Второй том действительно можно назвать единственным «мирным» томом всего романа. В ней рассказывается о жизни героев в период с 1806 по 1812 г. Большая часть книги посвящена личным отношениям персонажей, теме любви и поиску смысла жизни.
Война и мир — War and Peace
Война и мир (дореформенный русский: Война и мир; послереформенный русский: Война и мир, латинизированный: Война и мир») — роман русского писателя Льва Толстого. Толстого, впервые опубликована Она считается одним из лучших литературных достижений Толстого и остается классикой мировой литературы.
. В романе рассказывается о французском вторжении в Россию и влиянии наполеоновской эпохи на царское общество через истории пяти русских дворянских семей. Он озаглавлен «1805 год» и публиковался частями в «Русском вестнике» с 1865 по 1867 год. Полностью роман был опубликован в 1869 году.
Толстой говорил, что «Война и мир» — это «не роман, не поэма, не историческая хроника». Большая часть книги, особенно поздние главы, представляет собой скорее философские дискуссии, чем повествование. Толстой также говорил, что лучшая русская литература не соответствует его стандартам, поэтому он не решался назвать «Войну и мир» романом. Вместо этого он считал «Анну Каренину» своим первым настоящим романом.
Содержание
- 1 Создание романа
- 2 Реализм
- 3 Язык
- 4 Предпосылки и исторический контекст
- 5 Основные персонажи
- 6 Краткое описание сюжета
- 6.1 Книга
- 6.2 Книга вторая
- 6.3 Книга третья
- 6.4 Книга четвертая
- 6.5 Эпилог, состоящий из двух частей
- 6.5.1 Первая часть
- 6.5.2 Вторая часть
- 8.1 Полные переводы на английский
- 8.2 Сокращенные переводы на английский
- 8.3 Сравнение переводов
- 9.1 Кино
- 9.2 Телевидение
- 9.3 Музыка
- 9.4 Opera
- 9.5 Театр
- 9.6 Радио
Единственная известная цветная фотография писателя Льва Толстого была сделана в 1908 году (в возрасте 79 лет) Сергеем Прокудиным-Горским в его имении в Ясной Поляне.
Толстой начал писать «Войну и мир». Мир в 1863 году, когда он окончательно женился и поселился в своем загородном поместье. В сентябре того же года он написал своей свояченице Елизавете Берс письмо с просьбой найти какие-либо хроники, дневники или записи о пребывании Наполеона в России. Он был разочарован тем, что немногочисленные записи освещали внутренние аспекты жизни России того времени, и попытался исправить эти упущения в ранних черновиках романа. Первая половина книги была написана и озаглавлена в 1805 году. Во время написания второй половины книги он много читал и признал Шопенгауэра одним из своих главных вдохновителей. Толстой написал в письме Афанасию Фету, что то, что он написал в «Войне и мире», было тем, что Шопенгауэр сказал в «Мире как воле и воображении». Толстой же подходит к этой теме «с другой стороны».
Первый черновик романа был завершен в 1863 году. В 1865 году журнал «Русский вестник» опубликовал первую часть этого проекта под названием «Русский вестник». Толстой не был удовлетворен этой версией, хотя в 1867 году он разрешил опубликовать часть романа с другой концовкой. Между 1866 и 1869 годами он полностью переписал весь роман. Жена Толстого, Софья Толстая, скопировала
Рукопись 1805 года была опубликована и аннотирована в России в 1893 году и с тех пор была переведена на английский, немецкий, французский, испанский, голландский, шведский, финский, албанский, корейский и чешский языки.
Роль Толстого в создании нового понимания романа. Его структура повествования примечательна не только тем, как он исследует события в нем, но и тем, как быстро и плавно фиксируется точка зрения одного персонажа. Использование визуальных деталей часто сочетается с литературными приемами, такими как панорамная съемка, длинные кадры и крупные планы. Хотя эти приемы не являются уникальными для Толстого, они являются частью нового стиля романа середины девятнадцатого века, в котором Толстой оказался мастером.
Действие романа происходит за 60 лет до времени Толстого, но Толстой разговаривал с людьми, пережившими вторжение французов в Россию в 1812 году. Он прочитал все обычные описания наполеоновских войн, существовавшие на французском языке, а также письма, дневники, автобиографии и биографии Наполеона и других важных фигур того времени. В «Войне и мире» упоминается около 160 реальных людей.
Реализм
Он работал с первоисточниками (интервью и другие документы), а также с учебниками истории, философскими текстами и другими историческими романами. Толстой также использовал свой собственный опыт во время Крымской войны, чтобы представить яркие детали и рассказы из первых рук о наращивании численности императорской российской армии.
В книге «Война и мир» Толстой подверг критике стандартную историю, особенно военную. В начале третьего тома романа он объясняет свои взгляды на то, как должна быть написана история. Его целью было размыть границы между вымыслом и историей, чтобы приблизиться к истине, как он говорит во втором томе.
Лев Толстой интенсивно работал над «Войной и миром» в течение семи лет. Его идея заключалась в том, чтобы художественно отразить полвека истории страны. Сам автор назвал свою идею «Три сезона». Первый источник — начало века, Отечественная война 1812 г. Второй период — восстание декабристов. Третий период — смерть Николая I, возвращение декабристов из ссылки и всеобщее ожидание перемен.
«Война и мир» (Л. Толстой)
Проблематично:
Андрей Болконский — князь, который презирает лицемерный мир, но вынужден находиться в нем. Он мечтал о славе, но в битве при Аустерлице понял, как ничтожна слава по сравнению с целой жизнью. Он был влюблен в Наташу Ростову. Он погиб в Бородинском сражении.
- человек и его место в мире;
- свобода воли и историческая необходимость;
- проблема настоящей жизни (Андрей Болконский);
- проблема счастья (Пьер Безухов);
- проблема величия (Наполеон; Кутузов; Платон Каратаев);
- проблема патриотизма — истинного и ложного (истинный патриотизм — народ;
- ложный патриотизм — граф Растопчин);
- народность войны (в деталях описания).
Наташа Ростова — молодая графиня, очаровательная и умная, обладающая музыкальным талантом. В начале романа Наташе 12 лет, поэтому читатель видит, как взрослеет героиня. Она была помолвлена с князем Болконским, но в его отсутствие хотела сбежать с Анатолием Курагиным. Она едва пережила смерть князя Андрея и искала себя в религии. Она стала женой Пьера Безухова и посвятила себя материнству.
Пьер Безухов — граф, незаконнорожденный сын Кирилла Безухова, корпулентного, толстого молодого человека со стрижкой и в очках. Он женится на Елене Курагиной, но позже разводится с ней. Он увлекается масонством (тайным обществом со своей философией) и даже вступает в масонскую ложу, но позже разочаровывается. Он влюбляется в Наташу Ростову. Он принимает участие в военных действиях (особенно в Бородинском сражении). Некоторое время он находится в плену у французов. Все эти события сильно меняют его: у Пьера появляются собственные взгляды на жизнь. Он женится на Наташе Ростовой.
Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин. Он любит свою жену и четверых детей — Веру, Николая, Наташу и Петю. Очень плохой хозяин, поэтому финансы семьи Ростовых постоянно находятся в плохом состоянии.
Наталья Ростова — графиня, жена Ильи Ростова и мать четверых детей. Больше всего на свете она любит свою семью. Смерть сына Пети очень тяжело переживается ею. Учитывая тяжелое материальное положение семьи Ростовых, она не позволяет Николаю жениться на распутной Соне.
Николай Ростов — граф, маленький, курчавоволосый человек, старший сын Ростовых, честный, благонамеренный и искренний. Сначала он стремится к славе, поэтому и хочет идти на войну, но после битвы при Шенграбене и Аустерлице его взгляды меняются: Николай против войны как таковой. Он женится на Марии Болконской.
Соня Ростова — милая девушка, племянница Ильи Ростова, верная, преданная и готовая пожертвовать собой. Она влюблена в Николая Ростова и отрицает свои чувства к Федору Долохову. Когда выясняется, что Николай Ростов любит Марию Болконскую, Соня безоговорочно освобождает его.
Николай Андреевич Болконский — князь, отставной генерал. Умный, строгий и требовательный мужчина, любящий отец (он стыдится своей любви к детям и старается ее не показывать). В ходе действия романа он умирает от инсульта.
Марья Болконская — принцесса, непривлекательная, но очень красивая девушка с сияющими глазами. Образованный, религиозный и склонный к самопожертвованию. Она заботится об отце и племяннике, позже выходит замуж за Николая Ростова и посвящает себя детям.
Елена Курагина — княгиня, дочь князя Василия, лучезарная красавица, любимица всего мира, мечта многих мужчин. Не умный, но сообразительный. Она вышла замуж за Пьера Безухова. Она умерла от болезни.
Анатоль Курагин — князь, сын князя Василия, красивый мужчина, беспринципный и безнравственный. Он организовал пьянство и разврат. Он был влюблен в Наташу Ростову и хотел похитить и жениться на ней, хотя уже был женат.
Федор Долохов — офицер, общительный человек среднего роста. Он циничен, жесток и авантюристичен. Он храбр, честен и нежно любит свою мать. У него роман с Элен Безуховой, женой Пьера, ради которой он устраивает дуэль с Пьером. Он хотел жениться на Соне Ростовой, но был отвергнут ею.
«Война и мир» (США, 1956, в роли Безухова — Генри Фонда, в роли Наташи Ростовой — Одри Хепберн); «Война и мир» (СССР, 1965-1967, в роли Болконского — Вячеслав Тихонов); «Война и мир» (Великобритания, 1972, телесериал, в роли Безухова — Энтони Хопкинс); «Война и мир» (Россия, Франция, Германия, Италия, Польша, 2007); «Война и мир» (Великобритания, 2016, телесериал, в роли Безухова — Пол Дано).
За кого вышла замуж княжна Марья Болконская?
Реакция. Марья Болконская вышла замуж за Николая Ростова.
Кто из героев романа выступает за теорию непротивления?
Замысел этой эпопеи возник задолго до работы над текстом, известным как «Война и мир». В черновике предисловия к «Войне и миру» Толстой писал, что в 1856 году он начал писать рассказ, «герой которого — декабрист, вернувшийся в Россию с семьей». Я невольно перенесся из настоящего времени в 1825 год….. Но даже в 1825 году мой герой был уже взрослым, семейным человеком. Чтобы понять его, я должен был перенести себя в его молодость, а его молодость совпала с … временем 1812 года…. Если причина нашего триумфа не была случайной, а лежала в характере русского народа и русских войск, то этот характер должен был еще сильнее проявиться во время неудач и поражений…». Так Толстой постепенно пришел к необходимости начать повесть в 1805 году.
Толстой несколько раз возвращался к работе над повестью. В начале 1861 года он прочитал Тургеневу главы из «Декабря», написанные в ноябре 1860 — начале 1861 года, и доложил Герцену о работе над романом. 1 Однако работа несколько раз откладывалась, пока «Война и мир» не была написана в 1863-1869 годах. Какое-то время Толстой считал роман-эпопею частью повествования, которое завершится возвращением Пьера и Наташи из сибирской ссылки в 1856 году (этому посвящены три сохранившиеся главы «Декабристов»). Толстой попытался в последний раз поработать над этим сюжетом в конце 1870-х годов, после завершения работы над «Анной Карениной».
Роман «Война и мир» имел большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 год» был опубликован в «Русском вестнике» в 1865 году. Три части этой книги были опубликованы в 1868 году, а две другие вскоре последовали за ней (всего вышло четыре тома). 2
Признанная критиками всего мира как величайшая эпопея новой европейской литературы, «Война и мир» впечатляет даже с чисто технической точки зрения размером своего художественного полотна. Только в живописи можно найти параллель в огромных картинах Паоло Веронезе во Дворце дожей в Венеции, где сотни лиц также написаны с удивительной четкостью и индивидуальным выражением. 3 В романе Толстого представлены все слои общества, от императоров и царей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и все царствование Александра I. 3 Что еще больше подчеркивает его достоинство как эпопеи, так это переданная в нем психология русского народа. Толстой с поразительным сочувствием изображает настроения толпы, как возвышенные, так и низменные и жестокие (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).
Война и мир
Толстой пытается уловить элементарное, бессознательное начало человеческой жизни. Вся философия романа сводится к тому, что успех и неудача в исторической жизни зависят не от воли и талантов отдельного человека, а от того, насколько его действия отражают стихийный фон и исторические события. Отсюда его симпатии к Кутузову, который был силен прежде всего не своими стратегическими знаниями или героизмом, а тем, что понимал, что чисто русский, не эффектный и не показушный, а единственно правильный способ справиться с Наполеоном. Отсюда неприязнь Толстого к Наполеону, который так высоко ценил свои личные таланты; отсюда, наконец, возведение скромного солдата Платона Каратаева в ранг величайшего мудреца, потому что он признавал себя лишь частью целого, без малейших претензий на индивидуальную значимость. Философское, точнее, историко-философское мышление Толстого пронизывает большую часть его великого романа — и именно это делает его великим — не в форме силлогизмов, а в блестяще переданных деталях и цельных образах, истинный смысл которых нетрудно уловить любому мыслящему читателю. 3
- 1 История написания романа
- 2 Числа
- 3 Сюжет
- 3.1 I Том
- 3.1.1 1 часть
- 3.1.2 2 часть
- 3.1.3 3 часть
- 3.2.1 1 часть
- 4.1 Ростовы
- 4.2 Болконские
- 4.3 Безуховы
- 4.4 Другие персонажи
- 4.5 Курагины
- 6.1 Экранизации
- 6.2 Использование романа как литературной основы
- 6.3 Опера
- 6.4 Инсценировки
История написания романа
Роман состоит из большого количества глав и частей, большинство из которых имеют законченный сюжет. Небольшие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование в пространстве и времени, что позволяет вместить в один роман сотни эпизодов.
Сюжет первого тома описывает события войны в союзе с Австрией против Наполеона в 1805-1807 годах.
Сюжет начинается с приема в свите императрицы Анны Павловны Шерер, где мы видим весь высший свет Петербурга. Этот прием — своего рода выставка: здесь мы встречаем многих из самых важных персонажей романа. С другой стороны, эта среда является средством характеристики «высшего общества», сравнимого с обществом Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), которое безнравственно и лживо. Все посетители стремятся воспользоваться полезными контактами, которые они могут завязать со Шерером. Князь Василий, например, озабочен судьбой своих детей, с которыми он пытается устроить выгодный брак, а Друбецкая приезжает уговаривать князя Василия присмотреть за ее сыном. Ритуал приветствия неизвестной и нежеланной тети (ma tante ) является особенным. Никто из гостей не знает, кто она, и не хочет с ней разговаривать, но они не могут нарушить неписаные законы мирского общества. Из пестрой толпы гостей Анны Шерер выделяются два человека. Они выделяют себя из высшего общества, так же как Чацкий выделяет себя из «общества знаменитых людей». Большинство разговоров на балу крутится вокруг политики и предстоящей войны с Наполеоном, которого называют «корсиканским чудовищем». Однако большая часть диалогов ведется на французском языке.
Несмотря на обещание Болконского не ходить к Курагину, Пьер отправляется туда сразу после отъезда Андрея. Анатоль Курагин — сын князя Василия Курагина, который доставляет ему много неприятностей, постоянно ведя беспутную жизнь и тратя деньги отца. После возвращения из-за границы Пьер проводит время в компании Курагина с Долоховым и другими офицерами. Такая жизнь не устраивает Безухова, у которого высокая душа, доброе сердце и способность стать по-настоящему влиятельным человеком и быть полезным обществу. Очередное «приключение» Анатоля, Пьера и Долохова заканчивается тем, что они где-то приобретают живого медведя, пугают им молодых актеров, а когда полиция приходит их успокаивать, привязывают камергера и медведя на спину и пускают медведя купаться в Мохоке. В конце концов Пьера отправили в Москву, Долохова разжаловали в солдаты, а отношения с Анатолем отец как-то скрыл.
Из Санкт-Петербурга действие переносится в Москву на день рождения графини Ростовой и ее дочери Наташи. Здесь мы встречаем всю семью Ростовых: графиню Наталью Ростову, ее мужа графа Илью Ростова, их детей Веру, Николая, Наташу и Петю, а также племянницу графини Соню. Обстановка в семье Ростовых контрастирует с обстановкой в семье Шерер: здесь все проще, честнее и дружелюбнее. Здесь также развиваются две любовные линии: Соня и Николай Ростов и Наташа и Борис Друбертский.
Сюжет
Соня и Николай стараются скрывать свои отношения от всех, потому что их любовь не может привести ни к чему хорошему, ведь Соня — троюродная сестра Николая. Но Николай уходит на войну, и Соня не может сдержать слез. Она очень беспокоится о нем. Наташа Ростова видит, как ее двоюродная сестра и лучшая подруга разговаривает с ее братом и как они целуются. Ей тоже хочется кого-то любить, поэтому она просит Бориса о честном разговоре и целует его. Празднования продолжаются. Пьер Безухов тоже участвует в вечеринке, и здесь он знакомится с совсем юной Наташей Ростовой. Приезжает Мария Дмитриевна Ахросимова, женщина с большим влиянием и авторитетом. Почти все присутствующие боятся ее из-за ее смелых и резких суждений и высказываний. Празднования в самом разгаре. Граф Ростов танцует свой любимый танец — «Данилу Купору».
I Том
События романа происходят между 1805 и 1812 годами в Санкт-Петербурге, Москве, Смоленске, в российской глубинке, а также в Пруссии и Австрии. Эпилог происходит 7 лет спустя, в 1819-1820 годах.
1 часть
Андрей Болконский — умирает в 1812 году после смертельного ранения в Бородинском сражении.
Наташа Ростова — выходит замуж за Пьера Безухова, становится матерью четверых детей и обретает счастье в семье.
В «Войне и мире» Толстой мастерски изобразил людей не как отдельные социальные классы, а как единое целое, объединенное общими ценностями и стремлениями. Все четыре тома пьесы, включая эпилог, связаны с идеей «народной мысли», которая живет не только в каждом персонаже пьесы, но и в каждом «мирном» или «воинственном» эпизоде. Именно эту объединяющую идею Толстой имел в виду как причину победы России в Отечественной войне.
«Война и мир» по праву считается шедевром русской литературы, энциклопедией русских характеров и человеческой жизни в целом. Это произведение и спустя более чем столетие остается интересным и актуальным для современных читателей, любителей истории и классической русской литературы. «Война и мир» — это роман, который должен прочитать каждый.
Очень подробное краткое содержание «Войны и мира», которое вы можете найти на нашем сайте, дает хорошее представление о сюжете, главных героях, основных конфликтах и темах произведения.
- Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.
- Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.
- Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.
- Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.
- Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.
- Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.
- Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.
- Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.
- Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.
- Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.
- Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.
- Анна Михайловна Друбецкая – обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой.
- Борис Друбецкой – сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение.
- Жюли Карагина – дочь Карагиной Марьи Львовны, подруга Марьи Болконской. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.
- Кирилл Владимирович Безухов – граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну (Пьеру) огромное состояние.
- Марья Дмитриевна Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, в Петербурге и Москве её знали, уважали и побаивались за прямолинейность.
- Петр Ростов (Петя) – младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны.
- Вера Ростова – старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.
- Адольф (Альфонс) Карлович Берг – немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой.
- Лиза Болконская – маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына.
- Василий Сергеевич Курагин – князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.
- Елена Курагина (Элен) – дочь Василия Курагина, первая жена Пьера Безухова. Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта.
- Анатоль Курагин – «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина. Обаятельный и красивый мужчина, щеголь, любитель женщин. Участвовал в Бородинском сражении.
- Ипполит Курагин – «покойный дурак», младший сын Василия Курагина. Полная противоположность своих брата и сестры, очень глупый, все его воспринимают как шута.
- Амалия Бурьен – француженка, компаньонка Марьи Болконской.
- Шиншин – двоюродный брат графини Ростовой.
- Екатерина Семеновна Мамонтова – старшая из трех сестер Мамонтовых, племянница графа Кирилла Безухова.
- Багратион – российский военачальник, герой войны против Наполеона 1805-1807 и Отечественной войны 1812.
- Наполеон Бонапарт – император Франции.
- Александр I – император Российской империи.
- Кутузов – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.
- Тушин – артиллерийский капитан, отличившийся в Шенграбенском сражении.
- Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, воплощающий в себе все истинно русское, его Пьер встретил в плену.
Culture Club / Hulton Archive via Getty Images
Толстой задавался вопросом, почему простые люди живут хуже дворян и почему «образованные ничего не могут делать», а «необразованные работают за них».
«И как мы, образованные люди, можем быть счастливы, если люди, которые на нас работают, несчастны? Я писатель, я пишу романы. В то же время я пользуюсь плодами труда рабочих и крестьян…. Я имею в виду, я отобрал хлеб у крестьян, я отобрал плоды их труда у рабочих, и что я дал им взамен? Давал ли я им роман «Анна Каренина»? Там я сижу и любуюсь завитками черных волос на ее прекрасной белой шее? Это мерзость, это несправедливость!». — расстроилась она.
Бред и чепуха Толстого вообще не считается литературой, а изящной, художественной, как у него и Пушкина, написанной дворянами для дворян. Такая литература, по его словам, не может помочь большинству населения, не может быть полезной для трудящихся людей.
Тогда Толстой решил, что если он собирается писать романы, то будет писать простые истории для простых, необразованных людей, которые они смогут понять и которые будут им полезны.
Пытаясь стать священнослужителем, Толстой перечитал Евангелия. Одним из его любимых отрывков была Нагорная проповедь. Он описывает, как Христос дал людям не только наставления о том, как жить, чтобы спастись для вечной жизни, но и конкретную политическую, социально-политическую программу: как жить, чтобы преодолеть все великие социальные пороки — войны, насилие, рабство и неравенство.
Ключом ко всему Евангелию для Толстого была фраза Христа
Толстой, который до этого пережил страшный кризис и долгое время ничего не писал, вдруг понял, что ему открылась невероятная истина, и в этот момент стал невероятно продуктивным. Он переработал себя, сидел по 12 часов за раз, решил сделать новый перевод греческого Евангелия, и за 5 лет упорного труда ему действительно удалось создать великолепное, связное учение.
Однако, сколько бы он ни писал, сколько бы ни пытался донести эту истину до людей, став великим религиозным деятелем, мир не изменился. Более того, у его понимания появились оппоненты и критики, например, молодой философ Владимир Соловьев. Если вы видите, как преступник насилует женщину или убивает ребенка, «что вы сделаете, если вы толстовец?».
В 1905 году, за пять лет до смерти, Толстой буквально за один или несколько дней написал рассказ «Алеша Почок», который ему не понравился. Произведение было опубликовано только после смерти автора в 1911 году, но уже вскоре после этого многие сочли рассказ великолепным. Поэт Александр Блок, например, назвал ее самым гениальным произведением Толстого.
История рассказывает о деревенском мальчике, которого отец отправил в город работать мастером у торговца. Мальчик выполнял порученную ему работу без жалоб и с улыбкой, и когда люди заметили это, они стали давать ему все больше и больше работы, но он, не думая о себе, продолжал выполнять ее и только улыбался. Однажды он собирался жениться на поварихе Устинии, которая пожалела его, но он не стал противиться воле отца, который был против этого брака. Алеша тогда только улыбнулся и больше о женитьбе не заговаривал. А потом он забрался на крышу, чтобы разбить лед, упал и умер — тоже с улыбкой на лице.
Этот короткий, простой рассказ произвел на людей большее впечатление, чем все остальные произведения Толстого. Когда автор начал писать простые истории об обычных людях, окружающие говорили, что он предал свой талант, что когда-то он писал великую литературу, а теперь производит какую-то тривиальность и неважность, о которой никогда не вспомнят.
Но вершиной своего творчества Толстой мог бы назвать не «Анну Каренину» или «Войну и мир», а историю Алеши Почека. В ней он стремился к некой великой простоте, чтобы каждый мог понять ее и почувствовать то же просветление, которое испытывал он сам, читая Нагорную проповедь. Хотя сам автор не любил эту историю, Алеша Почок по-прежнему оказывает большое влияние на людей, а Александр Блок считал ее гениальной.
Заключение
«Не противьтесь злу»
Простая прагматичная программа
«Великая простота»
- 3.1 I Том