С этих или подобных слов начинается путешествие в мир фантазий, в страну сказок, где животные говорят, чудовища становятся принцами, а добро побеждает зло.
Сказка | теория по литературе 📖 формы произведений
Определение Сказки — один из важнейших жанров устной народной традиции. Это произведение, написанное в прозе (реже в стихах), имеющее образный, авантюрный или бытовой характер. Сказка может быть как народной, так и литературной. Народная сказка — это вид письменной или устной народной традиции. В его основе лежит рассказ о вымышленных событиях. Литературная сказка может сочетать в себе как воображаемое, так и реальное. Сюжет тесно связан с народной сказкой. У этого эпического жанра есть конкретный автор.
История возникновения и зарождения сказки
Народная сказка исторически является предшественницей литературной сказки и восходит к тотемическим мифам первобытного общества. Такая история передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Она постоянно меняется и приобретает черты новой реальности. Когда первобытное общество распалось, мифологическое мышление утратило свою силу. Постепенно сказки утратили свой волшебный характер и стали рассматриваться как произведения художественной литературы, предназначенные для обучения и воспитания не только детей, но и взрослых. В Древней Руси сказка уже стала жанром, отдельным от разговорной прозы, от легенды, мифа и саги. В XII и XVII веках сказки активно откликались на события современной жизни. Слово «сказка» появляется в письменных источниках не ранее XVII века. До этого времени использовалось слово «миф», «сказка». Современное значение этот термин приобрел в XVII-XIX веках. История естественным образом трансформирует сказку, и самое резкое изменение связано с появлением литературной сказки, основой которой была народная сказка. Промежуточный этап между народной и литературной сказкой можно наблюдать в романтический период. В этот же период возникла «народная сказка» — литературная запись народной сказки, записанная и переосмысленная фольклористами по-своему. В конце 17 века французский писатель Перро активно занялся созданием литературных сказок («Сказки моей матушки Гусыни»). Однако в то время сказка считалась «низким жанром». Литературная сказка XVII и XVIII веков — это скорее народная сказка, чем произведение одного автора. Она еще не была отделена от новеллы, басни, анекдота и т.д. Постепенно литературная сказка завоевала популярность среди людей разного возраста и достатка, тем самым сделав себя самостоятельным жанром.
Братья Гримм, фото
Литературная сказка стала самостоятельным литературным жанром в конце 18-го и начале 19-го веков. Советский литературный критик В.Я. Троицкий утверждает, что «с помощью романтиков такие жанры, как сказка, миф, рассказ, легенда и т.д., утвердились в литературе наравне с другими и получили гражданские права». Важную роль в развитии литературной сказки сыграли братья Гримм, которые нашли живой, прямолинейный и статичный стиль («Kinder- und Hausmärchen»). Благодаря А.С. Пушкину сказка вошла в русскую литературу как самостоятельный мастер. В XIX веке многие русские и зарубежные писатели обращались к этому жанру и разрабатывали собственные сюжеты (О.М. Сомов, В.И. Даль, А. Погорельский, Гете, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.Х. Андерсен и др.) В конце XX — начале XXI века в сказках отражается детская психология. Герой произведений этого жанра — современный ребенок, пытающийся приспособиться к окружающему его миру. В повествовании остаются те же невероятные и сказочные события, но читатель узнает себя и свои действия в персонажах сказки. Например, сказки «Империя кривых зеркал» В. Губарева, «Принцесса-дурочка» Л. С. Петрушевской и др.
Основоположники сказки
«Кот в сапогах» Перро, иллюстрация.
Основателем жанра сказки в Европе считается французский писатель Ш. Перро, который в 1697 году опубликовал сборник «Сказки матушки Гусыни». Он написал много замечательных историй. Большое значение имел также сборник «Детские и домашние сказки» (1812-1814), изданный немецкими фольклористами Вильгельмом и Якобом Гримм. После выхода сборника сказками заинтересовались писатели и ученые в других странах. В России основателем сказок считается А.С. Пушкин.
Часто используется сказка:
- Народнопоэтические эпитеты («красна девица», «добрый молодец», «чистое поле» и т.д.).
- Клишированные портретные описания и формульные вопросы-ответы («Баба-Яга, костяная нога», «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д).
- Метафоры («кисельные берега», «молочные реки»).
- Фразеологизмы («прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы», «ни жив, ни мертв», «как в воду канул», «несолоно хлебавши» и др.).
- Пословицы и поговорки («как аукнулось, так и откликнулось», «утро вечера мудренее» и др.).
- Литота (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка и др.).
- Гипербола:
«Она взмахнула левым рукавом, и появилось озеро, она взмахнула правым рукавом, и в воде появились белые лебеди».
«Царевна-лягушка».
«Она ест за четверых, а работает за семерых».
«История о Папе Римском и его работнике Балде» А.С.
- Аллегория (лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д.)
- Просторечия («черт ли сладит с бабой гневной»).
- Олицетворение.
- Сравнения.
Выразительная сила языка в сказке также создается с помощью повтора, параллелизма, дизъюнкции, риторических вопросов, эллипсиса и контраста.
Что это такое и исторические корни жанра
Сказка — это повествовательный фольклорный и позднее литературный жанр, не претендующий на историческую точность.
Сказка имеет свои законы, традиционные сюжеты и особые «сказочные» правила. Понять, что такое сказка и как она пишется, вам поможет история возникновения жанра.
Сказка развилась как прозаический жанр из мифа. Она переняла мифологический героизм, тенденцию описывать необъяснимые явления с помощью образов и де
Только в середине 15 века в России было зафиксировано слово «сказка», также образованное от глагола говорить. Родовое название указывает на традицию устной передачи сказочного сюжета. Русский народ хранит их в своей образной и поэтической памяти.
Литературная сказка, появившаяся в нашей стране двумя веками позже, не заменила народную сказку, а дополнила и изменила ее.
Сказочные герои представляют различные миры (подводное царство, лес, горы), имеют четко различимые моральные качества (добро — зло), обладают сверхъестественными способностями.
Если сказка про Бабу-Ягу, Морского царя или Кощея Бессмертного, будьте внимательны: это сказка. Мир стихий сопоставляется с центральной фигурой из обычного человеческого мира. Глупый, младший сын, сирота, солдат, Лутонюшка, менее удачливый, чем его братья, Иван-царевич — герой, пускающийся в странствия по сказочным улицам, должен быть социально неблагополучным.
- волшебные;
- о животных;
- бытовые.
Момент неблагополучия имеет особое значение: достойно пройдя все испытания, победив злодеев и приобретя перо светлячка, звенящие гусли, невесту и полцарства, герой не только торжествует собственную победу, но и является воплощением справедливости и жизни «по правде».
Исследователи выделили несколько признаков сказки в фольклоре (что такое сказка?):
Волшебные фольклорные сказки
Интересны исследования по сюжетам сказок, которые, по мнению различных фольклористов, имеют границы и включают несколько десятков вариантов. Каждый сюжет состоит из серии функций, то есть действий, совершаемых персонажами с определенной целью (воровство, женитьба, кумовство и другие).
Анализируя сказочный материал, накопленный за всю историю человечества, литературоведы приходят к следующему выводу:
Сказки носят универсальный характер, отражая общечеловеческие знания о мире, сохраняя представления коренных народов о духовных ценностях, обычаях и нравственных ориентирах.
В каждой культуре есть свои сказки, рожденные в глубинах национальной души. Они рассказывают о том, что жители соответствующей страны считают красивым, благородным и благородным, какие поступки ценятся, а какие порицаются, о чем мечтают простые люди.
- вариативность (переходя из уст в уста, предание обрастало подробностями и вариантами изложения: рассказывая сказку, допустим, придерживаться основного сюжета и менять детали);
- наличие зачина и концовки, рамочной композиции, заставочных сцен;
- повторяемость действий;
- использование «магических» чисел: 3, 7 и их производных (тридевятое царство тридесятое государство, три сына, три девицы под окном, трёх-, девяти- и двенадцатиголовый змий, седьмое небо, семидневное странствие);
- «дружба» положительного героя с миром природы, звери-помощники;
- образы «мудрых дев»;
- торжество добра.
По своим характеристикам рассказы о животных больше похожи на мифы. Животные, птицы, рыбы и насекомые говорят и действуют, но сказочные аллюзии в их поведении обращены непосредственно к людям.
В «Доме на колесах» дается урок совместной жизни, умения приспосабливаться, привыкать и ладить с себе подобными. Смысл сказки в том, что с приходом медведя, не только Терем
Сказки о животных и бытовые