Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова. Как часто пестрою толпою окружен лермонтов?

Стихотворение о новогоднем танце стало важной вехой в русской литературе. Стало ясно, что в России появился еще один талантливый и мужественный поэт, сделавший свое творчество оружием против пороков общества.

Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов)

Как часто, окруженный пестрой толпой, когда передо мной, как во сне, под шум музыки и танцев, под дикий шепот установленных речей, мелькали образы безжизненных людей, сановных и натянутых масок,

Когда холодные руки, с беспечной смелостью городских красавиц, Касаются моих холодных рук, Внешне погруженных в их блеск и суету, Я ласкаю в своей душе старый сон, Священные звуки минувших веков.

И если мне удается на мгновение забыться, я взлетаю с воспоминанием о своей прошлой жизни, Свободный, как птица; я вижу себя ребенком, а вокруг — мои корни: дом старика и сад с полуразрушенной теплицей,

А за озером дымится деревня и над полями поднимается туман. По темному переулку я иду, Вечерний вид сквозь кусты, И желтые листья шуршат под робкими шагами.

Я думаю о ней, я плачу и люблю, Я люблю работу своей мечты, С глазами, полными голубого света, С улыбками радужными, как юный день В первом сиянии рощи.

Таков всемогущий властелин царства, я просидел в одиночестве много часов, и память о ней вечно жива под бурей ужасных сомнений и страстей, как свежий остров посреди моря, безвредно цветущий в его влажной пустыне.

Когда я приду в себя и услышу их обман, а шум толпы прогонит непрошеную мечту о моем празднике, о, как бы я сорвал их веселье и бросил железный стих в их глаза, пропитанные горечью и злобой.

Стихотворение «Часто пестрою толпою окружен» было написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики назвали его одним из самых значительных произведений поэта. Стихотворение датировано 1 января.

Об истории стихотворения

Современники вспоминали, что 1 и 2 января поэт принимал участие в маскарадах — танцах в костюмах, которые были очень популярны в те годы. Люди, скрывающиеся за масками, чувствовали себя свободнее и увереннее, потому что были уверены, что никто не узнает их под маской.

сказал Вишковатов, обращаясь к А. Мемуары А. Краевский и В.А. Сологуб, писали, что во время маскарада в дворянском собрании Лермонтов смело отвечал дамам голубым и розовым домино. Общество предполагало, что они были дамами королевской семьи. Обиженные женщины предпочли умолчать о случившемся, ведь они сами обидели молодого поэта грубым словом, и инцидент остался бы незамеченным обществом, если бы не эта пьеса.

По своей обвинительной страстности оно близко к стихотворению «На смерть поэта». Это вызвало гнев светского общества, которое и так недолюбливало Михаила Юрьевича за его мрачный и скверный язык. Появление стихотворения «Часто окружен разноцветной толпой» на страницах газеты «Отечественные записки» вызвало новые гонения на поэта со стороны тех, кто узнал себя в этом произведении.

Тема и идея произведения

Лермонтов не в первый раз обращается к теме маскировки. В 1835 году он написал драму «Маскарад». Лермонтов не особенно любил появляться в высшем обществе. Он был чувствительной натурой. Он мог издалека заметить фальшь и неискренность, и эта фальшь беспокоила его. Он не мог и не хотел притворяться, поэтому стал озлобленным и злобным. Это был не первый раз, когда поэт обращался к идее пьесы — противостоянию поэта и мирского общества. О противостоянии Печорина с мирским обществом Лермонтов написал в пьесе «Герой нашего времени». Эта же мысль была выражена в стихотворении «Смерть поэта».

Композиционно поэма состоит из трех частей:

  1. Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
  2. Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
  3. Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.

Стихотворение написано шестистрочными строфами, чередуя шестистрочные и четырехстрочные ямбические строфы. Рифма параллельная и перекрестная. 1-я и 2-я, 4-я и 5-я строки рифмуются с мужскими рифмами, 3-я и 6-я строки — с женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр поэмы близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения напоминает элегию.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем прочитать стихотворение «Как часто, окруженный разноцветной толпой».

Это стихотворение было навеяно костюмированным балом в канун Нового года, на котором присутствовал сам император. Поэтому Николай I воспринял эту работу как оскорбление в свой адрес.

Тема поэмы — обличение светского общества: бессердечного, холодного и всегда скрытого за масками.

Состав — условно можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чужой для поэта мир, громкий и яркий, но пустой внутри. Вторая часть — это описание его ясных снов, в которых прошлое и воображаемое важнее для него, чем настоящее и реальное. А в третьей части лирический герой бросает вызов весельчакам.

  Классицизм как литературное направлениестатья по литературе (7 класс) на тему. Что такое классицизм в литературе?

Жанр — лирическая поэма.

Поэтический формат представляет собой сочетание ямба и гекзаметра.

Прилагательные — «разрозненная толпа», «безжизненные люди», «холодные руки», «старая мечта», «свободная птица».

Метафоры — «ласкающий сон», «деревня дымится», «желтые листья шелестят», «шум толпы пугает».

Сходства: «как молодой день за рощей», «как свежий остров посреди моря».

История создания

В своих воспоминаниях Тургенев рассказывает о маскараде в канун Нового года, на котором присутствовал Лермонтов. По его словам, молодой человек чувствовал себя заметно неуютно в толпе, которая не давала ему покоя. Где-то в этой толпе находился российский император. Лермонтов, напротив, казался отстраненным и грустным.

После этого танца поэт написал стихотворение «Как часто его окружает пестрая толпа» и добавил авторскую надпись, на которой четко написал дату события — первое января 1840 года. Это вызвало гнев Николая Первого, который сразу понял, что за люди были предметом этого поэтического обвинения. В какой-то мере это коснулось и царской семьи, так что враждебное отношение царя к Лермонтову еще более усилилось.

В стихотворении говорится о холодности и черствости светского общества, с одной стороны, и о светлых снах поэта — с другой. Очевидно, что лирический герой, окруженный такими людьми, никогда не сможет прожить свою жизнь так, как ему хочется. Главная идея произведения — постоянное противостояние человека и толпы, которое является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Тема

Лермонтов раскрывает тему через контраст между различными частями стихотворения, который ясно выражает пессимистические взгляды поэта и мрачное настроение. Перекликаясь между первой и третьей частями, он создает рамочную композицию.

Таким образом, первая часть представляет собой воспоминание о бале, где все оживленно и сверкает, но люди скрываются за масками. Они веселятся и не хотят оставлять поэта одного, которому все вокруг кажется мертвым и жутким.

Вторая часть поэмы противопоставляет это его детским воспоминаниям о доме, о долгих прогулках на природе и сладком одиночестве, когда можно просто остаться наедине с жизнью.

И еще труднее мечтательному поэту вернуться в бальный зал — поэтому третья часть не просто эхо первой, но полна гнева: поэт хочет бросить свои обвинительные стихи в лицо этим людям. Стихотворение написано ямбическими четверостишиями и гекзаметрами.

Жанр — лирика. Жанр: Лирическое стихотворение. Литературное движение: Романтизм. Романтическое движение в русской литературе включает в себя конфликт лирического героя с обществом, который можно наблюдать в этом произведении. Он противопоставляет свои ценности обычным взглядам светского общества, которые ему чужды. Герой не принимает образ жизни этих людей, ведь их главные заботы — пошлость и разврат. В их жизни есть место только для веселья, лжи и кокетства.

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Как часто окружен пестрой толпой…» также присутствует «романтическая двойственность». Герой вспоминает беззаботное детство, в котором он еще не знал о человеческой порочности и коварстве, обмане и предательстве. Это идеал лирического Я Лермонтова, любимый мир, которого, к сожалению, больше нет. И это «заставляет его грудь сжиматься от тоски». Не случайно свои детские воспоминания он связывает с «безобидным» островом в море и пустыней. Этот экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и его неспособность найти себя в этих таинственных, далеких местах.

Формат стихотворения — ямбический. Каждая стопа состоит из двух гласных. Тон в каждой стопе падает на второй гласный. Это видно по подчеркнутым гласным в словах первых двух строк. Гласные под ударением

Эти две части разделены лирическим отступлением, посвященным воспоминаниям о беззаботном детстве, когда он был ребенком. Он как будто на мгновение удаляется из шумной комнаты и вспоминает пейзаж и запахи, которые выросли на нем. Эти незабываемые образы кажутся единственным спасением для героя. Однако, к сожалению, ему приходится вернуться к третьей части пьесы, которая еще больше характеризуется гневом и ненавистью к своим ближним.

Образы и символы стихотворения «Как часто окружен пестрою толпой…» придают произведению глубокий подтекст. Таким образом, с помощью различных масок общество пытается скрыть свои недостатки, свои секреты и всю остроту своих нравов. Но герой умело распознает это и осуждает в своем внутреннем монологе.

Основная идея стихотворения «Как часто окружен пестрою толпой…» проявляется в контрасте между главным героем и толпой, его ценностями и взглядами на светское общество. Автор указывает на то, что окружающие его люди проявляют только эмоции, но их души пусты. Он оплакивает утраченные идеалы своего детства, когда его окружали искренние люди, а не маски.

Композиция

Читайте также: краткий анализ поэмы Есенина «Советская Россия» из плана.

  Александр Пушкин ~ Узник (Сижу за решеткой в темнице сырой) Анализ. Кто написал стихотворение узник?

Таким образом, смысл стихотворения «Как часто окружен пестрою толпой…» определяет и конфликт, и основную проблему пьесы: он враждебен мирскому обществу, потому что противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос о конфликте между ценностями высокоморального героя и бездушным мировоззрением народа остается открытым.

Образы и символы

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто в смешанной стае» выявляет образы лирической фигуры и птицы. Они помогают углубить подтекст произведения и сделать его более интересным. Различные маски в стихах выступают в качестве своеобразной защиты. За ними люди пытаются скрыть не только свои лица, но и свои недостатки, свои тайны и всю убогость нравов. Но герой вскоре понимает это и раскрывает все в своем внутреннем монологе.

  • Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
  • Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи, где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.

Основная идея

Изображение лирического героя стихотворения, кажется, определяет динамику всего творчества Лермонтова. Он предстает перед читателем как революционер, противник общества, в котором ему приходится жить. Лермонтов признает, что не принимает общество, которое его окружает, но в то же время он осознает, что ничего не имеет против него. Он бессилен против общества. Поэтому у автора нет иного выбора, кроме как жить во лжи и в мире, где бессердечные люди скрываются за масками реальной жизни.

Птица в пьесе символизирует свободу. Герой хочет, подобно этому существу, быть

Когда я вижу их перед собой, как во сне,

Образы и символы

Под шум музыки и танцев,

С диким шепотом заученных наизусть слов,

Передо мной мелькают образы безжизненных мужчин,

С натянутыми масками и с достоинством,

  1. В первой части произведения поэт вспоминает бал, описывает его шумиху и блеск. Люди на торжестве скрываются за масками. Несмотря на празднование, они не желают оставить в покое героя стихотворения, а поэтому ему все кажется пугающим и неживым.
  2. Вторая часть совершено иная, в ней персонаж вспоминает о детстве, любимых местах, долгих прогулах на природе и сладком одиночестве. Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи.
  3. Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза.

Когда они касаются моих холодных рук

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтов М. Ю.

Литературный блог

С беспечной дерзостью городских красавиц

Отрывок стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен » Лермонтов М. Ю.

«И руки городских красавиц,

Внешне они тонут в своем блеске и суете,

Я ласкаю в своей душе старую мечту,

Священные звуки ушедших лет.

Вариант 1

«Как часто, окруженный пестрой толпой…» — одно из самых задушевных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное мечте о человеческом взаимопонимании, которая зародилась в детстве, но так и не смогла осуществиться. Автор воплотил эту мечту в своих поэтических образах, которые противостоят мертвой, холодной, безжизненной реальности. Это произведение иногда сравнивают со стихотворением Пушкина «Толпа и поэт».

Эпиграф поэмы гласит «1 января» и посвящен балу-маскараду, на котором присутствует высшее общество и императорская семья. Новогодний бал состоялся в Большом Каменном театре в ночь с 1 на 2 января 1840 года, на нем присутствовали Николай I и члены императорской семьи. Написать и опубликовать стихотворение, описывающее бал с царями, было смелым поступком Лермонтова. Эта работа косвенно повлияла на самого императора, тем самым усугубив враждебные чувства Николая I к автору.

Основная тема стихотворения «Как часто, окруженный пестрою толпой» — это обвинение «маскировки» жизни, холодной черствости мирского общества.

С первых строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего танца с «помпой и пышностью». Он рисует радостное веселье с «шумом музыки и танцами». Однако это лишь вступление, предваряющее дальнейший монолог автора.

  Что такое метафора в литературе. Что такое метафора в литературе?

Уже в четвертой строке мы читаем:

«В диком шепоте заученных слов…»

и мы слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу же блеск новогоднего бала исчезает, и мы видим совсем другую картину:

«Вспыхивают образы безжизненных людей,

«Маски безжизненных людей…»

Такое впечатление, что все присутствующие надевают маски, чтобы скрыть черствость, бесчувственность и другие недостатки общества.

Во второй части поэмы автор «погружается» в особую атмосферу, в которой все вокруг кажется ему фантастическим, он видит все «как сквозь сон», не тронутый глубинами его личности:

Внешне они погружены в свой гламур и суету,

Я ласкаю в своей душе древний сон,

священные звуки прошлых времен.

И для него воображаемое прошлое оказывается настоящей реальностью, изображенной с большой точностью и любовью:

Спящее озеро, покрытое зеленой паутиной травы,

А за озером дымится деревня…

Вдали над полями поднимается туман…

И странная тоска сжимает мою грудь:

Я думаю о ней, плачу и люблю ее,

Я люблю существо моей мечты.

Противоречие между мечтой и безжизненной реальностью заставляет автора протестовать и бросать вызов обществу:

«Когда я приду в себя и пойму, что меня обманули.

Шум толпы пугает мой сон,

«Когда я проснусь и пойму, что обман и шум толпы

О, как я хочу помешать их веселью.

Вариант 1

Основные темы произведений Михаила Лермонтова — одиночество лирического героя («Выхожу один я на дорогу свою»), неприятие и презрение современного общества, любовь Лермонтова к родине и тщетные поиски истинных чувств. Эти темы наиболее ярко проявляются в стихотворении Лермонтова 1840 года «Часто окружен пестрою толпой…».

Стихотворение имеет подзаголовок «1 января». Он был вдохновлен костюмированным балом в канун Нового года. Уже в первых строках поэт вводит мотив маскировки, пустого тщеславия, лицемерия мирского общества. Лирику все это не нравится. Он воспринимает маскировку не как веселье, как новогоднюю забаву, а как своеобразный парад лжи, обмана, искусственности:

В диком шепоте произносимых речей,

Изображения безжизненных людей непостоянны,

Образы безжизненных мужчин и маски, которые сбрасывают приличия.

Особое внимание поэт уделяет описанию красот общества. Он подчеркивает их «холодные, твердые руки», которые выражают лицемерие, бесчувственность, пустоту и искусственность. Лирический герой не выделяется из этой толпы, но, «внешне погруженный в ее гламур и суету», вспоминает свое детство, свою деревню и свою настоящую любовь.

Вторая часть поэмы, контрастирующая с первой, описывает воспоминания героя о своем детстве. Они окрашены в яркие, небесные, «искренние» тона. Подчеркивается особое отношение главного героя к этим воспоминаниям: они не только очень дороги ему, но даже священны:

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен » – анализ по плану

Сразу же блеск новогоднего бала исчезает, и мы видим совсем другую картину:

Священные звуки ушедших лет.

Это место создает образ его дома, дома поэта. Эти воспоминания связаны с детством и символизируют чистоту, искренность и глубину чувств. Здесь появляется образ идеальной возлюбленной героя, который резко контрастирует с образами мирских красавиц в первой части поэмы.

Поэт обращает внимание на глаза и улыбку героини: «С глазами, полными голубого огня, с улыбкой радужной, как юный день за первым светом рощи». Эта девушка выделяется своей естественной красотой. Поэт подчеркивает, что она — живой человек, способный испытывать настоящие эмоции.

Лирический герой мемуаров чувствует, что он — «могучий властелин» своих грез; мир зависит только от него, от его желаний. Воспоминания — это «крепость» героя; они дают ему защиту от лжи, лицемерия и пустоты окружающей его действительности. Интересно, что различные образы (дом, природа, любовь) создают в душе лирического героя единый образ, который является для него идеалом:

И память об этом до сих пор жива.

Под бурей мучительных сомнений и страстей,

Как свежий остров посреди моря

Я люблю существо моей мечты.

Противоречие между мечтой и безжизненной реальностью заставляет автора протестовать и бросать вызов обществу:

Поэтому его единственная судьба как поэта — обличение. Лирический герой хочет нанести удар по тщеславию и веселью этих эгоистичных людей, чтобы показать их истинное ничтожество и пустоту:

«О, как бы я хотел испортить их веселье.

И смело бросьте им в глаза железный стих,

«и смотри им в глаза с горечью и гневом».

Вторая часть поэмы, контрастирующая с первой, описывает воспоминания героя о своем детстве. Они окрашены в яркие, небесные, «искренние» тона. Подчеркивается особое отношение главного героя к этим воспоминаниям: они не только очень дороги ему, но даже священны:

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий