В тексте некоторые предложения расположены в определенном порядке. Каждое последующее предложение опирается на то, что читатель уже знает, и передает что-то новое. Предложения связаны между собой по смыслу и различными языковыми средствами (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и т.д.).
Анализ текста
Анализ текста — это комплексное исследование связной смысловой части речи, определение темы и ее идеи, стиля и манеры речи, композиции, средств связи между предложениями, выявление художественных тропов.
Мы узнаем, что такое текст на русском языке и в каком порядке следует проводить анализ текста. Ниже приведены примеры.
Прежде чем анализировать текст, необходимо определить его особенности, то есть то, на что мы должны обратить внимание в первую очередь.
Что такое текст?
Наш язык состоит из звуков, которые, сочетаясь в определенном порядке, фонетически образуют слова. Слова грамматически связаны между собой, а предложения соединены вместе, чтобы сформировать предложение. Предложение — это наименьшая единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать «текстом», они должны быть посвящены общей теме и выражать главное намерение автора — идею.
В этом контексте рассмотрим следующее определение:
Текст — это необходимая часть речи, в которой предложения связаны темой и главной мыслью — идеей.
Тема и идея текста
У каждого текста есть тема, которой он посвящен.
Тема — это предмет рассуждения, о котором автор рассказывает или рассуждает в тексте.
Тема может быть любой: зима приходит в город, путешествие в горы, котенок и собака, которые дружат, путешествие в лес и т.д. Часто тема выражается в виде названия: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неоткрытые миры космоса».
Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, поставленный перед читателем или слушателем. Автор пытается доказать свою точку зрения на поставленную проблему, ради которой был написан текст. Подумайте о теме и идее следующего короткого текста.
Пример
Утром прилетели вороны. Сначала мы их не замечали. Черные птицы беспорядочно разбросаны по полю. Разглядеть их в темной пахоте было нелегко. Затем в белые березы прилетели жаворонки, и начался шумный сбор птиц для строительства гнезд. А потом все увидели прилет воронов, вестников наступающей весны.
Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Название: «Башни прибыли». Автор высказывает главную мысль, мысль, которую мы сформулируем в виде утверждения — «Башни — вестники весны».
Презентация «Тема и основная мысль текста.» методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Вчера я был в цирке
Распознавание типов текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные животные слушаются своего дрессировщика? Это потому, что люди их не боятся? Или потому что дрессировщик заботится о них? Что вы думаете?
Определите типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные животные подчиняются дрессировщику? Может быть, потому что люди их не боятся? Или потому что дрессировщик заботится о них? Что вы думаете? Причина
Что, по-вашему, является темой текста?
Тема текста — это то, о чем идет речь в тексте (кто, что или какое важное событие).
Прочтите эссе Незнайки. Моя подруга, у меня есть парень. В субботу мы пошли с ним в кино. Фильм был очень интересным. Вначале мне было немного страшно. Там было огромное чудовище с острыми когтями. Но потом нашелся воин, который смог сразиться с ним. Мне очень понравился фильм.
Как называется эссе Незнайки?
Как называется эссе «Незнайка»? Мой друг
Какова тема эссе? Речь идет о фильме.
Поэтому я не знаю, не ошибается ли название его эссе! Устно придумайте подходящее название для своего эссе.
Эссе содержит не только тему (о чем эссе), но и основную идею (что писатель хочет сказать этим эссе).
Главная мысль текста — это то, о чем написан текст. Главная мысль текста иногда выражается в названии текста В одном из предложений текста Тема текста — это то, о чем говорится в тексте
1. внимательно прочитайте текст 2. ответить на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?». 3. ответить на вопрос: «Почему был написан этот текст? Давайте поработаем с текстом по плану:
1 ) Внимательно прочитайте текст. Внимательно прочитайте текст. У косоглазого длинные уши и короткий хвост. Мех кролика зимой белый, а летом серый.
2) Определите тему текста. Ответьте на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?». Заяц — небольшое животное. У кролика длинные уши и короткий хвост. Мех кролика зимой белый, а летом серый.
2) Определите тему текста. Ответьте на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?». Заяц — небольшое животное. У кролика длинные уши и короткий хвост. Мех кролика зимой белый, а летом серый. Объектом текста является кролик.
3) Определите главную мысль текста. Ответьте на вопрос: «Для кого был написан этот текст?». Заяц — небольшое животное. У кролика длинные уши и короткий хвост. Мех кролика зимой белый, а летом серый.
3) Определите главную мысль текста. Ответьте на вопрос: «Для кого был написан этот текст?». D
Знакомство с особенностями текста. Упражнение на определение основных особенностей текста.
Тема и основная мысль текста.
Информационный бюллетень курса русского языка для 2-го класса в рамках образовательной системы «Гармония». Уроки разработаны в соответствии с требованиями современного курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда мы общаемся, мы не просто так создаем текст. Мы хотим доказать что-то читателю или слушателю.
С какой целью автор написал текст о природе коренных народов? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?
Когда мы общаемся, мы не просто так создаем текст. Мы хотим доказать что-то читателю или слушателю.
С какой целью автор написал текст о природе коренных народов? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?
Мы должны выяснить главную мысль текста — и задать себе вопрос: Что пытается сказать автор?
Давайте потренируемся.
Прочитайте текст. Какую главную мысль хотел донести автор?
Посмотрите на карту нашей страны. От гордости захватывает дух! На многие тысячи километров он расширил свою территорию. Моря, реки, озера смотрят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни и горы сменяют друг друга. Ни одна страна в мире не имеет такой разнообразной природы, как Россия.
(Основная мысль текста: Россия — богатая страна, которой мы должны гордиться).
Темы могут быть широкими и узкими.
Представьте себе широкую реку и маленькую речку. Что может вместить в себя другое? Конечно, широкая река может вместить в себя множество узких рек. Таким же образом, широкая тема может содержать множество узких тем.
Основная мысль текста
Примеры широких и узких тем. Русские народные сказки — Русские народные сказки — узкая тема.
Общая тема включает в себя ряд отдельных тем. Узкая тема связана с широкой темой, как часть с целым.
Вы знаете, что апельсин состоит из долек. Аналогично, широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).
Выберите широкую тему и узкую тему в каждом ряду.
Ответ: 1. Общая тема — времена года, малые темы — цвета января, мартовской капели и мая. 2. широкий предмет — части речи, узкий — глагол, существительное, прилагательное.
Темы широкие и узкие
- Январь, 2. Времена года, 3. Мартовская капель, 4. Майские краски.
- Глагол, 2. Имя существительное, 3. Части речи, 4. Имя прилагательное.