Маньеризм — это западноевропейский стиль искусства и литературы, возникший в XVI веке. Маньеризм характеризуется потерей гармонии между духовным и физическим, человеческим и природным.
8 фактов о Ренессансе
Историк магии, науки и философии эпохи Возрождения Ованес Акопян объясняет, что такое Ренессанс, как мы его называем, какие открытия были сделаны в этот период и другие важные вещи
Под Ренессансом обычно понимают период, начавшийся в 14 веке и закончившийся примерно в 17 веке, своего рода мост между средневековой и современной европейской цивилизацией. Хотя сегодня этот термин считается само собой разумеющимся, в то время он не был самоопределением. Историк и художник Джорджо Вазари в своей «Жизни самых знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550) противопоставляет новое искусство от Джотто до Брунеллески, Альберти, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и других мастеров «жестокому» готическому стилю с помощью термина rinascita (буквально «Возрождение»). Это была художественная революция, а не возвращение к древним истокам. Однако Франциск Петрарка, традиционно считающийся первым литературным деятелем эпохи Возрождения, в первую очередь призывал к возрождению античного канона, особенно классической латыни, чтобы освободить язык от наслоений варварского средневековья. Легко заметить, что оба автора подразумевали под термином «Ренессанс» принципиально разные вещи.
В конце девятнадцатого века, после публикации книги Жюля Мишле «История Франции в шестнадцатом веке: эпоха Возрождения», историки стали называть весь период с четырнадцатого по шестнадцатый век на французский манер. Этот термин стал очень известным: Пять лет спустя появилась книга Якоба Буркхардта «Культура Возрождения в Италии». Постепенно слово «ренессанс» или «возрождение» стало более распространенным, обозначая интерес к обновлению утраченных знаний. Например, расцвет литературы, теологии, юриспруденции и других областей знаний при Карле Великом и его потомках (восьмой-девятый века) часто называют Каролингским Возрождением. Ренессанс — это расцвет науки, философии и поэзии в Европе в шестнадцатом веке, который сопровождался переводом на латынь многих ранее неизвестных текстов — не только с греческого, но и с арабского языка.
Некоторые современные историки считают, что период от Петрарки до семнадцатого века лучше называть ранним современным периодом. Во-первых, такой термин охватывает реалии, которые затрагивали все слои населения (низшие классы вряд ли читали греческих писателей или изучали древние архитектурные тексты). Во-вторых, идея о том, что Средние века были временным падением во тьму, после которого вновь засиял свет классической цивилизации, уже давно преодолена. Однако термин «ранняя современность» не заменил термин «Ренессанс». Доказательством тому служит Ренессансное общество Америки — ассоциация, объединяющая около четырех тысяч специалистов по культуре, истории и науке эпохи Возрождения, которая проводит ежегодные конференции с сотнями участников. Мы можем с уверенностью предположить, что Ренессанс
Гуманизм, который даже не был полноценной философской системой, считается чуть ли не единственной ветвью мысли эпохи Возрождения. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни и Никколо Никколи просто предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бруни, «знание вещей, относящихся к жизни и морали, которые улучшают и украшают человека» (цитируется по Л. М. Баткину. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. Акцент программы был сделан на изучении древних языков — латыни, древнегреческого и позднее иврита.
У гуманистов также не было официального центра: Платоновская академия в Каредже, вероятно, является более поздним мифом. Козимо Медичи подарил Марсилио Фичино виллу на холмах Кареджи, но туда стекались жаждущие молодые люди, чтобы брать регулярные уроки. Академия была не учебным заведением, а скорее культовым понятием — свободным объединением единомышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. Уже в шестнадцатом веке она была преобразована в настоящее государственное учреждение. Но династия Мендицци смогла в полной мере воспользоваться тем, что Платон был впервые переведен в их городе — Флоренция считается культурной столицей эпохи Возрождения.
Наука и магия в эпоху Ренессанса
Суеверия обычно относят к Средним векам, в то время как эпоха Возрождения считается эпохой, когда разум победил предрассудки. Однако магия играла важную роль как в мировоззрении эпохи Возрождения, так и в трудах отцов так называемой «научной революции». Изобретатель карданова вала Джироламо Кардано и физик Галилео Галилей составляли гороскопы; астроном и математик Иоганн Кеплер в то же время пытался реформировать астрологию; астроном Тихо Браге помимо астрологии увлекался алхимией, как и Исаак Ньютон. Только Николай Коперник не интересовался магией — но его единственный ученик Иоганн Ретик профессионально занимался астрологией.
Искусство Возрождения вызвало настоящую революцию, но она исходила не от моделей Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Одним из важнейших художественных новшеств этого периода стала масляная живопись. Со времен Вазари признано, что его изобрел голландский мастер Ян ван Эйк (1390-1441). В Афганистане пигменты, разведенные в растительных маслах, использовались уже в шестом веке (археологи обнаружили это в наше время, когда начали исследовать пещеры, обнаруженные за спинами Бамианских Будд, взорванных талибами). Однако именно ван Эйк довел эту технику до виртуозного совершенства.
В Италии масляная живопись вошла в моду за границей: Козимо Тура из Феррары учился этому на фламандских работах Рогира ван дер Вейдена из коллекции своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина постигал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский привозил мастеров со всей Европы, включая Нидерланды. С маслом в Италию пришли и многие композиционные новшества, которыми мы сегодня можем любоваться в картинах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров — визуальные и световые эффекты, скрытый символизм, игра интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.
Законы перспективы впервые применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Масаччо. Самым известным примером является «Триада» из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1425-1427), но Массатио начал экспериментировать со своей первой работы, «Триптиха Сан Говенале». Считается, что Масаччо научился науке перспективы у Филиппа Брунеллески, человека, который первым начал строить купола в древности (эта техника была полностью утрачена). Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, завершенный Брунеллески, стал одним из самых значительных зданий того времени.
Эпоха Возрождения
Ренессанс — это период европейской истории, который длился с XIV до рубежа XVI и XVII веков. Он также назывался «Возрождением» и совпал с поздним Средневековьем и ранним Модерном, когда цивилизация стала светской, а гуманизм и антропоцентризм доминировали. Эпоха получила такое название из-за растущего интереса к древней цивилизации.
Начало Возрождения
Сам термин был придуман итальянским гуманистом, художником и писателем Джорджо Вазари, который жил во Флоренции с 1511 по 1574 год. Он был основателем современного искусствоведения.
Термин «Ренессанс» в его современном значении был введен Жюлем Мишеле, французским историком и журналистом XIX века. Ренессанс был вызван быстрым ростом республиканских городов в Италии, таких как Венеция, Генуя и Пиза. В них формировались классы, некоторые из которых не были вовлечены в феодальные отношения. Обществу ремесленников, торговцев, мастеров и банкиров была чужда средневековая система ценностей с ее аскетичной церковной культурой. Гуманизм развивался в этой среде купцов и ремесленников.
В городах возникли центры искусства, которые не контролировались церковью. Мировоззрение людей обратилось к старому культурному наследию, когда, по их мнению, существовало более гуманистическое общество.
Первый период эпохи Возрождения назывался Ранним Возрождением и длился с конца тринадцатого по начало пятнадцатого века. Одной из ключевых фигур Раннего Возрождения был флорентийский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне. Он вышел за рамки иконописной традиции, унаследованной от Византии, и стал основателем итальянской школы живописи.
Возрождение в XV–XVI веках
Чтобы понять эпоху раннего Возрождения, необходимо знать, что такое «кватроченто». Так итальянцы называют период развития искусства с 1420 по 1500 г. Важным событием этого периода стало открытие Академии Платона во Флоренции в 1462 г. Затем последовал короткий период Высокого Возрождения в первой четверти XVI в. и Позднее Возрождение, которое длится до наших дней.
Самыми известными гуманистами эпохи Возрождения являются Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и Томас Мор.
- Леонардо да Винчи;
- Микеланджело Буонарроти;
- Рафаэля Санти.
Франческо Петрарка был итальянским поэтом, жившим с 1304 по 1374 год, и известен как основатель гуманизма. Петрарка был первым, кто заинтересовался человеком, сделав его главным объектом познания в философии, истории и литературе. Петрарка считал, что человек должен открыть смысл своей жизни, своего существования с помощью философии и науки.
Петрарка выразил свои идеи, свой интерес и поиск самоанализа в произведениях: «О средствах от счастливой и несчастливой судьбы», «Моя тайна», «О выдающихся людях», «Об уединенной жизни», «Книга песен».
Гуманисты эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский — голландский богослов, живший с 1466 по 1536 год. Позже Эразм опубликовал книгу «Беседы с глазу на глаз, о приличиях детей», в которой он наставлял своих учеников и учил их правильному поведению.
- признание человека в качестве высшей ценности;
- повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
- воспевание красоты человеческого тела;
- внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.
Самое известное произведение Эразма Роттердамского — «В похвалу глупости». Эразм одухотворил глупость, изобразив ее в виде достойного человека, облаченного в почетную мантию ученого. Перед многочисленной аудиторией Глупость произносит речь, в которой заявляет, что будет править миром. Все монархи подчиняются ей, Глупости, и она управляет религией, философией, правовой системой и властью. Так Эразм Роттердамский высмеивал современное общество со всеми его недостатками и слабостями.
Томас Мор — английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, много лет изучал право и стал прекрасным юристом. При королевском дворе Томас достиг высшего положения в государстве — должности лорда-канцлера.
Томас Мор выразил свои гуманистические идеи в произведении «Утопия». С одной стороны, Томас в своем произведении описывает жизнь в Англии: тяжелое положение рабочих, обездоленных крестьян, многочисленных нищих и бродяг, населяющих улицы городов. В противоположность этой жизни Томас описывает жизнь людей на острове под названием Утопия.
На острове нет частной собственности — все является общественной собственностью, поэтому среди людей царит мир и гармония, нет ни борьбы, ни войн, ни столкновений между богатыми и бедными. Свободные от жадности и эгоизма, жители острова заботятся об общем благе, возделывают поля, разводят скот и сажают фруктовые деревья. «Утопия Томаса Мора настолько расходилась с реальностью, что с тех пор слово «утопия» используется для обозначения любого идеального, но несбывшегося состояния, для обозначения социального явления.
Франсуа Рабле был французским гуманистом и сатириком, жившим с 1494 по 1553 год. Хотя он был французским философом, он также был писателем и
Эпоха Возрождения была расцветом художественного творчества, породившим знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Искусство Ренессанса отличается от искусства Средневековья следующими характеристиками:
Самым известным гением эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи, который жил с 1452 по 1519 год. Итальянский живописец, скульптор и архитектор также изучал точные науки: математику, инженерное дело, физику и астрономию. Он также играл на музыкальных инструментах, пел, рисовал модели и проекты различных изобретений (танк, катапульта, броневик, аэроплан), а его картины «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с Эрминой» стали всемирно известными. Все его портреты отличаются необыкновенным реализмом, которого он добился, изучая законы перспективы и анатомии.
«Джоконда».
Микеланджело Буонарроти — величайший итальянский мастер эпохи Возрождения и соперник Леонардо да Винчи, живший с 1475 по 1564 год. Микеланджело был художником, поэтом, философом и архитектором, но наиболее известен как скульптор. Скульптуры Микеланджело были признаны гениальными еще при его жизни. «Давид», «Моисей», «Скорбящая дева» («Плач Христа»), «Лаокоон и его сыновья» — все они словно живые герои, высеченные из камня.
Самой сложной и великолепной работой, которую удалось выполнить гению Возрождения, стала роспись Микеланджело в Сикстинской капелле. Более четырех лет Микеланджело работал над росписью потолка знаменитой папской капеллы в Ватикане. Он писал фрески без отдыха, спал менее 5 часов в сутки, и завершил работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело дожил до 89 лет, в то время как средняя продолжительность жизни в Европе составляла всего 40 лет.
Искусство Возрождения
«Плач Христа»
- Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
- Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
- В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.
Рафаэль Санти, в отличие от Микеланджело, прожил всего 37 лет, но он остался в истории как один из самых известных художников эпохи Возрождения. Большинство своих картин Рафаэль Санти посвятил религиозной тематике: «Святое семейство», «Сикстинская мадонна», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Гробница» и многие другие. За несколько лет своей жизни Рафаэль успел написать 200 картин, которые были признаны шедеврами.
Изобретение книгопечатания, великие географические открытия и технические инновации стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. Любопытство людей росло, они старались узнать больше об окружающем мире и наблюдали за явлениями природы.
Научные открытия в эпоху Возрождения:
Исаак Ньютон дополнил научную картину мира эпохи Возрождения новыми идеями и открытиями. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, и открыл закон всемирного тяготения.
Наука
- Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
- Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
- Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.