История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры. Что такое человеческий капитал?

Способность людей участвовать в производстве определяет интерес компаний к концепции человеческого капитала, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, то есть увеличение объема создаваемых благ и тем самым повышение уровня бизнеса компании.

Человеческий капитал: как эффективно управлять главным активом компании?

Еще в 2014 году Джош Берсин предсказал, что человеческие ресурсы кардинально изменятся. Вот 5 ключевых сообщений из годового отчета.

  1. Люди будут стремиться сменить работу и искать лучшие возможности.
  2. HR-организации сместят акцент с сокращения затрат на удержание и вовлечённость.
  3. Данные станут новой валютой.
  4. Лидерства по-прежнему будет не хватать.
  5. HR-организациям придётся внедрять инновации, чтобы оставаться впереди 1 .

Можем ли мы сегодня, 7 лет спустя, увидеть, что все эти предсказания сбылись? И все они связаны с самым важным активом любой организации — человеческим капиталом.

Что означает человеческий капитал для понимания современной, динамичной компании? Как управление человеческим капиталом может быть построено на идее ценности каждого отдельного сотрудника? На чем сегодня делают акцент в своей работе эксперты по человеческому капиталу? В новом материале Yva.ai рассматривает вопросы управления человеческим капиталом.

Что такое человеческий капитал?

Человеческий капитал — это комплекс личных и профессиональных навыков, знаний и способностей, а также физическое и психическое здоровье человека, которые влияют на результаты его трудовой деятельности и уровень дохода.

В бизнесе человеческий капитал понимается как надежный экономический ресурс, эффективность которого зависит от постоянной мотивации и развития сотрудников в реальности предприятия. Человеческий капитал можно анализировать по-разному. В зависимости от уровня охвата — на уровне страны, города или региона, на уровне предприятия, где работает человек, или на уровне самого работника.

На уровне страны (макроуровень) человеческий капитал может измеряться, например, расходами на образование, командировки и медицинское обслуживание. На организационном уровне (мезоуровне) человеческий капитал рассматривается как средство поддержания конкурентоспособности компании. На уровне работника (микроуровень) можно выявить зависимость доходов и расходов человека от личных и профессиональных навыков, приобретенных в процессе работы.

3 уровня для оценки человеческого капитала

Также можно измерить здоровье человека, его культурный и образовательный капитал, проанализировать его профессионализм, интеллектуальные качества и психологические характеристики. Оценка человеческого капитала позволяет более эффективно распределять трудовые ресурсы и способствует успеху каждого сотрудника.

Интересно рассмотреть концепцию человеческого капитала в контексте социального капитала. Подробнее об этом можно узнать в видеоуроке Академии Yva.ai по основам анализа организационных сетей.

Важно понимать, что человеческий капитал — это самый важный актив организации, в который инвестируется определенное количество времени и денег

Как построить систему управления персоналом как ценным капиталом?

Успех планирования, например, напрямую зависит от того, насколько стратегия компании соответствует индивидуальным планам развития сотрудников. Можно планировать без учета личных интересов работников — и отклонения от плана будут более серьезными, чем если мы обсудим и учтем пожелания работников и договоримся об определенных компромиссах.

Например, сотрудник бухгалтерского отдела имеет возможность расширить свои задачи, но при этом учитываются интересы компании. Например, он или она возьмет на себя управление персоналом и некоторые функции отдела кадров. Это востребовано в малом бизнесе, для которого зачастую дешевле развить недостающие навыки имеющегося сотрудника, чем нанимать нового человека с такими навыками.

  • глобальное управление персоналом,
  • наём,
  • планирование работы,
  • создание благоприятных условий для реализации трудовых качеств сотрудников,
  • разработка и внедрение систем мотивации персонала ,
  • оценка эффективности персонала,
  • расчёт заработной платы и др.

Принципы управления человеческим капиталом связаны с инновациями. Применение новых технологий уже не просто катализатор, а неотъемлемая часть новых концепций и практик управления. Управление человеческим капиталом предполагает создание команд, которые формируются и управляются гораздо более горизонтально, чем в прошлом.

И концентрация на привычной, но устаревшей концепции должностных инструкций, иерархии и «каскадного принципа» при определении задач является отклонением, если мы хотим, чтобы человеческий капитал работал максимально эффективно.

Человеческий капитал — это не только количественные характеристики человека. Важно оцифровать синергию в команде: Креативность, коллективный интеллект, социальные черты, лидерские качества, степень влияния сотрудников друг на друга и т.д.

Без инновационных технологий непрерывную оценку трудно внедрить. Поэтому инновации в области HR-технологий неизбежно идут рука об руку с усилиями по интеграции интеллектуального управления человеческим капиталом в организацию. Что это означает на практике для менеджера по персоналу?

Ищук, А. С. История термина «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры / А. С. Ищук. — Текст : прямой // New Scientist. — 2018. — № 12 (198). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48943/ (дата обращения: 08.12.2022).

В статье рассматривается история теории человеческого капитала, интерпретации концепции человеческого капитала зарубежными и российскими авторами, а также современные подходы к определению структуры человеческого капитала.

История понятия «человеческий капитал» и современные подходы к определению его структуры

Ключевые слова: Человеческий капитал, теория человеческого капитала, эффективность человеческого капитала, структура человеческого капитала.

  Функции денег. Какие функции выполняют деньги?

В статье рассматривается история теории человеческого капитала, трактовка понятия человеческого капитала зарубежными и российскими авторами, современные подходы к определению структуры человеческого капитала.

Ключевые слова: Человеческий капитал

Возникновение теории человеческого капитала (ТЧК) связано с научными работами У. Петти, А. Смита и А. Маршалла. В трудах этих ученых можно найти ссылки на важность изучаемого предмета для экономики. Однако окончательное формирование теории человеческого капитала произошло в середине XX века и связано с работой американского экономиста Т. Шульца, который предложил макроэкономический подход к оценке и управлению развитием человеческого капитала. Он первым ввел понятие человеческого капитала как фактора производства и впервые предложил рассматривать расходы на образование, профессиональную подготовку и здравоохранение не только как потребительские расходы, но и как инвестиции в будущее человека. Он считает, что это приведет к расширению выбора профессии, повышению доходов и другим преимуществам для заинтересованных лиц. 2 Он утверждал, что знания повышают благосостояние бедных людей и не зависят от их усилий, земли или технологий. Шульц дал следующее определение: «Все человеческие способности являются либо врожденными, либо приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным набором генов, которые определяют его врожденные способности. Ценные качества, которые приобретает человек и которые можно улучшить путем соответствующих инвестиций, называются человеческим капиталом» 2.

В 1964 году Г. Беккер документально подтвердил эффективность человеческого капитала и сформулировал микроэкономический подход к управлению им. Он писал: «Расходы на образование, обучение, медицинское обслуживание и т.д. являются инвестициями в человеческий капитал. Их называют «человеческим капиталом», потому что людей нельзя отделить от их знаний, навыков, здоровья и ценности, так же как их нельзя отделить от их финансовых и материальных активов. «2 G. Беккер перенес концепцию человеческого капитала на микроуровень и определил его как набор человеческих навыков, знаний и способностей. Беккер отметил, что человеческий капитал может не только накапливаться в процессе инвестирования, но и ухудшаться материально и морально, поэтому требуются дополнительные инвестиции (в развитие навыков). 2.

Сформировались предубеждения относительно человеческого капитала, нематериального, интеллектуального капитала.

Здесь капитал определяется как стоимость, которая создает прибавочную стоимость в процессе эксплуатации наемного труда.

Концепция человеческого капитала основана на двух определениях образования — как ресурса (человеческого капитала) и как специфического

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал : социально-философский анализ

Теория о том, что затраты на повышение квалификации работников несет капитал, была сформулирована уже классиками.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновации, человеческий капитал

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Экономическая энциклопедия определяет человеческий капитал как «особый вид инвестиций, совокупные затраты на развитие репродуктивного потенциала людей, улучшение качества и функционирования рабочей силы».

Человеческий капитал — это оценка потенциального заработка человека. Человеческий капитал включает в себя врожденные навыки и таланты, а также образование и приобретенные навыки.

Человеческий капитал как основной фактор инновационного.

Исследования Беккера были посвящены вопросам образования. Беккер отметил, что стоимость образования — это инвестиция, которая влечет за собой проблему альтернативных издержек в плане времени и денег.

Завершение образования означает, что студенты теряют возможность работать, путешествовать или иметь детей. Люди продолжали получать образование только в том случае, если потенциальный доход превышал затраты.

Некоторые аспекты формирования человеческого капитала

Исследование Беккера было ограниченным, поскольку оно было сосредоточено на образовании белых мужчин, а не других групп людей.

Понятие человеческого капитала и особенности его.

Теория Беккера объясняет, как инвестиции в образование приносят пользу людям, бизнесу и странам. В большинстве регионов, которые тратят больше всего денег на образование, средний доход домохозяйств также выше, чем средний доход по стране.

Формирование и развитие теории человеческого капитала

Регионы с более высоким уровнем образования также имеют тенденцию к более высоким доходам, хотя это не всегда так.

Особенности инвестиций в образование и человеческий .

Человеческий капитал уже давно стал общепринятым термином в экономике. Ниже приводится краткий исторический обзор человеческого капитала и его развития:

Развитие человеческого капитала как фактор экономического .

Человеческий капитал — это экономическая ценность навыков человека и качеств его работы, которые влияют на производительность.

Человеческий капитал и образование

Примерами человеческого капитала являются образование, техническая подготовка или навыки решения проблем, которые человек приносит в организацию.

Образование является одним из наиболее важных элементов человеческого капитала, поскольку оно часто приводит к увеличению экономического производства, индивидуальных доходов и экономической мобильности семей.

Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению в области менеджмента, улучшения клиентского опыта, личной эффективности и работы с возражениями.

Факторы развития человеческого капитала включают следующие комбинации индивидуальной и производственной деятельности:

  Какие отрасли образуют сельское хозяйство. Какие отрасли образуют сельское хозяйство?

Происходит циклический процесс: Человеческий капитал сам по себе вносит вклад в эффективность производства; эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Следовательно, факторы развития человеческого капитала и присущее им влияние на развитие капитала имеют характер циклического процесса. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к индивидуальному и национальному богатству не знает предела.

Эволюция теорий человеческого капитала

Факторы развития человеческого капитала определяют алгоритм, на котором основывается развитие человеческого капитала.

  1. Раннее зарождение. Адам Смит, один из первых экономистов, разработавших теорию капитализма, описал элементы человеческого капитала в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Он включил в свое определение капитала «приобретенные и полезные способности всех жителей или членов общества». Позднее теоретики человеческого капитала взяли на вооружение эти дескрипторы.
  2. Широкая популярность. Экономисты и лауреаты Нобелевской премии Гэри Беккер и Теодор Шульц из Чикагской школы – направления экономической теории США середины XX века, возникшего в Чикагском университете, – популяризировали термин «человеческий капитал». По мере того, как их версия макроэкономики становилась все более популярной и влиятельной, росло и использование управления человеческим капиталом как неосязаемого, но важного актива для бизнеса, некоммерческих организаций и экономики государства.
  3. Современное использование. Сегодня экономисты разделяют теорию человеческого капитала на различные категории. Общий человеческий капитал, такой как конкурентоспособность, коммуникативные навыки и умение решать проблемы, отличается от других конкретных навыков, таких как конкретная техника управления или тип инженерного мастерства.
  4. Международная экономика. Человеческий капитал играет важную роль в международной макроэкономике. Индекс человеческого капитала (HCI) Всемирного банка, созданный в 2018 году, измеряет расходы страны на образование и здравоохранение молодых людей. Предполагается, что HCI измеряет инвестиции в человеческий капитал и, таким образом, экономический успех страны. В отчете за 2020 год Соединенные Штаты оказались примерно в середине рейтинга, выше стран, включая Эстонию, Исландию, Латвию, но ниже Великобритании, Норвегии, Португалии и Словении.
  5. Критика. С самого начала многие экономисты и социальные мыслители критически относились к тому, как работодатели используют человеческий капитал. Карл Маркс указывал на то, что человеческий капитал работников приводит к прибыли владельцев предприятий и к основному дисбалансу между рабочими и капиталистами. Другие ученые и критики считали, что этот термин слишком узок и ведет к тому, что работники рассматриваются в основном как взаимозаменяемые части оборудования, а не как человеческие существа, заслуживающие высокого качества жизни.

Подведем итог

Увеличение индивидуальных доходов обладателей человеческого капитала приводит к росту экономики страны — это можно назвать влиянием человеческого капитала на экономический рост.

Индивидуальные навыки и опыт человека могут привести его к принятию обоснованных решений о правах человека — таково влияние потребности в безопасности на развитие человеческого капитала. Разумные, рациональные решения большинства людей создают в обществе атмосферу безопасности.

Повышая индивидуальную производительность, люди получают возможность выполнять работу, имеющую большую социальную ценность — в этом заключается влияние социальных стимулов на развитие человеческого капитала.

Новые идеи, научные разработки, воплощенные в жизнь, повышают уважение к людям, которые их предложили и применили — таково влияние мотива уважения на развитие человеческого капитала.

Факторы развития человеческого капитала

Развитие интеллекта и производство новых технических и технологических идей приводит людей к самоуважению.

  1. Сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами.
  2. Сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства.
  3. Запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника.
  4. Увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность).

Значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Рентабельность сельского хозяйства и пищевой промышленности все меньше и меньше определяется материальными ценностями: Размер земельных владений, производственных зданий, машин, оборудования; ценность предприятий все больше определяется «нематериальными ресурсами» — идеями, предприимчивостью и креативностью сотрудников, стратегически-духовной связью партнеров и т.д. Ресурсы в основном используются для генерирования идей, поиска информации, ее обработки и быстрого применения на практике для производства продукции и получения прибыли.

Для реализации амбициозной цели ускорения экономического роста, искоренения бедности и перехода к инновационному развитию необходимо уже сегодня приступить к созданию системы, способствующей инвестициям в человеческий капитал. Накопление человеческого капитала и его последующее использование позволит решить проблемы экономического развития на уровне национальной экономической системы.

Развитие человеческого капитала

В России наблюдаются положительные тенденции в накоплении человеческого капитала и стимулировании экономики, поскольку все больше работников пополняют свой человеческий капитал за счет обучения и приобретения новых профессиональных навыков. Это, безусловно, является преимуществом. В то же время, в целом низкая культура работников и работодателей в отношении рефинансирования человеческого капитала является сдерживающим условием для интенсивного экономического роста. В современных условиях человеческий капитал является важнейшим фактором интенсификации экономического роста в России.

  Типы воспроизводства населения стран. Что такое воспроизводство населения?

Человеческий капитал может служить интегрированной основой для развития предприятий в современных условиях, что само по себе является фактором развития.

К типичным проблемам, связанным с использованием человеческого капитала на предприятиях, относятся следующие:

  • физиологические мотивы,
  • мотивы безопасности,
  • социальные мотивы,
  • мотивы уважения,
  • мотивы самоуважения.

Во-первых, низкий уровень развития системы оценки человеческого капитала, которая часто ограничивается традиционным подходом.

Во-вторых, низкий уровень использования человеческого капитала на предприятиях приводит к снижению эффективности и производительности труда, а также рабочего времени.

В-третьих, часто существует плохо продуманная политика использования человеческих ресурсов и человеческого капитала в целом, либо такая политика вообще отсутствует.

Поэтому в современных условиях необходимо принимать меры, направленные на устранение формальных проблем и недостатков и разработку объективных подходов к системе оценки, развития и использования человеческого капитала на предприятиях.

Труд

Роль человеческого капитала для экономического роста и развития предприятий

Автор Юлия Читать 17 мин Опубликовано 20.10.2020

Современная наука и экономика предполагают, что существует прямая связь между экономической эффективностью организации в частности и государства в целом и уровнем расходов на человеческие ресурсы.

Результаты отдельных оценок инвестиций в человеческие ресурсы в США, например, показывают, что уровень таких инвестиций достигает 15% от валового внутреннего продукта. Таким образом, в Соединенных Штатах инвестиции в человеческие ресурсы превышают инвестиции в инструменты, инфраструктуру и здания.

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно описать как дисциплину, изучающую процесс улучшения качества человеческих ресурсов для обеспечения благополучия отдельного человека, эффективности организации и экономики в целом.

Человеческий капитал, как фактор роста и развития предприятий

Каждый человек проходит в жизни три основных этапа, на каждом из которых у него возникает потребность в расходах (потреблении) и, следовательно, источник дохода.

На первом этапе человек взрослеет и получает образование. Этот этап является решающим для всех. Образование и навыки, которые мы приобретаем на этом первом этапе жизни, не только определяют, кем мы становимся в обществе, но и дают нам возможность получать доход или зарплату до конца жизни. Эта способность зарабатывать называется человеческим капиталом.

Существует высокая корреляция между стоимостью полученного образования и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.

Вторая фаза жизни — это экономически продуктивная фаза, когда человек работает и получает зарплату.

Третий этап — это жизнь после выхода человека на пенсию.

Большинство зарубежных и российских экономистов признают тот факт, что инвестиции в образование являются важнейшим видом капиталовложений и источником накопления национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что стоимость российского человеческого капитала значительно выше стоимости изношенного и устаревшего основного капитала.

Эти выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, которая увеличилась с 10% в XVII и XVIII веках до 33% в начале XX века.

Теории человеческого капитала, Человеческий капитал в экономике: общий и специальный

Успешник

Человеческий капитал это в экономике главный фактор развития государства

Сегодня, в основном благодаря компьютеризации экономики, она продолжает быстро расти, достигая в некоторых странах 70 %.

Первоначально инвестиции в человеческий капитал были настолько малы, что говорить об интегрированных инвестициях в этот вид ресурса было абсурдно. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали появлению концепции человеческого капитала с середины XX в. Понимание выгоды от инвестиций родителей в образование своих детей стало важной концепцией человеческого капитала.

  1. Зарождение и развитие теории человеческого капитала
  2. Человеческий капитал
  3. Особенности человеческого капитала
  4. Классификация человеческого капитала
  5. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала
  6. Стадии жизни и человеческий капитал
  7. Современные тенденции развития человеческого капитала

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Эксперты отмечают, что существует прямая зависимость между величиной ВВП и уровнем образования населения. Чем выше уровень образования, тем лучше страна.

Поэтому государственные расходы на образование населения позволяют нам ожидать увеличения валового внутреннего продукта в будущем.

Создание новых знаний ведет к разработке новых технологий, которые приводят к созданию инновационных и коммерчески успешных продуктов. В связи с этим инвестиции в образование можно рассматривать как образовательный капитал.

Растущая степень интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в высококвалифицированном труде, поскольку его влияние на результаты производственной деятельности становится максимальным. Концепция современного управления эффективностью производства направлена на изменение роли персонала с работников на партнеров.

Выражением этих изменений является участие работников в управлении производством, вознаграждение работников акциями компании и вовлечение работников в совершенствование процесса производства и управления.

Современные тенденции развития человеческого капитала

Человеческий капитал это в экономике главный фактор развития государства

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий