko» мы ясно слышим «y», в «lu»
«масштаб» и «пи
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
» и «I» соответственно, а в «
гумми» и «по
pac» — «U».
Самые главные орфограммы
Возьмем, к примеру, такие слова:
динаи,
дина, ужиdit, не соглашаться.шинантит. Подчеркнутые слоги являются орфографическими ошибками, потому что не сразу понятно, какая гласная буква должна в них появиться, поэтому возникают трудности при написании. Чтобы избежать ошибки, необходимо выбрать проверочное слово:чаОдной из самых сложных пар слов, связанных с этим правилом, вероятно, является POSV.щаСложнее всего найти POSV, которые больше всего похожи на POSV и ACCESS.чуОни звучат очень похоже, но означают совершенно разные вещи.щуНапример, AFTER.
Орфограмма: безударные гласные в корне
Слово подтверждения — СВЯТОЙ, поэтому мы пишем «я», а слово подтверждения — ПРОСВЕН.леКорректирующее слово — СВЕТ, поэтому мы пишем его через «Е».беНо что делает русский язык таким сложным, так это то, что из каждого правила есть исключения. В этом случае, например, есть много слов, для которых невозможно найти проверку. Поэтому вы просто обязаны выучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: nхонал, бмеразрез, м
- ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
- БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
- УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
- АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.
лина, хЯвод, бЕнаан,
lmaz,ЯчокоЕмальчик,
виноеgiert.еВ начале этой статьи мы уже встречали словоаASTIE, который произносится как «CH», но пишется как «SCH». И таких слов много, особенно когда существительное становится прилагательным и может потерять одну из своих согласных. Для правильного написания вам также необходимо использовать слово-подтверждение.аНо, конечно, есть и такие слова, которые нельзя проверять. Вы просто должны помнить о них. Это, например, леса.аница, празаник, прошлоецарапина, чувства.ты.Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. До этого все приставки заканчивались на букву Z, и ни у кого не возникало вопросов. Теперь мы имеем следующие расщепления: v-/vos-, iz-/is-, raz-/ras-, v-/vs-, be-/less-, rose-/rose- .Это еще одно написание, с которым знакомятся дети в младших классах.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Иногда нет подтверждающего слова, чтобы объяснить написание. Тогда нужно просто написать объяснение в скобках: pol(o)live (без суффикса A после корня), s(o)baka (словарное слово).СЧТакже не забудьте выделить морфему, в которой встречается орфография. В прилагательном «пр…брежный» морфема находится в префиксе «при-«, в глаголе «вымогать» — в корне «-рах-«, в существительном «вагон» — в суффиксе «-чик-«, в глаголе «приготов(т)ся» — в суффиксе.
- СЕРДЦЕ – сердечный;
- ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
- УЧАСТНИК – участие;
- ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
- СОЛНЦЕ – солнечный;
- СЕРДЦЕ – сердечный;
- ЧЕСТНЫЙ – честь.
Именно так ваш мозг запомнит его. Если вы будете проверять каждое написание с 1 по 11 класс, указывать морфему, в которой оно встречается, и писать правило, то после школы вы будете автоматически писать правильно.тЯ очень хорошо помню, как в начале сентября я получил двойку по русскому языку в 5 классе. Я скопировал текст с орфографическими ошибками, вставил недостающие буквы, но не объяснил ни одной из них, потому что мне было лень их объяснять.дЯ сдал тетрадь, взял ее на следующий день, открыл и не увидел ни одного подчеркивания красными чернилами, ни одной ошибки — все буквы были правильными. И в итоге я получил двойку.тПосле этой «двойки» я объяснял все до 11 класса. Я изучал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, а в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.вЯ никогда не ходил к учителю русского языка. Когда я училась в педагогическом институте по предмету «Русский язык и литература», я была на первом месте по количеству полученных оценок. И все благодаря «4» в пятом классе.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Понравилась ли вам статья? Дайте ему звезду. Не нравится? Напишите, что не так, и я все исправлю.
Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ
P.S. Вот мое видео о правописании.
ТЬТ
ТТЬ
ТТЬ