Многие из прилагательных стали постоянными и используются часто. Например: синее море, красная девица, глухая ночь, стальные нервы, ясный месяц, белые руки, добрый конь, трескучий мороз, чистое поле.
Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе
Лингвистический термин «эпитет» приводит нас к литературной речи, манере речи, используемой писателями и поэтами в литературе, в народном творчестве.
Прилагательное относится к тропам, художественным средствам речи. Слово «троп» греческого происхождения и буквально означает «поворот, оборот речи». Можно сказать, что троп — это форма поэтического мышления. Слово используется не традиционно, а с неожиданным аспектом, который мог заметить создатель слова. Такое переопределение слов создает художественный, яркий образ, чему и служат прилагательные в русском языке.
Определение
Прилагательное — это художественное определение, которое метафорически и эмоционально описывает описываемое явление, человека, предмет или событие.
А вот определение прилагательного на русском языке, Википедия:
Эпитет (от греч. epitheton — «прикрепленный») — определение слова, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Оно выражается в основном прилагательными, а также наречиями («люблю пылко»), существительными («звук бодрости»), числительными («вторая жизнь»).
Прилагательные в роли эпитетов
Самыми распространенными прилагательными в русском языке являются прилагательные. В народном творчестве прилагательные сохранили свое эмоциональное и оценочное значение, поэтому они стали своеобразным, легко узнаваемым поэтическим клеймом.
Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке
Что такое эпитет — примеры и определение
На мой взгляд, всегда стоит начинать с определения термина:
Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше сразу привести пример. Ниже приводится известное стихотворение Афанасия Фета:
В вечер столь златой и чистый, В это дыханье весны, Целое дыханье, Не напоминаешь ли ты мне, о друг мой Отче, О нашей любви ОТЦА И МАСТЕРА.
Видите ли вы шесть выделенных слов? А теперь представьте, как выглядела бы та же кадриль без них:
В такую ночь, в такое дыхание весны, ты не напомнишь мне, мой друг, о нашей любви.
В сути послания мало что изменилось. Писатель все еще грустит о своих чувствах в прошлом. Но чувства, согласитесь, разные. И картина в целом не такая яркая, и глубина чувств не та. И все потому, что из текста были исключены эти самые прилагательные.
Именно прилагательные делают любую картину более полной:
- вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
- весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
- друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
- любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.
И теперь, после этого анализа, я надеюсь, определение «прилагательного» станет более понятным.
Эпитет — это слово с древнегреческими корнями, которое буквально означает «применение». Его цель — подчеркнуть слова, расположенные рядом, придать им эмоциональность
Конструкции эпитетов
Но в качестве прилагательных могут использоваться не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия :
- глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
- черная тоска – максимально печальное состояние;
- сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
- жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
- стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.
Трава была в полном цвету. (Тургенев) И горько плачу, и горько рыдаю. (Пушкин).
Или существительные. Пример:
На груди скалы плывет золотое облако (Лермонтов) Повелитель чести, наш кумир. (Пушкин) Как будто Волга Матушка ходит задом наперед. (Толстой)
Или местоимения, которые могут использоваться для придания словам превосходной степени. Например:
Помните драки? Да, они говорят слишком много! (Лермонтов).
Или акции и фондовые выражения. Пример:
И когда я, очарованный, я, сознание, разрезал нить…. (Блок) Лист, который танцует и бьется в тишине веков. (Краско)
Играет РИКЕТ, небо спускается с чердака. (Пастернак) Как будто звенит и играет, звенит в синем небе. (Туцев).
Видите ли, любая часть предложения может быть прилагательным, за исключением глаголов. Но все это служит только одной цели: сделать текст более образным и богатым.
Несмотря на их общее назначение, все прилагательные можно разделить на несколько категорий:
Декоративные прилагательные образуют самую большую группу. К ним относятся все комбинации, которые описывают характеристики вещи. Многие из выражений встречаются не только в литературных произведениях, но и регулярно используются нами в повседневной жизни:
SILENCE CROWN, SEA LUCKY, CLOUDS HUNDRED, WIND BREAKING, TRUE frost, GENERAL DECISION, COLOURING HUGE и многие другие.
К категории устойчивых прилагательных относятся фразы, которые остаются в памяти людей спустя много лет. Они даже стали частью нашего языка, и эти слова больше (или очень редко) не произносятся отдельно:
Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские
GOOD WAY, RED Maiden, BLUE POLAND, BLESS MONTH, GOLDEN AUTUMN, WHITE HAND, DREMOUSLY WOOD, UNCREDIBLE RICH и так далее.
- украшающие (их еще называют общеязыковыми);
- постоянные (народно-поэтические);
- авторские (индивидуальные).
Кстати, многие прилагательные сразу ассоциируются с фольклором — со сказками (что это такое?) или песнями. Поэтому их второе название — народно-поэтическое.
Наконец, существуют авторские прилагательные, то есть те, которые вышли из-под пера конкретного писателя или поэта. До этого он не встречался в литературе. Вот несколько примеров:
Настроение МАРМЕЛАДА (Чехов) Блестящая лесть ЗОЛОТОЙ мудрости. (Пушкин) ЛИЦО ЗОЛОТОГО ГЛАЗА. (Маяковский) Равнодушие церкви. (Писарев)
Писатели также могут использовать прилагательные, чтобы выразить свое отношение к определенному действию или объекту. Например, «Сердце — холодное железо» (Маяковский) или «слабый и бессмысленный свет» (Блок).
Зима. Шел снег. Вы находитесь на улице, и перед вами стоит береза. Как вы можете это описать? «Береза покрыта снегом, на ветвях у нее снег, на ней светит солнце». Вы бы сказали, что это «белый»? Нет, потому что он не совсем белый, а имеет черные полосы на туловище.
Но посмотрите на куплет из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитные шипы». Роза белая, потому что ее лепестки белые, я смотрю на нее, и мне ясно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» — это идея Шатунова. И чем же их тогда защищать?
Постоянно. Особенность фольклора, устного народного творчества. Что такое волк? Серый. Что такое хороший человек? Виды. Девственница? Красный. Поле? Чисто.
Автор. Это тот случай, когда совсем не ясно, как прилагательное может сочетаться с идентифицируемым словом. Но автор «увидел» это именно так и написал. Маяковский, например, обладает «уверенностью тысячи глаз». Мне следовало бы придумать для этого другое слово.
Практика: отличаем эпитет от логического определения
Общий язык. Все остальные.
В школе прилагательные обычно определяются очень узко, так что только прилагательные и причастия могут называться прилагательными. Согласно общему подходу, слова других частей речи также могут быть прилагательными:
Суть всей статьи
Подходящее определение — это когда «ежу все ясно». Золотое кольцо на руке — для ежа очевидно, что оно сделано из золота.
Прилагательное — это когда ежик его НЕ понимает. Золотые руки, золотое сердце — ежик не поймет. И вы никогда не объясните ему этого.
Типы эпитетов
Широкий и узкий подход к эпитетам
- У меня сейчас другая жизнь (определительное местоимение) – в смысле, а где прежняя? И как может быть «другая», если она одна, от рождения и до смерти?
- Здесь как будто произошло мое второе рождение (порядковое числительное) – да как такое возможно? Один раз человек рождается и всё!
- Как нежно, пламенно любил я (это из Лермонтова, здесь эпитеты – наречия) – то есть можно еще любить грубо, безразлично, с огнем, золой и пеплом? Так не бывает. Это все отсебятина, поэтические определения.
- Крик ужаса (существительное) – крик – это громкий звук, издаваемый голосом. А то, что он «ужаса» – вы сами себе придумали. Крик не может быть ужаса, ликования, счастья, печали, тихой грусти и пр. Вы сами для себя так интерпретируете звук.
- Лишь бич свистал, играя (из Некрасова, деепричастие) – как он может «свистать, играя»? А не играя – это как? Нет уж, только Некрасов так увидел и такое определение подобрал.