Из-за закрытого и строгого китайского режима, а также запрета на общение с внешним миром для жителей Восточного Туркестана невозможно получить точные данные о том, что происходит с уйгурами в Китае.
Нация из одного человека и выходцы из Китая, пишущие по-русски: удивительные коренные народы СНГ
Каждый год 9 августа отмечается необычный праздник — Международный день коренных народов мира. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы ООН по коренным народам. У этого праздника много целей, главная из которых — привлечь внимание к проблемам коренных народов всего мира и способствовать сохранению их национальной культуры, традиций, языка и т.д.
Коренные народы живут повсюду — на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Скандинавии, на Кольском полуострове и в Новой Зеландии. Сегодня в 90 странах мира проживает более 476 миллионов представителей коренных народов, что составляет 6,2% населения планеты. Но несколько слов предостережения: коренные (или малочисленные) народы следует отличать от коренных племенных народов. Например, русские, татары, башкиры, чуваши и многие другие народы России являются коренными народами, но есть и малочисленные коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: эвенки (не путать с эвенами), ханси, манчи, саамы и многие другие.
Таким образом, коренной народ может быть представлен как миллионами людей, так и буквально двумя-тремя — как в случае с кереками, которых на земле осталось всего четверо. Но каким бы маленьким ни был каждый коренной народ, он является носителем уникальной культуры, традиций и обычаев, которые стоит сохранять и передавать из поколения в поколение.
В этом году страны СНГ отмечают 30-летие образования Содружества Независимых Государств (СНГ). В честь этой даты «МИР 24» рассказывает о культуре, языках и традициях народов, населяющих Содружество, а также о самых красивых и удивительных местах СНГ.
Сегодня мы расскажем вам самые интересные и необычные факты о коренных народах, проживающих в России и других странах СНГ.
Юги: один в поле воин
В прологе мы уже упоминали о черекцах — небольшом палеоазиатском народе, проживающем в Беринговском районе Чукотской автономной области. Кереки называют себя Анкалгакку, что означает «прибрежные люди». До недавнего времени этот народ считался самым малочисленным коренным народом России: по данным переписи 2010 года, на планете проживало всего четыре человека. Однако в России есть один народ, которому удалось побить этот печальный рекорд — юги. Теперь в мире остался только один представитель народа.
Сами юги называли себя югинами или юганами, известны также устаревшие названия — дуканы, остяки, симе остяки и симе кетяки. Юги раньше жили в Туруханском районе Красноярского края.
Традиционные занятия кувшинов те же, что и у большинства сибирских народов: охота и рыболовство. Поэтому основными продуктами питания являются мясо, рыба, ягоды, коренья и мучные черви. Известно также, что юги разводили домашний скот, в основном коз. Для проживания они строили либо конические жилища, либо полуземлянки с деревянными каркасами.
Как и кеты, юги также принадлежат к енисейским народам. Юги — далеко не единственный енисейский народ, чье время прошло бесследно. Асанты, котты, арины, пумкопольцы — все эти этнические группы, жившие когда-то на берегах Енисея, давно забыты. Согласно историческим документам 17 века, в енизскую языковую группу входили также буклины, байкоты, ярины, ястины, ашкиштимы и койбалкиштимы. Однако сегодня от них ничего не осталось, кроме нескольких личных имен. В Атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО, язык юга также числится как мертвый. В результате в России и во всем мире остался только один генуэзский народ — уже упомянутые кеты. И только один, последний Юган.
Казахстан — одна из самых малонаселенных стран в мире: плотность населения составляет менее 7 человек на квадратный километр. В то же время Казахстан — многонациональная страна, в которой проживает более 125 наций и народностей. Помимо казахов, составляющих большинство населения, здесь живут русские, узбеки, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, киргизы, евреи, армяне, грузины и многие, многие другие. Самыми малочисленными и редкими народами, проживающими на территории Казахстана, являются алеуты, абазины, вепсы, долганы, ижорцы, коми, крымцаки, ливы, манси, нанаки, ненцы, негидальцы, нивхи, орочи, рутульцы, селькупы, тувинцы, удэгейдцы, ульчи, чахуры, чуванцы, чукчи, эвенки и японцы.
Уйгуры: оседлые кочевники Казахстана
Многоэтнический состав населения на территории современного Казахстана начал формироваться в середине XV века, во времена Казахского ханства. Именно в это время казахи окончательно отделились от тюркских и частично монгольских племен и стали независимым народом.
Уйгуры — один из самых густонаселенных народов Казахстана. Они являются пятой по численности этнической группой в республике после казахов, русских, узбеков и украинцев. В настоящее время в стране проживает более 240 тысяч уйгуров (1,53% населения). Исторической родиной уйгуров является Синьцзянский автономный район КНР, ранее называвшийся Восточным Туркестаном. Уйгуры принадлежат к тюркским народам и живут почти во всех странах Центральной Азии, но самая большая их община находится в Казахстане. Большинство уйгуров проживает в Алматы и Алматинской области (Енбекшиказахский, Уйгурский и Панфиловский районы).
Уйгуры — очень древний народ, первые упоминания об этом этнониме встречаются
Более того, у уйгуров довольно интересная история в плане их отношений с религией. Изначально этот народ был идеальным примером межрелигиозной гармонии: большинство уйгуров были буддистами, но были и те, кто исповедовал христианство, зороастризм, тенгрианство, манихейство и ислам. Однако в XIX веке весь Восточный Туркестан был исламизирован, после чего уйгуры утратили свое этническое самоопределение и стали называть себя просто «турками» или «мусульманами».
По словам путешественников, побывавших в Синьцзяне, в Синьцзяне существует трехуровневая система социальной классификации:
Что такое «социальный рейтинг» и как он работает
Граждане с «неустойчивым» статусом помещаются в концентрационные лагеря без суда и следствия.
- «безопасен» — таким статусом обладают только китайцы;
- «нейтрален» — статус уйгура, который ничем не выделяется и следует всем правилам;
- «небезопасен» — статус уйгура, который подозревается в причастности к исламу, имеет связи с иностранцами или просто считается подозрительным.
Несколько лет назад паспорта жителей СУАР, которые позволяли им выезжать за пределы страны, были изъяты и заменены удостоверениями личности. Удостоверение личности показывает социальную классификацию гражданина и содержит биометрические данные (отпечатки пальцев, ДНК и биометрические данные лица). Уйгуры обязаны предъявлять свои удостоверения личности при входе в общественные места, при переезде из одного района в другой. В зависимости от статуса и количества рангов, гражданину разрешается или запрещается вход в определенное место.
Мировое сообщество не знает всех факторов, из которых складывается социальная оценка человека, но можно предположить, что она формируется под их влиянием:
Концентрационные лагеря — это учреждения, куда направляются уйгуры с низким социальным статусом, которые, по мнению властей, нуждаются в реабилитации. Китайские власти называют эти учреждения учебными заведениями — они предназначены для обучения китайскому языку и профессиональным навыкам. Концентрационные лагеря создаются без суда и следствия и на неопределенный срок, что является фундаментальным нарушением основных прав человека. Международному сообществу очень трудно задокументировать эти прецеденты и оказать помощь задержанным, поскольку все уйгуры, проживающие за пределами СУАР, уже несколько лет как разорвали связи со своими родственниками по ту сторону китайского забора из колючей проволоки. Фактом является то, что в 2009 году, после массовых беспорядков в Синьцзяне, около года не было доступа в Интернет, чтобы предотвратить повторение подобных действий. После этого все действия жителей в социальных сетях тщательно отслеживались, чтобы уйгуры не могли писать о том, что с ними происходит на самом деле. В 2017 году, когда система социального рейтинга стала еще более жесткой, разговоры и переписка с людьми за пределами Китая были полностью запрещены. Автор этой статьи также потерял все контакты с родственниками из Китая:
- поведения в городе, фиксируемого камерами;
- высказываний человека в интернете и в личных переписках;
- законопослушности;
- наличия связи с иностранцами;
- подозрений в религиозности;
- финансового положения и кредитной истории;
- посещения нежелательных мест и мероприятий;
- доносов и жалоб от соседей и иных граждан.
Концентрационные лагеря
В 1950-х годах, после периода сильного советского влияния в Восточном Туркестане, началась большая волна эмиграции уйгуров в Советский Союз. Это способствовало появлению большой уйгурской диаспоры в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. После советско-китайского раскола Советский Союз, который раньше сотрудничал с Китаем по уйгурскому вопросу, изменил свою позицию по поддержке Китая в подавлении уйгурских восстаний — СССР теперь поддерживал революционные устремления уйгуров. Таким образом, с помощью СССР в СУАР в 1960-х годах была создана Народно-революционная партия Восточного Туркестана. Его целью было создание независимой коммунистической уйгурской республики, но после неудачных протестов в конце 1960-х годов он потерял силу и был распущен в 1989 году, не достигнув своей цели. Вторая половина двадцатого века была относительно спокойной, и следующий крупный переломный момент в истории этой борьбы произошел только к концу века.
Вторая половина ХХ века
Возмущенные таким грубым вмешательством в жизнь людей, активисты вышли на улицы с транспарантами. Власти оказали ожесточенное сопротивление, и в те дни многие простые, неравнодушные уйгуры были трагически убиты. Несмотря на народное сопротивление и большое количество погибших, китайские власти запретили уйгурам проводить митинги в Мешрапе. Таким образом, шаг за шагом уйгуры лишались своего культурного кода и национальной идентичности.
В 1997 году в СУАР произошли массовые беспорядки и восстания молодежи, которые вошли в историю как «Кульджинские события». Их причиной стал запрет китайских властей на проведение уйгурами их традиционных мужских встреч под названием «мэшрэп» .
В 2000-х годах в истории уйгурского сопротивления произошло еще много ярких событий, после которых СУАР стал превращаться в «цифровой концлагерь».
XXI век
В 2008 году произошли беспорядки в связи с запретом на ношение женщинами мусульманских платков и смертью известного уйгурского бизнесмена в полицейском участке. В 2009 году в Урумчи прошли крупные акции протеста против убийства китайцами уйгурских фабричных рабочих. В то время раздавались многочисленные призывы к протестам и росту антикитайских настроений среди населения. Уличные беспорядки привели к погромам, в ходе которых были сожжены сотни автомобилей и нанесен огромный ущерб городу. Организаторы и активисты этого протеста были жестоко наказаны — некоторые были казнены, другие приговорены к пожизненному заключению. Восстания 2008 и 2009 годов привели к затемнению СУАР, введению все более жестоких методов репрессий и превращению СУАР в большой концентрационный лагерь.
Сегодня уйгуров можно разделить на два типа:
Судьбы уйгуров, разбросанных по миру
Судьба уйгуров Суара наиболее трагична по известным причинам. Ярким примером является судьба известного талантливого уйгурского музыканта Абдурахима Хейита, который был арестован без суда и следствия в 2017 году за использование фразы jenglerde shehit («жертвы войны») в своей песне «Atilar» («Отцы»). С тех пор Хаит содержался в концентрационном лагере, а в 2019 году прошел слух, что он там умер. Затем китайские власти опубликовали видео, на котором Хаит говорит, что с ним все в порядке, но проверить подлинность этого видео невозможно.
- те, кто остались в СУАР и живут сейчас там, подвергаясь пыткам и угнетению (большинство, около 12 млн человек);
- те, кто в тот или иной период уехали из Китая и образовали общины в других странах (меньшинство, около 1 млн человек).
Уйгуры в Китае
Абдурехим Хейит родился в Кашгаре в 1964 году. Он является одним из величайших в мире виртуозов игры на уйгурском струнном инструменте — дутаре. Он посвятил свою жизнь популяризации уйгурской музыки и продвижению дружбы между этническими группами, проживающими в Китае.
Песня «Атилар», за которую Хаит была арестована
Видео Хаит из лагеря
В Казахстане проживает самая большая уйгурская диаспора в мире — около 275 000 уйгуров. Уйгуры в Казахстане живут в основном в южной части страны, в Алматы, в Алматинской области и в Заркенде. В Алматы есть целые уйгурские кварталы с курсами уйгурского языка, государственный уйгурский театр, уйгурские кафе и рестораны, магазины уйгурской одежды и уйгуро-дунгарская мечеть.
Уйгурская диаспора Казахстана
В истории уйгуров с 1860 года было несколько волн переселения в Казахстан, все они были связаны с ужесточением китайского гнета. Уйгурам было нелегко обосноваться в чужой стране, хотя они были тепло и радушно приняты своими казахскими братьями и сестрами. Из-за тяжелого экономического положения, отсутствия жилья, образования и незнания русского языка, на котором говорят в Казахской ССР, большинство прибывших сюда уйгуров устроились на работу на фабрики мыть полы и работать грузчиками. Однако эти трудолюбивые люди сумели дать своим детям хорошее образование, и сегодня среди уйгурской молодежи Казахстана много образованных и культурных людей. Жизнь уйгуров в Казахстане и в других постсоветских странах, где их численность значительно меньше, мало чем отличается от жизни коренного населения.
Уйгурская диаспора в ЕС и США не так велика, но там много молодых уйгуров, которые чтят свою культуру, создают проекты для своего народа и дают миру возможность познакомиться с ними.
Уйгуры в США и Европе
Например, уйгурский режиссер, танцор и этномузыколог Мукаддас Миджит родился в Урумчи, а сейчас живет во Франции. Он снял четыре документальных фильма об уйгурской культуре, записал видео с уйгурскими поэтами, читающими стихи в переводе на английский язык, и начал вести подкаст WEghurStories, в котором представляет интересных уйгурских ораторов.
Мукаддас Миджит читает стихотворение уйгурского поэта.
Как мусульманское государство, Турция протянула руку помощи своим уйгурским братьям и сестрам. Сегодня система получения вида на жительство для уйгуров в Турции упрощена, а процесс трудоустройства облегчен. Уйгуры, подвергающиеся преследованиям, могут искать убежище в Турции и рассчитывать на безопасность и возможную поддержку своих турецких братьев и сестер. Диаспора в Турции невелика, но ее численность растет.
Уйгурская диаспора Турции
Уйгуры — довольно древний народ. Это коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае. Они говорят на своем языке, уйгурском, и их религия — суннитский ислам. Они классифицируются как европеоиды с небольшой монгольской примесью.
Уйгуры
Уйгуры
Общая численность населения сегодня составляет около 10 миллионов человек. Из них более 9 миллионов живут в Восточном Туркестане/САР, а также в крупных городах на востоке Китая. Небольшой анклав из примерно 7 000 уйгуров также существует в провинции Хунань на юго-востоке Китая, где они живут уже несколько веков.
Примерно 500 000 уйгуров за рубежом живут во многих странах, но большинство из них проживает в республиках Центральной Азии, где центральноазиатская община насчитывает около 350 000 человек.
Центральноазиатская община насчитывает около 350 000 человек, из них 250 000 в Республике Казахстан и 250 000 в Кыргызской Республике.
Расселение в современном мире и численность
250 000, в Кыргызской Республике
60 000 — в Узбекистане ~ 50 000 — в Туркменистане ~ 3,000.~Существует большая уйгурская диаспора в Турецкой Республике — около 40 000 человек и в Королевстве Саудовская Аравия — 30 000 человек.~ Уйгурские общины также существуют в Пакистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии и Австралии. Уйгурские анклавы расположены в таких городах, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек и Мюнхен.~Для уйгурских общин характерна традиционная самоорганизация в форме маллехов, возглавляемых избранными старейшинами жигит-беши. Все общины, как правило, являются членами уйгурских ассоциаций, головной организацией которых является Всемирный уйгурский конгресс.
В категории III-IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династических хрониках называется гаогюй (буквально «высокие повозки»). В V веке в китайских источниках появляется новое название этой федерации — Теле (tegreg «повозка с лошадьми»). Значительная группа картских племен мигрировала на запад в степи Казахстана и юго-восточной Европы. Те, кто остался в степях Центральной Азии, были покорены тюрками и стали частью их государства.~Основные территории племен теле в то время находились в Джунгарии и Семиречье. Однако в 605 году, после того как западный тюрк Чурин-каган вероломно избил несколько сотен вождей Теле, уйгурские лидеры перебрались в горы Хангай, где образовали отдельную группу, названную китайскими историками «Девять племен» (Токуз-огузы).
С 630 года, после падения первого тюркского ханства, токуз-огузы стали важной политической силой, а лидерство внутри этого племени перешло к десяти племенам уйгуров во главе с племенем яглакаров. В V. — VIII. века уйгуры входили в состав Джурдженского, а затем Тюркского ханства.
История
Процесс этнической унификации уйгуров завершился в VIII веке. Век после распада Тюркского каганата и установления раннефеодальной системы.
«Вельможи, чиновники и прочие докладывали: «Ты, небесный царь, сидишь на драгоценном троне без мужского достоинства, и нужно найти помощника, способного мерой управлять морем и горой: … Законы и заповеди должны быть даны: Мы должны надеяться на милосердие и доброту небес». Другими словами, исполнительная и судебная власть была отобрана у хана, а политика была передана под контроль «небесной благодати», т.е. манихеев. Союз племен был преобразован в теократию.
В 840 году власть в каганате была возвращена племени яглакар на 7 лет. В 840 году уйгурское государство распалось из-за сложных внутренних политических и экономических причин, а также из-за внешнего вторжения древних кыргызов.
Часть уйгуров мигрировала в Восточный Туркестан и Западный Ганьсу, где были созданы три независимых государства с центрами в Ганьсу, около современного города Зангие, Турфанском оазисе и Кашгаре.
Караханидское государство в Кашгаре и уйгурское государство Турфана Идикуц Кочов Турфан существовали более 400 лет.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, в основном ирано-итохарийское население, переняв их язык и культуру и, в свою очередь, традиции земледелия и некоторые занятия оазиса. В этот период буддизм и позднее христианство (несторианство) распространились среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых были манихейство и шаманизм. В тот же исторический период, начиная с X века, ислам распространился среди уйгуров Кашгара, Яркенда и Хотана. К 16 веку ислам вытеснил другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
Древняя уйгурская письменность была заменена с принятием ислама.
К этому периоду относится возникновение современной уйгурской нации с новым уйгурским языком. Политическая и административная дезинтеграция в период 15-16 гг. н.э., а также различные другие причины привели к тому, что этническое обозначение «уйгур» практически не использовалось и вскоре было заменено религиозной идентичностью. Уйгуры в основном называют себя «мусульманами», а также в соответствии с регионом своего происхождения — Кашкарлык (Кашгария), Хотанлык (Хотанлык) и т.д. — или по роду занятий — Таранчи (фермер).
Деление ранее единого
Антропологически уйгуры представляют собой смесь монгольских и кавказских племен. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры на 60% состоят из европеоидов и на 40% из монголов. По их оценкам, возможное событие смешения произошло примерно 126 поколений назад, 2 520 лет назад 15 16. В другой научной работе Ли и Кид обнаружили лишь около 30 % кавказской примеси. 17 .
В результате целенаправленной государственной политики по миграции ханьцев, уйгурский этнический регион размывается ханьскими мигрантами. 80% уйгуров в СУАР проживают на юго-западе (в префектурах Кашгар, Хотан, Кызылсу-Киргизу и Аксу, а также на больших территориях в уездах Кумул, Турфан, Урумчи, Чугучак, Ор и Ломбнор).
. 18
Самый многочисленный тюркский народ и второй по численности мусульманский народ после хуэй (дунган) в Китае. Основной район расселения — северо-западная часть Китая (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район) и приграничные районы Казахстана и Кыргызстана. Общая численность населения составляет около 10 миллионов человек. Более 9 миллионов из них проживают в Восточном Туркестане/САР, где они составляют самую большую группу населения — 45% населения региона, а также в небольших общинах в крупных городах Восточного Китая. В провинции Хунань на юго-востоке Китая также существует небольшой анклав из примерно 7 000 уйгуров, где они живут уже несколько веков19 .
За пределами Китая около 0,5 миллиона уйгуров живут во многих странах, но большинство из них — в республиках Центральной Азии, граничащих с Китаем.
Антропология уйгуров
350 000 в Республике Казахстан.
Расселение и численность
250 000, в Кыргызской Республике60 000, в Узбекистане
Источник не определен 641 день, в Туркменистане
3,000.~ 50 000 — в Туркменистане ~Уйгурские общины также существуют в Пакистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, России, Японии и Австралии. Уйгурские анклавы расположены в таких городах, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек и Мюнхен. Для уйгурских общин характерна традиционная самоорганизация в виде мулл, возглавляемых выборными старейшинами: игит-беши (игит-беши). Эти общины часто являются членами уйгурских ассоциаций, головной организацией которых является Всемирный уйгурский конгресс.~Процесс формирования уйгурской нации был сложным и длительным. Их предки, кочевые племена Восточного Туркестана, играли важную роль в империи Хунну (III век до н. э. — IV век н. э.).~Предки уйгуров упоминаются в письменных источниках с III века нашей эры (включая Орхонские надписи VIII века). В III-IV вв. Е. принадлежал к объединению, называемому в китайских династических хрониках гаоцзюй (буквально «высокие колесницы»). В V веке в китайских источниках появляется новое название этого объединения — теле (tegreg «cartmen»). Значительная группа племен телегов мигрировала на запад в степи Казахстана и юго-восточной Европы. Те, кто остался в степях Центральной Азии, были покорены тюрками и стали частью их государства. Основные территории племен теле в то время находились в Джунгарии и Семиречье. Однако в 605 году, после истребления нескольких сотен вождей Теле западнотюркским Чурин-каганом, глава~Гумилев рассматривает этот эпизод как подъем манихейской теократии: …795 г. на престол с ограниченной властью был возведен приемный сын знатного вельможи Кутлуг. «Вельможи, чиновники и прочие докладывали: «Ты, небесный царь, бесславно сидишь на драгоценном престоле, и нужно найти заместителя, способного мерою управлять морем и горами: … Законы и заповеди должны быть даны; нужно надеяться на милость и благосклонность небес». Другими словами, исполнительная и судебная власть была отобрана у хана, а политика была передана под контроль «небесной благодати», т.е. манихеев. Союз племен был преобразован в теократию. 20
В 840 году власть в каганате была возвращена племени яглакар на 7 лет. В 840 году Уйгурское государство было распущено из-за сложных внутренних политических и экономических условий и внешнего вторжения древнего Кыргызстана. С тех пор войска Кыргызского каганата преследовали разбитых уйгуров и проникли вглубь Восточного Туркестана.~В 2019 году Китай опубликовал доклад «Противодействие терроризму и экстремизму и защита прав человека в Синьцзяне», в котором заявил, что за последние пять лет арестовал 13 000 террористов, распустил 1600 групп и изъял около 350 000 экземпляров незаконных религиозных материалов. В докладе добавляется, что китайский суд действовал в соответствии с законом и установил «правильный баланс между состраданием и жестокостью».
История
Западные страны и представители ООН обвинили Китай в нарушении прав человека, когда около миллиона синьцзянских мусульман, не совершивших никаких преступлений, были помещены в лагеря перевоспитания. Китай подтвердил их существование, но говорит, что они интегрируют людей в китайскую жизнь: Они учат язык, понимают законы, осваивают профессию.
Около 7,7 миллиона человек прошли через них в период с 2014 по 2019 год. Эти цифры предоставил сам Китай, который объяснил создание таких лагерей низким уровнем образования и слабой экономикой в Синьцзяне и связал эту ситуацию с отказом сепаратистов и религиозных экстремистов улучшить жизнь в регионе. По данным властей, за пять лет число рабочих увеличилось на два миллиона человек, и некоторые из них открывают собственные предприятия.
Китай отрицает, что преследует мусульман по религиозным мотивам, говорит о борьбе с терроризмом и называет Исламское движение Восточного Туркестана главной сепаратистской организацией. Эксперты ООН слышали от очевидцев, что синьцзянские мусульмане в этих лагерях отказываются от своих религиозных обрядов под угрозой физического насилия, изучают китайский язык, смотрят пропагандистские фильмы, поют песни коммунистической партии.
«Интересно, когда смотришь на все страны и города, где происходят необычные вещи, где существует особая ситуация с точки зрения власти, прав и угнетения. Например, если вы едете в Иран, вы гуляете там, и все в порядке. То же самое происходит и в Урумчи. Если не знать предыстории, не обращать внимания на количество полицейских, камер и сканеров, можно подумать: «Город как город. Он ведет обычную жизнь.
Никто не ходит с испуганными глазами и не прячется по углам. Люди живут. Во время войны люди тоже ходят и живут. Это типичный китайский мегаполис, где все довольно типично. Вы должны отделить вытеснение от повседневной жизни. Это совершенно не влияет на повседневную жизнь.
Китай отвечает и объясняет: это борьба с экстремизмом и поднятие слабой экономики в Синьцзяне. Лагеря = пансионаты
Это было неудобно, потому что я делал репортаж на эту тему. Каждая камера, каждый полицейский делали меня параноиком и напряженным. Если вы приехали просто посмотреть достопримечательности и поесть, вам все равно.
Я не видел там никаких незнакомцев. Меня никак не замечали — как будто меня не существовало. Незнакомец в толпе большого города.
Я мог разговаривать с людьми, но это было сложно, когда я хотел поговорить о безопасности: «Почему здесь так много камер?». Почему так много полицейских?» Люди сразу же меняли свое настроение и делали вид, что не понимают или даже не слушают. Это была странная реакция.
Я не видел, чтобы кого-то арестовывали или преследовали. Чтобы войти во двор или в здание, нужно отсканировать удостоверение личности или лицо, потому что все оснащено электронными замками. Есть много мест, где один человек открыл, а пять других проскользнули следом. Или там, где она сломана. Это довольно неприятно.
Но здесь нет ощущения тюремного города или чего-то страшного. Процессы, которые там происходят, невидимы даже для местного глаза. Если вы окажетесь в Урумчи, то, скорее всего, ничего не заметите».
Монолог белоруса, который ездил к уйгурам: «Это не выглядит как город-тюрьма. Процессы, которые там происходят, идут невидимо даже для местного глаза»
Синьцзян является крупным месторождением нефти и газа и самым важным регионом Китая по выращиванию хлопка. По данным НБК за 2018 год, на этот сектор приходится 83,8% от общего объема производства. Власти продвигают легкую промышленность в Синьцзяне и открывают новые текстильные фабрики. Возможно (бесплатно или дешево) складские рабочие будут использоваться для сбора хлопка.
Гульзира Ауелхан после освобождения из лагеря за три месяца работы на фабрике в 2022 году получила 230 юаней минус три тысячи рублей вместо обещанных 600. Это произошло во время ее задержания: «На фабрику нас привели рано утром, когда еще было темно. Это было похоже на лагерь — везде стояла вооруженная охрана.
Нас было около 500 человек, в основном уйгурские женщины и казахи. Мы работали по 11-12 часов в день с 40-минутным перерывом на обед. Было тяжело — мы старались помогать друг другу, чтобы выполнить свою дневную норму. Те, кто не справился, могут быть наказаны. Вечером мы вернулись в лагерь, где также проходили учения. Можно сказать, что они пытались промыть нам мозги.
В 2020 году австралийский Институт стратегической политики ASPI изучил спутниковые снимки. В нем документально подтверждено, что в период с 2017 по 2019 год Китай отправил не менее 80 000 уйгуров на работу в другие провинции на фабрики, связанные с мировыми брендами. Среди них Apple, Google, Microsoft, adidas, N
Один из кыргызских телеканалов показал репортаж на русском языке из Синьцзяна, в котором уйгурские представители рассказали о возможностях выращивания и поддержке, оказываемой китайскими властями.
Президент России Владимир Путин сообщил, что встречался с уйгурами, которые рассказали ему о поддержке со стороны китайских властей: «Они считают, что Китай много сделал для жителей региона в плане экономики, повышения уровня культуры и так далее. Как же мне посмотреть на ситуацию со стороны?».
В декабре 2021 года президент США Джо Байден подписал закон, запрещающий импорт хлопка из Синьцзяна. Теперь экспортеры должны доказать, что при добыче сырья не использовался принудительный труд.
Китай назвал это попыткой подорвать процветание и стабильность Синьцзяна и подавить развитие страны: «Обвинения в принудительном труде и геноциде в Синьцзяне — не что иное, как злонамеренная ложь, распространяемая антикитайскими силами».
Дипломатический бойкот Олимпиады, запрет на импорт хлопка из Синьцзяна в США, «Китай очень много сделал для людей» от Путина
Компании H&M, adidas и Nike заявили, что не будут использовать в производстве хлопок из Синьцзяна. В Китае последовал бойкот: китайские социальные сети наполнились призывами отказаться от продукции компании, некоторые магазины H&M были закрыты, а онлайн-продажи прекращены.
Это привело к падению их доходов на китайском рынке. Например, на фоне политической риторики китайского руководства продажи adidas на крупнейшей китайской платформе Tmall с апреля по 2021 год упали на 78% в годовом исчислении, а продажи Nike — на 59% в годовом исчислении.