Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), которая фактически являлась вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Х. Бюргера. Чтобы адаптировать текст для русского читателя, автор изменил имя главной героини и ее местонахождение, а также ввел отсылки к русскому фольклору и мифам.
Светлана | cтихотворение и анализ
Автор: В.А.: 1812 | Жанр: поэзия | Жанр: романс | Время событий: 19 век | Место событий: Россия | Школа: 9 класс | Возраст: подростковый | Время чтения: до 1 часа | Тематика: Любовь и ненависть, религия и Бог Главные герои: Светлана, фото жениха А.А. Воейкова Однажды в канун Рождества девушки занимались гаданием: Сняли обувь и выбросили за ворота; разгребли снег; послушали под окном; покормили курочку, считая пшеницу; задули свечу; положили в чашку с чистой водой золотое кольцо и изумрудные серьги; положили на чашку белые ножницы и спели в такт чашке песенку. Луна тускло светит в сумерках тумана — молчалива и печальна милая Светлана. «В чем дело, друг мой? Скажи слово, услышь песню круга, Сними свое кольцо. «Ковать, ковать мне золотой венец, Ковать мне золотое кольцо; Этим кольцом я буду венчана, Этим кольцом я буду венчана на святом гвозде». «Как я могу, друзья мои, петь? Мой дорогой друг далеко; мне суждено умереть в одинокой печали. Год прошел без вестей, он больше не пишет мне; увы! И только с ним красный свет; Только с ним мое сердце дышит. Неужели ты не вспомнишь меня? Где и на какой стороне вы стоите? Где твоя обитель? Я молюсь и плачу! Утоли мою печаль, ангел-утешитель». В комнате стоит стол, покрытый белой вуалью; на столе — зеркало и свеча; на столе — две тарелки. «Загадай желание, Светлана; в прозрачном стекле зеркала, в полночь, без лукавства, ты узнаешь свою судьбу: твой возлюбленный постучит в дверь легкой рукой; замок упадет с двери; он сядет на свой прибор, чтобы пообедать с тобой». Здесь сидит Красавица одна; Она в зеркало глядится с тайной робостью; Темнота в зеркале, мертвая тишина кругом; Тускло мерцает огонек свечи…. Ее робость сотрясает ее грудь; Она боится оглянуться назад; Страх делает ее глаза тусклыми. Вспыхивает пламя, воет сверчок, вестник полуночи. Светлана подпирает себя локтем и тихо дышит. Легкий стук в замок, она слышит его; с тревогой смотрит в зеркало; «За ее плечами, казалось, сиял кто-то с яркими глазами…». «Ее разум полон страха…» «Вдруг мягкий, слабый шепот влетает ей в ухо. «Я с тобой, моя красавица, небеса укрощены, твои стенания услышаны!». Она оглядывается. Ее возлюбленный протягивает к ней руки. «Радость, свет моих очей, мы не расстанемся. Отпустите нас! Священник ожидает в церкви, дьякон и дьячки; хор поет свадебную песню; церковь освещается свечами». Нежный взгляд как
Девочка находится в страшном месте; кругом метель и снег. Она видит свет в хижине; она перекрестилась; она стучит в дверь с молитвой….. Дверь захлопнулась, она зарычала. Он тихо растворяется. И вот, в хижине стоит гроб, покрытый белым гробом, с ликом Спасителя у ног его, и свеча перед образом….. Ах, Светлана, что с тобой? В чью квартиру вы вошли? Пустой, безответный обитатель страшной хижины. Она входит, дрожа и плача, бросается в прах перед иконой, читает молитву и робко прячется с крестом в руке среди святых в углу. Все спокойно… Метели нет… Свеча тускло светит, то и дело трепещет, снова тень. Все лежит в глубоком, мертвом сне, Ужасное молчание…. Молчи, Светлана, в тишине свет журчит…. Заснеженный голубь с блестящими глазами подлетает к ее углу, тихо садится и обнимает ее своими крыльями. Все снова тихо… Светлана видит, как мертвец шевелится под белой тканью. Завеса разорвана; мертвец (его лицо чернее ночи) Все видно — корона на лбу, глаза закрыты. Внезапно… стон раздается на его сомкнутых губах; он с трудом разжимает свои холодные руки И девушка…. дрожит… Катастрофа близка… Но белый голубь не спит. Он проснулся и повернул свой светлый таран; к груди мертвеца он прилетел…. Когда у него не осталось сил, он застонал и заскрипел зубами, а его страшные глаза сверкнули на девушку….. Снова бледность на губах; В глазах, закатившихся назад, Смерть изобразилась Показать, Светлана…. О Создатель! Ваш дорогой друг мертв! А, и он проснулся. Во. у зеркала, одна посреди комнаты; Сквозь тонкую занавеску окна блестит луч дневного света; Громко петушиное перо бьется, приветствуя день песней; Все светло…. Сон потряс сознание Светланы. «Ах, страшный, страшный сон! Не провозглашает добрых вестей — Горькая судьба — тайный мрак грядущих дней, Что ты обещаешь душе моей, радость или печаль?» Светлана сидит, томно на груди, под окном; Из окна ее улица широка, как туман; Снег блестит на солнце, туман дует низко…. Чу… Вдали звонит пустой колокол; По дороге бежит снежный прах; Сани едут, словно на крыльях; Подъезжает он — вот уже ворота; К крыльцу подходит прекрасный гость….. Кто. Зять Светланы. К чему снится тебе, Светлана, прорицательница страха? Ваш друг с вами, он все тот же, что и в разлуке; Та же любовь в его глазах, тот же приятный взгляд, Та же сладостная речь на его сладких губах. Откройте себя,
- Экспозиция – идёт повествование о святочном гадании девушек.
- Этап сюжетной завязки – главная героиня, находясь в одиночестве, смотрит в зеркало, погружаясь в сон. Появляется суженый, умоляющий девушку обвенчаться с ним.
- Этап развития событий – мы видим стремительную дорогу, проходящую сквозь метель, по которой идёт панихида по покойному. Тут же всё исчезает, и Светлана попадает в избу, где установлен гроб с усопшим.
- Этап кульминации – в усопшем девушка узнаёт своего жениха: она в ужасе пробуждается.
- Этап сюжетной развязки – пробуждение главной героини. Встреча девушки с возлюбленным.
- Эпилог – поэт желает Светлане личного счастья и большой любви.
При попытке определить жанр произведения, его часто называют поэмой, хотя сам Зуковский описывал свою «Светлану» исключительно как балладу. Это, безусловно, пример баллады: сюжет рассказан одним методичным слогом, а романтический герой оказывается в гуще таинственных, мистических событий. Поэтическое величие — это рефрен. Эта грандиозность придает произведению особую мелодичность и плавность. Форма схемы перекрестных рифм еще больше усиливает этот эффект.
- образ Светланы – центральный. В начале произведения девушка предстаёт перед читателями встревоженной и грустной по причине того, что ей неизвестна судьба жениха. Поэтому Светлана не может вести себя столь же беспечно, как и её беззаботные подруги. В поведении девушки имеется одна принципиальная деталь, отличающая её от оригинальной героини поэмы «Ленора»: узнав о кончине жениха, невеста не винит в его смерти Бога, а, наоборот – молится ему. К тому же, эмоциональное состояние Светланы, в момент ужасного видения, является лишь испугом, а вовсе не отчаянием. Девушка готова смириться с «горькой судьбиной», но не готова роптать на Всевышнего. Именно за проявленную стойкость духа Светлана получает «подарок небес» – возлюбленный возвращается к ней;
- образ жениха – молодому человеку автор посвящает лишь несколько поэтических строк. Юноша представляется человеком верным, сильным, преданным, умеющим любить, невероятно честным. Он достоин такой прекрасной, верной и доброй невесты, как Светлана.
Темы и настроение
В балладе очень интересная система образов. В начале повествования выделяется только главный герой, остальные персонажи окутаны туманом задумчивости. Все остальные персонажи, за исключением Светланы, кажутся декорациями к пьесе и не играют самостоятельной роли.
- Тема любви – чувство искренней любви насквозь пронизывает всё поэтическое «полотно» произведения. Именно любовь служит основным двигателем сюжета: она провоцирует Светлану заняться святочным гаданием. Чувство искренней любви делает девушку сильной, помогает ей не утратить надежду на скорую счастливую встречу с избранником.
- Тема веры – главная героиня баллады верующая, поэтому она нисколько не сомневается, что искренняя молитва сможет защитить её жениха от смерти. Именно молитва спасает и саму Светлану от ужасных «объятий» мертвеца: а ведь именно этого не удалось избежать Леноре – героине оригинальной немецкой баллады.
- Тема гадания – данная тема раскрывается весьма оригинально. Прежде всего, девушка не наблюдает видение в зеркале: всё происходящее ей лишь снится. Затем, гадающая девушка обязана была снять с шеи крест, а Светлана осталась на святочное гадание «с крестом своим в руке». Она не способна отдаться процессу гадания полностью: во время мистического сеанса девушка продолжает молиться.
Жуковский поднимает три важные темы и предлагает их для обсуждения:
Меланхоличная страсть баллады проникнута чувствами таинственного ожидания, сомнения, надежды и искренней любви. Через главную героиню Светлану читатели баллады имеют уникальную возможность испытать весь спектр чувственных переживаний девушки.
Пьеса была написана в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты этого течения. Основные черты жанра баллады четко обозначены в «Светлане». Поэтому неправильно называть его поэмой из-за его объема. Баллада — один из основных жанров романтического стиля.
В лирическом произведении Жуковского можно обнаружить важнейшие типичные черты баллады. Это лирико-эпическое художественное произведение, описывающее необычайно драматическую ситуацию. Поэтическая лирика «Светланы» обладает особой благозвучностью, а сюжет полон мистики и загадочных событий.
Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Эта история неотделима от русского и немецкого фольклора. Характерной особенностью немецкого фольклора является присутствие мертвого жениха, восстающего из гроба. Русский фольклор придает особую мистику ритуалам святочных гаданий.
В балладе много символов, характерных для русского фольклора. Ворон выступает в роли вестника смерти, таинственная полуразрушенная избушка напоминает о доме Бабы Яги, а белый голубь отсылает читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только прокричит петух.
Еще один типично романтический прием в этом стихотворении — вызывание сна. Перед главным героем стоит великий вопрос, на чью сторону встать. Должна ли она хранить в своем сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим искушениям?
В балладе много второстепенных персонажей и символических образов.
Главный герой — девушка Све
Тема любви является главной движущей силой произведения. Это центральный мотив всего повествования. Любовь ведет Светлану к мистическим бумагам, дает ей силы и помогает верить в лучшее.
Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и приводит к счастливой жизни.
Темы баллады
Автор оригинально представляет тему гадания. Видения появляются не в зеркале, а в воображении Светланы, в ее снах. Отвергается основное правило гадания — отказ от божественной поддержки и снятие креста с тела перед церемонией. Девушка проходит испытание «с крестом в руке». И здесь Жуковский говорит о важности веры в провидение.
- любви,
- веры в Бога,
- предсказаний.
Невозможно представить романтизм без жанра баллады, поскольку история рассказывается одним мелодичным слогом, а с героем часто происходят сверхъестественные события.
Романтизм очень ярко представлен в балладе «Светлана». Характерной чертой этого периода является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю более русской, Жуковский не отказывается от одного из основных мотивов немецкого фольклора — похищения невесты мертвецом. Таким образом, фантазия в балладе «Светлана» происходит из двух культур: из России он черпает тему обещания крещения, а из Германии — тему жениха, восстающего из гроба.
Баллада богата символами русского фольклора. Ворон, например, является вестником смерти, а избушка обозначает Бабу-Ягу, чья обитель находится на границе между миром живых и миром мертвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который, подобно ангелу, спасает Светлану из адской тьмы. Песня петуха разгоняет темноту ночи и возвещает рассвет — все возвращается на круги своя.
Жанр и направление
Мотив сна — еще один типично романтический прием. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет ее жениху вернуться, или поддаться сомнениям и не верить в силу Творца.
Суть баллады «Светлана» такова: в ночь крещения девушки по традиции собираются, чтобы погадать на суженого. Но героиня не в восторге от этого задания: она беспокоится о своем возлюбленном, который находится на войне. Она хочет узнать, вернется ли ее жених, и поэтому занимается гаданием. Она видит своего возлюбленного и церковь, но затем все превращается в ужасный образ: дом с гробом, в котором лежит ее возлюбленный.
Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: утром девушка просыпается ото сна, напуганная дурным предзнаменованием, но все оборачивается благополучно: Жених возвращается целым и невредимым. В этом и заключается суть истории.
В повествовании на первый план выходит только женщина-протагонист. Сайт
О чем?
Характеристика Светланы Зуковской представлена как положительная, не идеальная, но образцовая. В ее поведении есть одна деталь, которая радикально отличает ее от девушек в других версиях авторского перевода и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти своего возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент видения ужаса, вероятно, можно описать как ужас, но не отчаяние. Главная героиня готова принять «горькую судьбу», но не винить Бога за то, что он не прислушался к ней.
Светлана вознаграждена за свою смелость — к ней возвращается ее жених: «та же любовь в его глазах». Несколько строк о женихе показывают, что он человек слова, верный и искренний. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.
Главные герои и их характеристика
Главные темы пьесы — любовь и верность.
Проблема «Светланы» очень сложна и оригинальна даже для нашего времени.
«Светлана» стала очень популярной среди читателей. В основном это связано с тем, что в балладе слишком много деталей национального колорита, она была близка народу и считалась истинно русским произведением, понятным читателю. Здесь присутствует широкая фольклорная основа: некоторые приметы, типичные оракулы, ссылки на известные песни и легенды, мотивы из русских сказок и преданий. Православной России того времени нравился конец пьесы, в котором девушка спасается от злых сил через веру в Бога. Это основная идея пьесы: религиозность защищает людей от зла и является залогом счастливой жизни.
Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н. М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».
Темы
Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные характеристики: Текст написан мелодичным, лирическим языком, сверхъестественные события постигают героиню. Размер рифмы — это танец с перекрестной рифмой.
- Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
- Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
- Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.
Проблемы
Фантазия пьесы относится одновременно к двум культурам:
- В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
- Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.
Главная мысль
Главной особенностью творчества Жуковского является использование символики русского фольклора.
Символизм русской культуры основан на использовании символического языка русского языка:
Еще одна черта романтизма в балладе «Светлана» — мотив мечтательности. Главная героиня оказывается перед выбором: либо она поддается своим сомнениям и теряет веру в волю отца.
Даже в момент страшного видения она скорее напугана, чем отчаялась. Девушка готова принять свою горькую судьбу, но не роптать на Бога и не обвинять Его в том, что Он не слушает ее.
- русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
- немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.
Светлана вознаграждена за свою храбрость возвращением любимого. В поэме жених описан всего несколькими словами, но ясно, что это честный и порядочный человек, достойный такой невесты, как Светлана.
Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но наибольшей популярностью у публики пользовалась «Светлана». В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», счастливый конец пришелся по вкусу читателю.
- Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
- Черный ворон, предвещающий смерть.
- Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
- Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.
В «Светлане» автор выражает мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приводит к добру. В своих работах Жуковский выделяет следующие темы:
Характеристика героев
Как человек с высоким уровнем образования, Жуковский не мог не задумываться над проблемой суеверий, широко распространенных среди неграмотных людей. Люди верили в самые безумные и нелепые приметы, магию, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что она предавалась языческим гаданиям в православный праздник Богоявления. Он лишь мягко упрекает ее: «О чем ты мечтаешь, Светлана?
Основная идея баллады заключается в том, что не следует верить в приметы и гадальные сны. В трудную минуту человека поддерживает вера в себя и в Бога. Если он будет твердо стоять в своих убеждениях, все плохое пройдет.
Раскрытие темы и проблематика
- Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
- Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
- Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.