Лады в музыке. Что такое лад в музыке?

Как видите, ступени гармонии идеально соответствуют основным ступеням гаммы — белым клавишам. Это тональность до-мажор. Или мажорная гамма. Он включает в себя звуки до, ре, ми, фа, со, ля, ти.

Лад, тональность

Музыка во многом схожа с человеческой речью, языком. Это имеет смысл и является логичным. Как и язык, музыка передает мысли и чувства. И в языке, и в музыке один звук или простой набор звуков ничего не выражает, это просто набор звуков, элементов алфавита. Для того чтобы выразить мысли, звуки должны быть организованы в определенную систему.

Например, звуки, которые мы используем в языке, организованы в алфавитную систему. Сами по себе звуки алфавита еще не являются языком, они лишь строительные блоки для него. Звуки алфавита складываются в слова, т.е. определенные комбинации звуков, структуры, которые мы используем для передачи информации. Между звуками языка существуют определенные отношения, закономерности и комбинации. Вся эта система звуков и их комбинаций в языке называется языком. В другом языке могут использоваться те же звуки, но они организованы по-другому и представляют собой другой язык.

То же самое происходит и в музыке. А 12 октав — это фактически музыкальный алфавит. Включая их повторения в разных октавах. Но все они никогда не используются в музыке. Чаще всего музыка основана только на семи ступенях из двенадцати, как мы обсуждали в теме об аккордах. Эти семь нот могут быть по-разному расположены в октаве, между ними могут быть разные отношения, это будут разные системы, как разные языки в речи. Эта система называется гармонией в музыке.

Гармония — это определенный звуковой комплекс, имеющий структуру и систему отношений, основанную на слиянии неустойчивых тонов в устойчивые.

В этой формулировке структура ясна. В октаве двенадцать тонов, но гармония содержит не все тона, а только некоторые из них. И эти тона могут быть расположены по-разному в октаве. В нашей музыкальной культуре гармонии состоят из семи тонов. Каждая гармония имеет свою собственную структуру. Далее я проиллюстрирую все это на примерах. Вторая часть формулировки касается системы отношений, основанной на гравитации. Что это?

Тяготение звуков

У мелодии всегда есть опорная нота, к которой она направляется и которой она заканчивается. Если оборвать мелодию, не допев последнюю ноту, чувствуется несовершенство, мы можем даже спеть недостающую ноту. Это чувство называется притяжением звуков.

Закрепленные звуки называются затяжными. А другие нестабильны. Нестабильные звуки всегда имеют тенденцию заканчиваться стабильным звуком. Этот переход называется разрешением.

Звук — это самая важная константа в звучании.

Я намеренно пока не использовал фортепианную клавиатуру, чтобы объяснить это. Деление на черные и белые ключи не имеет никакого значения и только мешает пониманию. Таким образом, вместо ключей есть только тринадцать пустых клеток.

Теперь мы заполним эти ячейки ступенями гармонии.

Основные лады. Их структура.

Есть много отрывков с разным количеством позиций. Однако наиболее распространенными являются две гармоники. Они являются основными и второстепенными. Или просто: мажор и минор. Каждый из них состоит из семи шагов. Эти два лада являются основополагающими в традиционной музыкальной культуре. Почти вся музыка, которую мы слышим, основана на этих двух гармониях и их вариациях. Поэтому с этого момента, когда я говорю «гармония», я буду иметь в виду либо мажор, либо минор.

На следующих диаграммах показаны структуры мажора и минора, их положение в октаве и состав интервалов (буквы T и P обозначают тон и полутон соответственно).

  Что такое романс в музыке. Что такое романс в музыке?

Теперь понятно, зачем нам нужна тринадцатая клетка. Чтобы продемонстрировать расстояние между седьмой и первой степенью.

Кстати: Ноты лада, которые расположены в порядке, указанном на иллюстрации, называются гаммой.

Каждая гамма имеет свой характерный звук и цвет. Часто можно встретить такое определение: Мажор — это счастье, а минор — это печаль. В этом определении есть доля правды, но только доля. Мажор звучит ярче в восприятии из-за более высокой терции по сравнению с минором. А минорная — более темная, более лиричная. Но это не значит, что веселая и жизнерадостная музыка — только мажорная, а грустная и лирическая — только минорная. Есть много примеров грустной мажорной музыки и веселой минорной музыки.

Мажор и минор имеют по два типа. Гармонические и мелодические типы. В таблице ниже они перечислены в порядке важности и преобладания.

Гармонический минор

— Ступень VII повышается на полтона.

Мелодический минор

— Степени VI и VII повышаются на полутон. Гармонический мажор
— Ступень VI повышается на полтона Мелодический мажор
— Уровни VI и VII понижаются на полтона. А четный мажор или четный минор называется натуральным мажором.
На практике наиболее распространенными типами являются гармонический минор и мелодический минор. Гармонический минор еще более распространен, чем натуральный минор. С другой стороны, мажор — это почти всегда натуральный минор. Здесь следует отметить особенность гармонического и мелодического типов. Эти жанры создаются только благодаря восходящему движению, движению вверх. Когда они движутся вниз, они становятся естественными типами. На это есть свои причины, но пока считайте это принятым.

Давайте сначала рассмотрим концепцию. Лад — сложный термин, и даже среди музыковедов нет четкого определения.

В каждой национальной музыке есть своя гармония — и часто в одной и той же музыкальной культуре используется более одной гармонии. Так было в Древней Греции.

Каждая национальная музыкальная традиция имеет свой собственный лад — и часто в одной и той же музыкальной культуре используется более одного лада. Так было в Древней Греции.

Что такое лад в музыке?

Там ионийская и эолийская гармонии соответствовали известным нам мажорным и минорным гармониям. В то же время, однако, существовали и другие гармонии, к которым греки были очень восприимчивы.

Каждой гармонии приписывалось определенное чувственное и моральное значение. Одни вдохновляли на битву, другие были чувственными, третьи создавали атмосферу для философии.

лады в музыке

Лад в музыке: определение

Господство мажора и минора наступило относительно недавно и только в определенном регионе.

Если стоит задача нарисовать обычный снежный пейзаж, мы вряд ли будем использовать зеленый, красный или желтый цвета. Точно так же, когда композиторы хотят создать определенное настроение или ситуацию, они не смешивают все звуки в своей музыкальной палитре.

Музыка будет авторской, но легко узнаваемой как «китайская».

Каждая гармония имеет свой уникальный нюанс звучания. (Конечно, лады могут быть получены таким образом не только из мажорной гаммы, но и из любой мажорной гаммы). Все эти гармонии очень полезны, когда мы хотим изучать джаз. Джазовая импровизация основана на изменении и комбинировании различных гармоний. Даже хорошо известная блюзовая гамма — это в некотором роде гамма.

Каждая гармония имеет свой уникальный нюанс звучания. (Конечно, лады могут быть получены таким образом не только из мажорной гаммы, но и из любой мажорной гаммы). Все эти гармонии очень полезны, когда мы хотим изучать джаз. Джазовая импровизация основана на изменении и комбинировании различных гармоний. Даже хорошо известная блюзовая гамма — это в некотором роде гамма.

  Художники-передвижники. 5 мастеров, показавших жизнь простого народа. Кто входил в товарищество передвижных художественных выставок?

Мы можем начать с развития чувства гармонии. Слушайте индийские раги, еврейские клезмерские ансамбли, турецкую, иранскую и арабскую народную музыку.

В чем заключаются различия? Каждая музыка имеет свои характерные звуки. Слушайте их и наблюдайте за ними. Попробуйте сыграть произведения в разных этнических стилях на одном инструменте.

В какой-то момент границы музыкальных языков станут все более и более размытыми, и вы поймете, что существует один большой язык, на котором все музыканты прекрасно понимают друг друга.

лады в музыке

Какой лад бывает в музыке?

Каждый из нас знает, что есть главное и второстепенное. И мы можем легко отличить одно от другого. (Мажорный ключ более яркий и жизнерадостный, в то время как минорный ключ звучит более мрачно и меланхолично). Но не все знают, что существует множество других гармоний, каждая из которых имеет свое собственное звучание, сильно отличающееся от звучания мажорных и минорных клавиш.

В российских учебниках по теории музыки эти другие гармонии называются «гармониями народной музыки». Это обозначение верно лишь отчасти. Как мы увидим, их применение не ограничивается народной музыкой.

Все лады называются по-гречески:

Мы изучим основы диатонических гармоний и научимся различать их на слух.

«Диатонические аккорды, также называемые «греческими» или «натуральными» аккордами, основаны на структуре натуральной мажорной гаммы и одной из ее нот (ступеней) в качестве тоники. Каждый из семи диатонических вариантов имеет

Она начинается с седьмой ноты мажорной гаммы. Она не является ни мажорной, ни минорной, и в целом локрийская гармония теоретически диатонична, поскольку основана на уменьшенном ладу. Это наименее распространенная гармония, но иногда используется в музыке хэви-метал и фьюжн.

Мажорные и минорные гармонии могут быть созданы из любого музыкального звука — из C, из D, из D, из E и т.д. Этот первый, самый важный звук называется тоникой. Положение звука лада, его связь с тоникой, описывается словом «тональность».

У каждого тоника должно быть название. У атома есть имя и фамилия, а у тоники — тоника и гармония, которые также могут быть объединены в одном имени. Например, до-мажор (нота ДО — тоника, то есть главная нота, лидер группы, от нее строится гармония, и гармония является мажорной). Или другой пример: ре минор — это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

Лады народной музыки

ЗАДАЧА: Попробуйте придумать для себя название питча. Возьмите любую тонику и любую гармонию и соедините их вместе. Что у вас есть?

Если расположить все ноты тональности по порядку, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается и заканчивается тоникой. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, минорная гамма начинается с ноты МИ и заканчивается нотой МИ; мажорная гамма начинается с ноты СОЛЬ и заканчивается ею. См. Вот пример:

Диатонические лады для начинающих

диатонические лады для начинающих

Но откуда эти весы берут свои двойки и пятерки? Давайте поговорим об этом дальше. Как выяснилось, мажорные и минорные гаммы имеют свою собственную структуру.

Чтобы превратить гамму в мажорную, достаточно взять восемь нот и соединить их вместе. Но не все звуки подходят. Как выбрать правильные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полутоном или целым тоном. В мажорной гамме расстояние между тонами должно соответствовать формуле тон-нота-семитон-нота-семитон.

Например, мажорная гамма C начинается с ноты DO и также заканчивается нотой DO. Расстояние между DO и RE составляет целый тон, между RE и MI также тон, а между MI и FA только полутон. Кроме того, существует тон между FA и SOl, SOl и La, LA и SI и полутон между SI и верхним DO.

  Тадж Махал: интересные факты, истории, обстоятельства прошлого и современности. Где находится тадж махал?

Если вы забыли, что такое тоны и полутоны, давайте повторим. Полутон — это наименьшее расстояние от одного тона до другого. Клавиатура фортепиано очень четко показывает нам полутоны между нотами. Если вы играете все клавиши одну за другой, не пропуская ни белых, ни черных клавиш, вы переходите от одной клавиши к другой всего за один полутон.

0.Modes

Локрийский лад

7logrianmode-650-80

Как видите, вы можете играть на полутон инде.

Тональность и гамма

Что касается черных клавиш, то на фортепиано они расположены группами по две или три клавиши. Внутри группы две черные клавиши, находящиеся рядом друг с другом, также разделены нотой. Например, DO-DIEZ и RE-DIEZ, SOL-BEMOL и LA-BEMOL — все это комбинации нот, которые составляют целые тона.

Однако при больших расстояниях между группами черных клавиш, т.е. когда две белые клавиши расположены между двумя черными, расстояние составляет полторы ноты (три полутона). Например: от MI-BEMOL до FA-DIEZ или от SI-BEMOL до DO-DIEZ.

название тональности складывается из обозначения ее тоника и лада

Еще больше подробностей о тонах и полутонах вы найдете в статье «Знаки альтерации».

В миксолидийской гармонии 7-я степень ниже. При таком изменении каждая мажорная клавиша будет иметь более мощный тон.

соль мажор начинается с ноты соль

ми минор начинается с ноты ми

Эта гармония чаще всего используется в музыке кантри. Это типично американский звук, который до сих пор используется в саундтреках некоторых фильмов и телепередач. Например, в известном американском телесериале «Друзья» в музыкальном вступлении использована миксолидийская гармония.

Строение мажорной гаммы

В этой гармонии вы можете автоматически получить два минорно-мажорных седьмых аккорда одновременно. Такие седьмые аккорды характерны для джазовых и блюзовых композиций. Поэтому в этих жанрах нередко используется смешанная гармония.

строение мажорной гаммы

Дорийская гармония уже находится в минорном ключе, но обладает легкой легкостью звучания благодаря высокой 6. Чтобы сыграть дорийский лад, нужно взять любой минорный лад и поднять 6-ю степень на полтона. Играйте все части в соответствии с этим правилом. Тогда ваши партии будут иметь более светлый тон, чем в обычном минорном ключе. Этот звук вы могли слышать в главной музыке фильма «Аватар». Когда речь шла о сказочном мире народа нави, музыка играла в дорийской гармонии. Это сложный способ передать звук, который не является обычным.

строение гаммы до мажор

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Фригийская гармония имеет низкий второй тон. Это ухудшение делает звучание произведений этой гармонии очень темным и мрачным. Friguish вызвал недовольство поклонников металики, вероятно, из-за того, что он точно передает настроение жанра. Чумовой звук часто используется в тех частях треков, где цель — передать тревогу, страх и напряжение. Фригийская гармония с пониженной второй ступенью прекрасно справляется с этим.

полутона на клавиатуре пианино

В локрийской гармонии нижние 2-й и 5-й градусы. Изменяя таким образом высоту тона и полутоновый состав в гармонии, можно добиться очень необычного (несколько необычного) звучания. Но если правильно использовать эту гармонию, то получится таинственное, мрачное, немного боязливое и далекое звучание.

Важно отметить, что существует гораздо больше гармоний, чем те, которые представлены в этой статье. Но именно эти гармонии очень популярны. И они очень точно передают нужные нюансы звучания, которые легко вызывают у слушателя нужные образы и ассоциации.

тона и полутона на белых клавишах

черно-белые тона

целые тона на черных клавишах фортепиано

Миксолидийский лад

Лады минорного наклонения.

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий