Что такое басня. Что такое мораль басни?

В 18 веке Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. переводили сказки, в основном Эзопа, а также произведения европейских сказочников: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

Легендарный древнегреческий поэт Эзоп (ок. 600 г. до н.э.) считается основателем этого мифа. Его произведения дошли до нас в более поздних поэтических редакциях Фаэдра, Бабрия и Авиана. Аллегорическая форма повествования Эзопа называется «языком Эзопа».

Эзоп, скульптура

Эзоп, скульптура

  1. Наличие морали.
  2. Небольшой объём.
  3. Изображение одного события.
  4. Непродолжительное время действия.
  5. Преимущественно разговорный, простой язык.
  6. Диалогичность.
  7. Аллегорический (иносказательный) смысл.
  8. Несколько персонажей (обычно животные и растения).
  9. Типичность описываемой ситуации.
  10. Осмеяние общественных и человеческих пороков.

Особенности построения сюжета и композиции в басне

Структура мифа состоит из двух частей: сюжета и морального вывода (мораль, морализация). Длина этих частей может варьироваться. Моральный урок может быть как в конце (С.В. Михалков «Два друга»), так и в начале мифа (И.А. Крылов «Ворона и лисица»).

И. А. Крылов, «Ворона и Лисица», иллюстрация

И. Крылов, «Ворона и лисица», иллюстрация.

В мифе речь автора обращена к читателю. Диалог между персонажами присутствует почти всегда. Как правило, в таких произведениях высмеиваются человеческие недостатки и слабости социальной жизни (жадность, трусость, невежество и т.д.).

Художественные приемы в басне

Наиболее распространенной формой мифа является аллегория, когда автор использует образы растений, животных или других неодушевленных существ для иллюстрации какой-либо концепции. Образ лисы, например, часто предполагает хитрость, обман и хитрость; образ свиньи — невежество.

Кроме того, в мифах часто используется разговорный язык, который содержит множество просторечий и идиом. Баснописцы умело используют симилы, метафоры, пословицы и идиомы, уменьшения и преувеличения.

Для многих басен также характерна ирония — тонкая, завуалированная насмешка. В басне Крылова «Лиса и осел», например, лиса спрашивает осла: «Далеко ли, мудрый, ты бродишь, голова?». Но на самом деле лиса считает осла глупым.

Что это такое — определение и особенности жанра

Басня — это вид дидактической литературы, краткая форма эпоса (см. статью о литературных жанрах).

«Почему эпос?» — спросите вы: «Мы привыкли учить мифы наизусть, а они обычно написаны в стихах. Да, первые опыты в этом жанре были зафиксированы в «твердом» прозаическом тексте. Позже появились примеры, написанные гекзаметром.

Великий греческий писатель Эзоп оставил потомкам сообщения аллегорического характера (полные аллюзий и метафор), напоминающие притчи. Позже тексты сказок стали рифмоваться.

Что такое басня

Басня отличается от многих других рассказов следующими характеристиками:

  1. наличием морали в начале или конце произведения;
  2. аллегорическим смыслом;
  3. отсутствием привязки к хронотопу (т.е. конкретному художественному времени и пространству).

Басня это

Для описания человеческих недостатков автор басен использует фиксированную систему персонажей-животных, каждый из которых обладает той или иной характеристикой:

Осел — упрямство, Лиса — аллегория хитрости, Кролик — трусость или слабость, Волк — злость, Свинья — грубость, Стрекоза — легкомыслие, Муравей — трудолюбие, Орел — великолепие.

Тонкости не важны. Каждая черта характера обобщена и преувеличена, что придает рассказу сильное моральное послание о событиях, выдуманных автором.

Хотя в рассказе речь идет о животных, птицах и насекомых, нам всегда ясно, что он о людях. Это средство называется аллегория.

Миф обычно состоит из двух частей:

  1. Повествовательной, которая сближает ее со сказкой.
  2. Поучительной, которая называется мораль (что такое мораль читайте в отдельной статье). Она позволяет автору выразить свое собственное отношение к рассказанному в басне (донести до читателя авторскую идею).

На заре рождения жанра басни

Первые мифы были записаны в 5 веке до нашей эры в Древней Греции. Их автор, вышеупомянутый Эзоп, оставил после себя, например, историю о лисе и винограде.

Веласкес Эзоп

Аллегория, дошедшая до ушей избранных, была единственным средством для автора мифа свободно выразить свои мысли.

  Толстой Лев Николаевич. Когда родился лев николаевич толстой?

С тех пор завуалированное повествование, содержащее намеки на конкретных людей, события и происшествия, называют «языком Эзопа».

В I веке до н.э. поэт Гораций прославился в Древнем Риме своими мифами. К сожалению, его сказочное наследие сохранилось лишь в нескольких экземплярах. А на пороге нового времени римский Фаэдр стал не менее известным автором дидактических произведений.

Один из древнейших литературных памятников, индийский эпос «Панчатантра» III века нашей эры, состоит из коротких поучительных историй, связанных общей идеей и сюжетом. Великое индусское Пятикнижие состоит из следующих томов:

  1. Утрата дружбы.
  2. Обретение друзей.
  3. Сказание о войне между воронами и совами.
  4. Утрата приобретённого.
  5. Опрометчивые деяния.

Слон и заяц

Равен и его друзья проходят через всевозможные испытания и совершают поступки, результаты которых не всегда соответствуют их ожиданиям. Панчатантра» — это живая энциклопедия человеческих манер, содержащая советы для всех жизненных ситуаций.

В произведении греческого поэта Гесиода «Проблемы и дни» есть отрывки, которые напоминают басню. Притча о надменном соколе и одаренном соловье описывает жестокость тиранов. Сокол передает моральное послание. Важность Гесиода как романиста заключается в том, что он основал традицию социального обличения.

Жанр пережил свой расцвет в России в конце XVIII века. В произведениях А. Кантемира, А. Сумарокова и В. Тредиаковского мы находим произведения дидактического содержания, направленные против невежд (кто это?), дураков, лжецов, взяточников и других ущербных существ этого мира.

Мифы Хемницера гораздо ближе к языку девятнадцатого века. Поэт начинает использовать свободный стих, делает строфу (что это такое?) короткой. Это не случайно. А. Крылов называл поэта своим «другом».

Басни И. Дмитриева, претендовавшего на славу «первого сказочника», оказались искусными, но не такими оригинальными и живыми, как у известного русского сказочника Крылова.

Крылов

Последние реформировали язык поэзии, распространяя простые слова (диалекты) и выражения, пословицы, идиомы и разговорные акценты. Крылов сам научил себя этому мастерству.

Басня, считавшаяся «низким» жанром согласно «Теории трех штилей» Ломоносова, показала сообществу писателей и читателей, что на основе национального материала можно блестяще построить оригинальное литературное произведение.

В баснях Крылова воплотился дух русского народа, тот фольклорный элемент, из которого возник жанр.

Во второй половине девятнадцатого века поэтические формы уступили место важным прозаическим жанрам: роману, новелле и эпопее. Спорадически писатели обращались к мифу, как, например, Лев Толстой в своей «Азбуке для крестьянских детей».

Но двадцатый век, который хотел выковать новую советскую идеологию, нуждался в собственном романисте. Демьян Бедный стал

Какое значение басни?

В своих баснях Крылов высмеивал и разоблачал все, что было враждебно и чуждо нравственным понятиям русского человека. Непреходящая ценность его мифов заключается в том, что они выражают общечеловеческие идеалы, сохранившие свою актуальность и по сей день.

Жадность, скупость, корысть, эгоизм, вмешательство, ложь, беспечность, тщеславие, лицемерие, хвастовство, безразличие к несчастьям других, хвастовство, самомнение, клевета, лень, неблагодарность — вот лишь некоторые из человеческих слабостей и недостатков, которые сделали автора мифа смешным.

Таким образом, басни Крылова были очень поучительны для его юных читателей. Именно поэтому многие его произведения вошли в круг детского чтения. Что такое миф? Согласно словарю, это «короткая, обычно поэтическая, нравоучительная история».

Другими словами, это история с моральными уроками о внутренних духовных или душевных качествах человека, основанных на идеалах добра, справедливости, долга, чести и так далее. Героями в мифах могут быть люди, животные, растения или предметы, наделенные определенными человеческими качествами.

Крылов обратился к мифу как к наиболее популярному и понятному жанру. На вопрос, почему он пишет басни, Крылов ответил: «Этот жанр понятен всем: Их читали и слуги, и дети.

Сатира Крылова, пусть и облеченная в сказочные аллегории, нанесла резкий и меткий удар по порокам и уродствам не только современного общества, но и социальной системы, основанной на частной собственности и корысти.

  Антуан де Сент-ЭкзюпериМаленький принц. Кто написал маленький принц?

В мифе используется система аллюзий, иносказаний, обычно называемая «апософическим языком». Апософский язык» служил для маскировки сатиры. Читатель прекрасно понимал, что мифы о львах и волках, ослах и лисах — это не абстрактные аллегории или мифические животные, а конкретные исторические личности.

Но дело в том, что сатирическое обобщение в мифах Крылова всегда гораздо шире, чем реальные обстоятельства, приведшие к возникновению того или иного мифа. Особенность мифов Крылова в том, что ему удалось соединить в образах животных качества, присущие им как представителям животного мира, с теми типичными качествами, которые отличают человека.

В этом тонком сочетании, в реалистической правде и полноте каждого образа заключается замечательное искусство писателя. В фигурах его басен — львах, волках, лисах, ослах и т.д. — Он всегда показывает их естественное животное происхождение и в то же время наделяет их теми типично человеческими чертами, которые в их «животном» облике проявляются особенно сильно и сатирически остро.

Наибольшей конкретности и выразительности Крылов достигает в мифах, главными героями которых являются люди. Μ

Миф — это действительно герой — герой с человеческим характером. Они ведут себя как люди. Лиса умна, змея хитра. Гусь обычно приравнивается к глупости. Льву приписывают мужество, храбрость и доблесть. Сова считается мудрой, а баран или осел — упрямым. Каждая из фигур обязательно обладает только одним человеческим качеством. Морализированная естественная история животных в мифах в конечном итоге была собрана в серию сборников, известных под названием «Физиолог».

Учитель часто использует вопросы, чтобы проверить, усвоили ли ученики материал дома. Дети должны дать правильные ответы. Здесь вы найдете вопросы по пунктам по мифу «Свинья под дубом»:

Если вы прочитали рассказ, вам не составит труда ответить на все эти вопросы, чтобы вы были готовы к уроку.

Жизненные проблемы, высмеиваемые в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство и жадность. Каждый из нас может найти в мифах персонажа, похожего на себя. Все ситуации, описанные в этих сатирических рассказах, очень реалистичны и правдоподобны. Это ирония, потому что она учит нас не только изучать свои ошибки, но и самосовершенствоваться. Чтение таких юмористических произведений очень положительно влияет на психическое здоровье.

Помимо прочего, в баснях высмеивается политическая система государства, социальные проблемы общества и общепринятые искаженные ценности.

Животные басни

Читайте также: Главные герои «Человека в футляре» Характеристика героев пьесы Чехова.

Четыре друга — обезьяна, козел, осел и медведь — собираются вместе, чтобы играть на музыкальных инструментах. Они решили играть квартетом, хотя у них не было такого таланта.

  1. Кто пытался предостеречь Свинью от ее действий?
  2. Что именно ела свинья на дереве?
  3. Что высмеивает Крылов в данной басне?
  4. Применима ли мораль басни в современном обществе?

Они достали свои инструменты, взяли ноты и начали играть. Музыканты сидели на лугу. Они играли на скрипках, альтах и басах, но ничего не происходило. Обезьяна подумала, что они сидят не так, как надо, и поэтому музыка не работает. Она начала расставлять всех по местам и двигалась сама.

Животные успокоились и снова начали играть со своими луками. Но, к удивлению, им это не удалось, результат был тот же. Теперь осел сказал, что необходимо, чтобы все они сидели рядом друг с другом. Они сели в ряд, но квартет снова не выдержал. Друзья начали спорить о том, что им делать и как сидеть. Было много шума и суеты, и соловей прилетел посмотреть на происходящее.

  Краткое содержание «Бедная Лиза». Кто написал бедную лизу?

Музыканты попросили сладкую птичку рассадить их так, как они хотят, потому что они не могли составить квартет, хотя все инструменты и ноты были на месте.

— Дедушка, в какой стране говорят на языке Эзопа? — спросил однажды Костя.

басня это герои

Пересказ басни «Квартет» Крылова

— Почему вы думаете, что на языке Эзопа говорят в какой-либо стране? — спросил дедушка.

— Я читал книгу о шпионах, — охотно ответил Костя, — там один шпион говорит другому, что для безопасности они будут говорить друг с другом на эзоповом языке. Существует ли такая страна, Эзопия?

— А, в том-то и дело, — улыбнулся дед, — тогда все понятно. Но ваши шпионы не совсем необразованные.

Эзопов язык» на самом деле является литературным термином и обычно используется в баснях.

— О, миф! — Костиа поднялся. — Мне нравятся мифы Крылова! Но какое отношение к этому имеют Эзоп и его язык?

Русские басни. Басня как литературный жанр

— Ну, — ответил дедушка, — потому что у них богатая и интересная история, о которой стоит рассказать.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Какова легенда?

Миф — это короткая история, часто в стихах, которая высмеивает человеческие ошибки. Однако миф всегда аллегоричен, то есть его главными героями являются не люди, а другие существа: животные, птицы, растения, реки, предметы и так далее. Все они ведут себя как люди — у них одинаковые привычки и характеристики. Этот прием называется аллегорией.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока «Русские басни. Басня как литературный жанр»

Миф — это, как правило, моральный урок, который учит, как себя вести и чего не делать. Но это делается не прямо, а косвенно, через поведение персонажей и последствия их поведения.

Миф состоит из двух частей, основной части и моральной части, центральной идеи всего мифа. Мораль может находиться как в начале, так и в конце мифа.

Миф — это сатирическое произведение. Речь идет об обычной жизненной ситуации. В мифе часто используется разговорная лексика. У персонажей есть диалог — они разговаривают друг с другом. Язык мифа ясен и лаконичен, и часто изречения того или иного персонажа становятся крылатыми словами. Они начинают использоваться в жизни.

Но откуда берется такое замечательное произведение?

Первые мифы были написаны в Древней Индии. Они были собраны в книге «Калила и Димна».

На Востоке эту книгу называют Книгой мудрости.

«Человек поднялся на гору с корзиной чечевицы. Он лег под деревом и поставил корзину рядом с собой. Когда он уснул, с дерева спустилась обезьяна, увидела корзину, набрала полную горсть и снова забралась на дерево. Однако в процессе он потерял семя. Он слез вниз и стал искать семена на земле, но его горсть была пуста, и он рассыпал всю чечевицу. В этот момент человек проснулся и прогнал обезьяну. Он сожалел о потере чего-то большого, потому что хотел вернуть что-то маленькое».

Но миф как литературный жанр берет свое начало в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший между VIII и VII веками до нашей эры, происходил из бедной семьи. Он увидел безграничную власть богачей и показал их отношение к людям в своих мифах:

Самым известным автором мифов в древности был Эзоп, живший в пятом веке до нашей эры.

Он был рабом, что означает, что он принадлежал своему хозяину как вещь. Он не мог открыто осуждать людей. Природный ум и смекалка Эзопа помогали ему давать поучения, не называя конкретных людей. В

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий