Еще одним важным моментом является то, что темп может меняться во время песни. Припев может быть немного быстрее. В конце может быть резкое замедление, которое можно услышать как «rit» (сокращение от «ritardando», еще одна итальянская фраза, дошедшая до нас из прежних времен).
О ритме: метр, такт и размер в музыке
В отличие от звуков, музыка имеет временную структуру: Тона и паузы разной длительности чередуются и сочетаются, образуя структуру, называемую музыкальным ритмом.
Ритм (от греческого глагола rheo — течь) — это особая система, которая помогает соотносить звуки и паузы в их движении друг с другом (они текут во времени) и связывать их воедино. Без ритма музыка превращается в бессвязный шум.
Самым важным показателем движения музыки является пульс, биение сердца, устойчивый ритм. Пульс не записывается в нотах и часто даже не слышен, но он всегда ощутим: так же, как мы чувствуем биение своего сердца, но не слышим его.
Чтобы измерить пульс музыки, необходимо измерить ее пульс. Каждый удар пульса называется метрической долей. Доли неравны: сильная доля выделяется ударением и группирует вокруг себя слабые доли, подобно ударным и неударным слогам в слове. Этот акцент необходим для восприятия, иначе музыка будет казаться «плоской» и невыразительной.
Чередование сильных и слабых импульсов в музыке называется метром (от слова metre), а сами импульсы — единицами измерения в музыке.
Ритм и метр в музыке похожи, но не идентичны. Метр можно назвать основой ритма: Ритм подчиняется своему регулярному ритму, и каждая ритмическая структура состоит из изменяющихся метровых единиц.
Один штрих между двумя сильными долями называется в музыке метром, а количество метровых единиц в штрихе — музыкальной величиной. В партитуре каждый такт обозначен штриховой линией. В музыкальной нотации бар называется метром: Это дробное число в начале первого такта произведения. Можно сказать, что музыкальная величина — это числовое выражение меры в музыке.
Такт, темп и длительность
Темп
Пульс счетчика часто бывает неузнаваем, но его импульсы следуют с определенной скоростью. Этот темп изменения пульса в музыке называется темпом (от латинского tempus — время) и может быть точно измерен с помощью специального маятникового прибора, называемого метрономом. Метроном был разработан для точного измерения количества ударов в минуту. Но еще до изобретения прибора существовала классическая система классификации ритма, основанная на субъективном ощущении движения музыки. В музыкальной нотации традиционно использовались описательные определения темпа и его изменений — итальянские прилагательные. Некоторые из них: adagio (медленно), andante (расслабленно), moderato (умеренно), presto (очень быстро).
Длительности нот и пауз
Продолжительность перерыва не имеет отношения к обычным мерам времени (секундам или минутам). Его длительность определяется только в контексте исполняемого музыкального произведения и в зависимости от его темпа.
Длительность ритма — это длительность ноты (или отдыха) или ее доли: половина ноты, четверть ноты, восьмая нота, шестнадцатая нота и т.д. В нотной грамоте длина ноты изображается графически.
Длительности заметок можно комбинировать. Две (или более) короткие ноты могут быть объединены в одну длинную ноту. В музыке это называется лигой и обозначается в нотной грамоте нисходящей пологой кривой:
Отдых в музыке также имеет определенную продолжительность. Длительность музыкального отдыха записывается в нотной записи так же, как и длительность нот.
Длительность такта в музыке определяется на слух и соответствует длительности отдельных тактов — нот и остатков.
Размер такта
Соотношение между количеством ударов и их длительностью — это мера бара. На рабочем листе мера записывается в виде дроби в начале первого такта, причем числитель — это количество тактов в каждом такте, а знаменатель — примерная длительность такта.
Пример: В такте 2/4 цифра 2 означает, что в такте два импульса, каждый из которых составляет четверть длительности целой ноты. Длительность ноты зависит от такта.
Такт бара — это размер такта в разделе, от одного сильного такта до следующего.
Неполный ритм и синкопация
Когда музыкальное произведение начинается со слабого такта, первый такт называется неполным. Неполный такт в начале произведения называется ритмом. Обычно неполный такт в конце произведения уравновешивается другим неполным тактом, так что сумма частей двух неполных тактов составляет полный такт. Скобка также может находиться в середине фрагмента.
Смещение акцента с сильного ритма на слабый в пределах одного такта называется синхронизацией. Ритм в баре может свободно перемещаться и идти вперед или назад относительно ритма.
Punch in и синкопирование используются для смещения положения сильных и слабых долей в баре и для того, чтобы сделать акцент на пульсе бара. Они используются как средство ритмической выразительности.
Метр и размер. Простые и сложные метры.
В зависимости от количества ударов в такте можно выделить два типа мер: простые и сложные (или составные).
Простые метры
Простые меры могут быть бимодальными и тримодальными.
Мера называется тримодальной, если ее сильные и слабые доли повторяются в каждом втором такте, она звучит четко, размеренно и ровно, как шаг или марш: саз-два-КЗ-два и так далее.
Тройной ритм характеризуется повторением сильного удара после двух слабых ударов:
Раз-два-три-Раз-два-три и т.д. Он звучит мягче, ровнее, как будто раскачивается. Мера три характерна, например, для вальсов.
Сложные метры
Составная мера — это объединение двух или более простых мер, поэтому ее также называют составной мерой. Это соединение можно проиллюстрировать следующим образом:
Из-за этого союза сложная мера состоит из многих сильных долей, число которых равно числу простых мер, составляющих сложную меру. Первая доля составной меры подчеркивается больше, чем остальные, так что самая сильная доля отмечается ею. Поэтому менее прочные комки называются относительно прочными. Измерения, которые несут в себе составные меры, называются составными мерами.
Композиционные музыкальные меры могут быть:
(a) однородные.
В этом формате комбинируются одни и те же простые меры.
Например: 4/4 = 2/4+2/4/4; 6/4 = ¾+¾¾; 8/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4.
c) Переменная. Это измерения, которые меняются в ходе проекта. Если это изменение является последовательным, то в начале заметки указываются два размера. В противном случае размер указывается несколько раз по мере необходимости.
Сочетание нескольких разных размеров в музыке называется полиметрией.
Различные по размеру штрихи и их комбинации позволяют выразительно варьировать пульс. Пульс метра крутится и вращается, создавая ритмический рисунок.
Музыка имеет характерную временную структуру: сочетание тонов и пауз разной длительности, такт за тактом, пробиваемый тонами. Музыкальный ритм состоит из этих элементов. Ритм подобен узору или рисунку в решетке бара — импульсы разных баров объединяются, образуя ритмический рисунок. Ритмический рисунок, т.е. собственно музыкальный ритм, состоит из этих ритмических элементов. Ритм — одно из важнейших средств выразительности в музыке.
Часто задают вопрос: «Может ли быть музыка без ритма? Правильный ответ: Нет, конечно, нет. Почему бы и нет? Потому что музыка существует только во времени, так же как кино или театр. Если вы остановите время, музыка остановится.
Нужно помнить, что музыка — это временное искусство, а ритм, то есть длинные и короткие ноты и паузы, подобны событиям, происходящим в этом времени.
Но время в музыке не похоже на время в физике. Его нельзя измерить в точных эталонных секундах. Время в музыке относительно, оно подобно биению сердца человека, а единица музыкального времени даже называется словом: Пульс.
Что такое пульс? Пульс в музыке — это регулярные, одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми или медленными, но они должны быть одинаковыми. Например, найдите регулярный пульс в ноте Ля.
В ритме чередуются длинные и короткие ноты, но в основе всего лежит пульс. В музыкальных произведениях, конечно, пульс не бьют громко, чтобы не мешать музыке, но музыканты всегда чувствуют и слышат его в себе. Чувство равномерного пульса — это самое важное чувство, которое музыкант должен развить в себе, если он хочет научиться играть ритмично.
Музыкальный ритм
Импульсы всегда равномерные, но не однородные. Есть сильные ритмы и есть слабые ритмы. Это явление можно сравнить с интонацией слов: Существуют ударные и неударные слоги. А когда ударные и неударные слоги чередуются в определенном порядке, получается стихотворение. Поэзия даже имеет свои ритмические рисунки, ямбические и хореические строфы, кольцевые, амфибрахические и анапластические и т.д. Но это тема другой статьи, а мы вернемся к музыкальному ритму.
Почему ритм является основой музыки?
Таким образом,
Как отмеряется музыкальное время?
Сильные и слабые удары пульса