РСЧС: расшифровка, структура и задачи. Какие структуры образуют рсчс?

Постоянно действующие органы управления РСЧС формируются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Постоянными административными органами RSChS являются:

РСЧС: расшифровка, структура и задачи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждому из нас важно знать, что в случае природной или техногенной катастрофы мы не останемся одни.

Как правило, везде в мире государство берет на себя задачу предотвращения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий. В Российской Федерации эту задачу выполняет РКНПК.

РСЧС

Сегодня мы поговорим о том, что такое RSChS, как он расшифровывается, как он структурирован и каковы его основные задачи.

РСЧС – это…

РСЧС — это аббревиатура Российской системы чрезвычайных ситуаций, но это лишь сокращение части названия.

Полное название системы, созданной в 1992 году, — «Российская комплексная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласитесь, что аббревиатуру «RESPLCHS» довольно сложно произнести. По этой причине была выбрана аббревиатура RSES.

Сегодня название изменилось еще больше: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Постановление Правительства № 794 от 30.12.2003), но аббревиатура осталась прежней: RSChS.

RSChS был основан с целью объединения различных организаций и учреждений для оптимизации задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Это означает, что в случае чрезвычайной ситуации единый командный центр немедленно начнет координировать и направлять действия спасателей, медицинской помощи, служб жизнеобеспечения и т.д.

Задачи РСЧС

Основные задачи RSChS:

  1. предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
  2. минимизировать возможные последствия ЧС;
  3. ликвидировать ЧС.

Функции

Если мы детализируем задачи всех служб в системе, то получим целый список действий, которые необходимо выполнить:

  1. разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
  2. обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
  3. проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
  4. координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
  5. ликвидировать последствия ЧС;
  6. изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
  7. создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
  8. создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
  9. поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.

Принципы, заложенные в основу создания РСЧС

В основу подготовки РСЭС легли следующие принципы:

  • защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Более подробную информацию о деятельности RSChS можно найти по следующей ссылке.

Задачи РСЧС

В соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», основными задачами РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  История появления и применения боевого кистеня. Кистень что это такое?

Структура (схема) и уровни РСЧС

Организационная структура РСЧС состоит (см. схему) из территориальной и функциональной подсистем и включает пять уровней:

  • федеральный;
  • межрегиональный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • объектовый.

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

RSChS состоит из двух подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории и состоят из подразделений, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Подразделения (муниципального уровня) создаются в муниципалитетах (районах, поселениях) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории.

Задачи, организация, состав сил и средств, а также режим функционирования территориальных подсистем и муниципальных образований определяются соответствующими положениями, принимаемыми компетентными руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных агентствах, федеральных организациях и организациях Российской Федерации для организации работы по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и в закрепленных за ними отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил, средств и порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Структурная схема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Структурная система РСЧС

Федеральный уровень включает в себя органы управления, силы и средства централизованного руководства федеральных органов исполнительной власти. Межрегиональный уровень РСЧС формируется путем разделения территории Российской Федерации на 6 регионов. Формируются следующие регионы RSChS: Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Красноярск) и Дальневосточный (Хабаровск). Каждый регион включает в себя территории нескольких субъектов Российской Федерации. Региональный уровень включает органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, развернутых на их территориях. Муниципальный уровень включает территории муниципалитетов, а объектный уровень — территорию предприятия, учреждения, организации. На каждом уровне РСЧС имеются координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально отвечающие за решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные запасы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Задачи РСЧС

Проверка сил РСЧС.

Основными задачами RSChS являются:

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области и защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при возникновении ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Организационная структура РСЧС (схема)

Организационная структура RSChS показана на схеме:

Cтруктурная схема единой государственной системы предупреждений и ликвидации чс.

Он состоит из двух подсистем и имеет пять уровней.

Уровни РСЧС

Пять уровней структуры RSChS:

  • Федеральный уровень. Это высший ярус, представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный уровень. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
  • Региональный уровень. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный уровень. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый уровень. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Подсистемы РСЧС

Команда МЧС в химзащите

Единая система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем:

  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  • Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных агентствах, федеральных организациях и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и в закрепленных за ними отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, а также порядок работы функциональных подсистем РСЧС определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

  10 лучших российских средств ПВО: зенитно-ракетные системы и комплексы в действии. Система пво что это?

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их действий определяются положениями, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории и состоят из подразделений, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. В муниципалитетах (районах, поселениях) создаются подразделения (муниципального уровня) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории. Задачи, организация, состав сил и средств, а также режим функционирования территориальных подсистем и муниципальных объединений определяются соответствующими положениями, принимаемыми компетентными руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Управление РСЧС

Команда МЧС несет пострадавшего на учениях

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами RSChS являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке уполномоченный представитель

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по гражданской обороне и пожарной безопасности (КГОПБ), определение их компетенции, утверждение руководителей и их персонального состава осуществляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или объединениями.

Полномочия КВПБ, а также процедура принятия решений определяются в указах или постановлениях о его создании. КФС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляют соответственно руководители этих органов и организаций или их заместители.

Постоянно действующие органы

Отряд спасателей МЧС.

Постоянными административными органами РКНХС являются следующие:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координационные органы РСЧС

В их состав входят: комитет по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) и пожарной охране федерального органа исполнительной власти, подведомственный орган исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления и подведомственные организации.

57

Принципы, лежащие в основе РСЧС

Подготовка сил РСЧС.

В основе создания RSChS лежат следующие принципы:

  • все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ подлежат защите от ЧС;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», то есть факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
  Боевая машина пехоты БМП-3, описание и характеристика. Какие задачи боевых машин?

Организационная структура РСЧС (схема)

Организационная структура RSChS показана на схеме:

Cтруктурная схема единой государственной системы предупреждений и ликвидации чс.

Он состоит из двух подсистем и имеет пять уровней.

Уровни РСЧС

Пять уровней структуры RSChS:

  • Федеральный уровень. Это высший ярус, представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный уровень. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС.
  • Региональный уровень. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный уровень. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый уровень. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Подсистемы РСЧС

Команда МЧС в химзащите

Единая система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем:

  • Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  • Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных агентствах, федеральных организациях и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и в закрепленных за ними отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, а также порядок работы функциональных подсистем РСЧС определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их действий определяются положениями, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории и состоят из подразделений, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. В муниципалитетах (районах, поселениях) создаются подразделения (муниципального уровня) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на их территории. Задачи, организация, состав сил и средств, а также режим функционирования территориальных подсистем и муниципальных объединений определяются соответствующими положениями, принимаемыми компетентными руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Пульты управления КЧС отслеживают ситуацию в контролируемой ими зоне 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Высшим органом власти является Центральное командование. В субъектах и муниципалитетах существуют центры и филиалы, которые предоставляют сервисные и диспетчерские услуги. Диспетчерские отделы расположены в помещениях.

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Для предотвращения и ликвидации различных видов бедствий созданы службы мониторинга и аварийные подразделения. Силы и средства RSChS включают:

Постоянно действующие органы РСЧС

Автоматизированная информационно-управляющая система служит основным средством связи и координации. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует информацию из различных источников. Спасательные подразделения оснащены современным оборудованием: видео- и акустическими устройствами для поиска пострадавших, радиолокационным оборудованием, пневматическими, гидравлическими и другими инструментами.

Координирующие органы РСЧС

Средства чрезвычайного фонда Российской Федерации используются для ликвидации последствий и оказания материальной помощи пострадавшим.

Органы РСЧС повседневного управления

органы управления РСЧС

Силы и средства РСЧС

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС. Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования. В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.
Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий