Светлана» анализ баллады В. А. Жуковского. В чем смысл баллады светлана?

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), которая фактически являлась вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Х. Бюргера. Чтобы адаптировать текст для русского читателя, автор изменил имя главной героини и ее местонахождение, а также ввел отсылки к русскому фольклору и мифам.

Светлана | cтихотворение и анализ

Автор: В.А.: 1812 | Жанр: поэзия | Жанр: романс | Время событий: 19 век | Место событий: Россия | Школа: 9 класс | Возраст: подростковый | Время чтения: до 1 часа | Тематика: Любовь и ненависть, религия и Бог Главные герои: Светлана, фото жениха А.А. Воейкова Однажды в канун Рождества девушки занимались гаданием: Сняли обувь и выбросили за ворота; разгребли снег; послушали под окном; покормили курочку, считая пшеницу; задули свечу; положили в чашку с чистой водой золотое кольцо и изумрудные серьги; положили на чашку белые ножницы и спели в такт чашке песенку. Луна тускло светит в сумерках тумана — молчалива и печальна милая Светлана. «В чем дело, друг мой? Скажи слово, услышь песню круга, Сними свое кольцо. «Ковать, ковать мне золотой венец, Ковать мне золотое кольцо; Этим кольцом я буду венчана, Этим кольцом я буду венчана на святом гвозде». «Как я могу, друзья мои, петь? Мой дорогой друг далеко; мне суждено умереть в одинокой печали. Год прошел без вестей, он больше не пишет мне; увы! И только с ним красный свет; Только с ним мое сердце дышит. Неужели ты не вспомнишь меня? Где и на какой стороне вы стоите? Где твоя обитель? Я молюсь и плачу! Утоли мою печаль, ангел-утешитель». В комнате стоит стол, покрытый белой вуалью; на столе — зеркало и свеча; на столе — две тарелки. «Загадай желание, Светлана; в прозрачном стекле зеркала, в полночь, без лукавства, ты узнаешь свою судьбу: твой возлюбленный постучит в дверь легкой рукой; замок упадет с двери; он сядет на свой прибор, чтобы пообедать с тобой». Здесь сидит Красавица одна; Она в зеркало глядится с тайной робостью; Темнота в зеркале, мертвая тишина кругом; Тускло мерцает огонек свечи…. Ее робость сотрясает ее грудь; Она боится оглянуться назад; Страх делает ее глаза тусклыми. Вспыхивает пламя, воет сверчок, вестник полуночи. Светлана подпирает себя локтем и тихо дышит. Легкий стук в замок, она слышит его; с тревогой смотрит в зеркало; «За ее плечами, казалось, сиял кто-то с яркими глазами…». «Ее разум полон страха…» «Вдруг мягкий, слабый шепот влетает ей в ухо. «Я с тобой, моя красавица, небеса укрощены, твои стенания услышаны!». Она оглядывается. Ее возлюбленный протягивает к ней руки. «Радость, свет моих очей, мы не расстанемся. Отпустите нас! Священник ожидает в церкви, дьякон и дьячки; хор поет свадебную песню; церковь освещается свечами». Нежный взгляд как

Девочка находится в страшном месте; кругом метель и снег. Она видит свет в хижине; она перекрестилась; она стучит в дверь с молитвой….. Дверь захлопнулась, она зарычала. Он тихо растворяется. И вот, в хижине стоит гроб, покрытый белым гробом, с ликом Спасителя у ног его, и свеча перед образом….. Ах, Светлана, что с тобой? В чью квартиру вы вошли? Пустой, безответный обитатель страшной хижины. Она входит, дрожа и плача, бросается в прах перед иконой, читает молитву и робко прячется с крестом в руке среди святых в углу. Все спокойно… Метели нет… Свеча тускло светит, то и дело трепещет, снова тень. Все лежит в глубоком, мертвом сне, Ужасное молчание…. Молчи, Светлана, в тишине свет журчит…. Заснеженный голубь с блестящими глазами подлетает к ее углу, тихо садится и обнимает ее своими крыльями. Все снова тихо… Светлана видит, как мертвец шевелится под белой тканью. Завеса разорвана; мертвец (его лицо чернее ночи) Все видно — корона на лбу, глаза закрыты. Внезапно… стон раздается на его сомкнутых губах; он с трудом разжимает свои холодные руки И девушка…. дрожит… Катастрофа близка… Но белый голубь не спит. Он проснулся и повернул свой светлый таран; к груди мертвеца он прилетел…. Когда у него не осталось сил, он застонал и заскрипел зубами, а его страшные глаза сверкнули на девушку….. Снова бледность на губах; В глазах, закатившихся назад, Смерть изобразилась Показать, Светлана…. О Создатель! Ваш дорогой друг мертв! А, и он проснулся. Во. у зеркала, одна посреди комнаты; Сквозь тонкую занавеску окна блестит луч дневного света; Громко петушиное перо бьется, приветствуя день песней; Все светло…. Сон потряс сознание Светланы. «Ах, страшный, страшный сон! Не провозглашает добрых вестей — Горькая судьба — тайный мрак грядущих дней, Что ты обещаешь душе моей, радость или печаль?» Светлана сидит, томно на груди, под окном; Из окна ее улица широка, как туман; Снег блестит на солнце, туман дует низко…. Чу… Вдали звонит пустой колокол; По дороге бежит снежный прах; Сани едут, словно на крыльях; Подъезжает он — вот уже ворота; К крыльцу подходит прекрасный гость….. Кто. Зять Светланы. К чему снится тебе, Светлана, прорицательница страха? Ваш друг с вами, он все тот же, что и в разлуке; Та же любовь в его глазах, тот же приятный взгляд, Та же сладостная речь на его сладких губах. Откройте себя,

  1. Экспозиция – идёт повествование о святочном гадании девушек.
  2. Этап сюжетной завязки – главная героиня, находясь в одиночестве, смотрит в зеркало, погружаясь в сон. Появляется суженый, умоляющий девушку обвенчаться с ним.
  3. Этап развития событий – мы видим стремительную дорогу, проходящую сквозь метель, по которой идёт панихида по покойному. Тут же всё исчезает, и Светлана попадает в избу, где установлен гроб с усопшим.
  4. Этап кульминации – в усопшем девушка узнаёт своего жениха: она в ужасе пробуждается.
  5. Этап сюжетной развязки – пробуждение главной героини. Встреча девушки с возлюбленным.
  6. Эпилог – поэт желает Светлане личного счастья и большой любви.
  Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен. Что такое риторический вопрос?

При попытке определить жанр произведения, его часто называют поэмой, хотя сам Зуковский описывал свою «Светлану» исключительно как балладу. Это, безусловно, пример баллады: сюжет рассказан одним методичным слогом, а романтический герой оказывается в гуще таинственных, мистических событий. Поэтическое величие — это рефрен. Эта грандиозность придает произведению особую мелодичность и плавность. Форма схемы перекрестных рифм еще больше усиливает этот эффект.

  • образ Светланы – центральный. В начале произведения девушка предстаёт перед читателями встревоженной и грустной по причине того, что ей неизвестна судьба жениха. Поэтому Светлана не может вести себя столь же беспечно, как и её беззаботные подруги. В поведении девушки имеется одна принципиальная деталь, отличающая её от оригинальной героини поэмы «Ленора»: узнав о кончине жениха, невеста не винит в его смерти Бога, а, наоборот – молится ему. К тому же, эмоциональное состояние Светланы, в момент ужасного видения, является лишь испугом, а вовсе не отчаянием. Девушка готова смириться с «горькой судьбиной», но не готова роптать на Всевышнего. Именно за проявленную стойкость духа Светлана получает «подарок небес» – возлюбленный возвращается к ней;
  • образ жениха – молодому человеку автор посвящает лишь несколько поэтических строк. Юноша представляется человеком верным, сильным, преданным, умеющим любить, невероятно честным. Он достоин такой прекрасной, верной и доброй невесты, как Светлана.

Темы и настроение

В балладе очень интересная система образов. В начале повествования выделяется только главный герой, остальные персонажи окутаны туманом задумчивости. Все остальные персонажи, за исключением Светланы, кажутся декорациями к пьесе и не играют самостоятельной роли.

  1. Тема любви – чувство искренней любви насквозь пронизывает всё поэтическое «полотно» произведения. Именно любовь служит основным двигателем сюжета: она провоцирует Светлану заняться святочным гаданием. Чувство искренней любви делает девушку сильной, помогает ей не утратить надежду на скорую счастливую встречу с избранником.
  2. Тема веры – главная героиня баллады верующая, поэтому она нисколько не сомневается, что искренняя молитва сможет защитить её жениха от смерти. Именно молитва спасает и саму Светлану от ужасных «объятий» мертвеца: а ведь именно этого не удалось избежать Леноре – героине оригинальной немецкой баллады.
  3. Тема гадания – данная тема раскрывается весьма оригинально. Прежде всего, девушка не наблюдает видение в зеркале: всё происходящее ей лишь снится. Затем, гадающая девушка обязана была снять с шеи крест, а Светлана осталась на святочное гадание «с крестом своим в руке». Она не способна отдаться процессу гадания полностью: во время мистического сеанса девушка продолжает молиться.

Жуковский поднимает три важные темы и предлагает их для обсуждения:

Меланхоличная страсть баллады проникнута чувствами таинственного ожидания, сомнения, надежды и искренней любви. Через главную героиню Светлану читатели баллады имеют уникальную возможность испытать весь спектр чувственных переживаний девушки.

«Светлана» анализ баллады В. А. Жуковского

Пьеса была написана в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты этого течения. Основные черты жанра баллады четко обозначены в «Светлане». Поэтому неправильно называть его поэмой из-за его объема. Баллада — один из основных жанров романтического стиля.

В лирическом произведении Жуковского можно обнаружить важнейшие типичные черты баллады. Это лирико-эпическое художественное произведение, описывающее необычайно драматическую ситуацию. Поэтическая лирика «Светланы» обладает особой благозвучностью, а сюжет полон мистики и загадочных событий.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Эта история неотделима от русского и немецкого фольклора. Характерной особенностью немецкого фольклора является присутствие мертвого жениха, восстающего из гроба. Русский фольклор придает особую мистику ритуалам святочных гаданий.

В балладе много символов, характерных для русского фольклора. Ворон выступает в роли вестника смерти, таинственная полуразрушенная избушка напоминает о доме Бабы Яги, а белый голубь отсылает читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только прокричит петух.

  Краткое содержание «Бедная Лиза». Кто написал бедную лизу?

Еще один типично романтический прием в этом стихотворении — вызывание сна. Перед главным героем стоит великий вопрос, на чью сторону встать. Должна ли она хранить в своем сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим искушениям?

В балладе много второстепенных персонажей и символических образов.

«Светлана» анализ баллады В. А. Жуковского

Главный герой — девушка Све

Тема любви является главной движущей силой произведения. Это центральный мотив всего повествования. Любовь ведет Светлану к мистическим бумагам, дает ей силы и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и приводит к счастливой жизни.

Темы баллады

Автор оригинально представляет тему гадания. Видения появляются не в зеркале, а в воображении Светланы, в ее снах. Отвергается основное правило гадания — отказ от божественной поддержки и снятие креста с тела перед церемонией. Девушка проходит испытание «с крестом в руке». И здесь Жуковский говорит о важности веры в провидение.

  • любви,
  • веры в Бога,
  • предсказаний.

«Светлана» анализ баллады В. А. Жуковского

Невозможно представить романтизм без жанра баллады, поскольку история рассказывается одним мелодичным слогом, а с героем часто происходят сверхъестественные события.

Романтизм очень ярко представлен в балладе «Светлана». Характерной чертой этого периода является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю более русской, Жуковский не отказывается от одного из основных мотивов немецкого фольклора — похищения невесты мертвецом. Таким образом, фантазия в балладе «Светлана» происходит из двух культур: из России он черпает тему обещания крещения, а из Германии — тему жениха, восстающего из гроба.

Баллада богата символами русского фольклора. Ворон, например, является вестником смерти, а избушка обозначает Бабу-Ягу, чья обитель находится на границе между миром живых и миром мертвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который, подобно ангелу, спасает Светлану из адской тьмы. Песня петуха разгоняет темноту ночи и возвещает рассвет — все возвращается на круги своя.

Жанр и направление

Мотив сна — еще один типично романтический прием. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет ее жениху вернуться, или поддаться сомнениям и не верить в силу Творца.

Суть баллады «Светлана» такова: в ночь крещения девушки по традиции собираются, чтобы погадать на суженого. Но героиня не в восторге от этого задания: она беспокоится о своем возлюбленном, который находится на войне. Она хочет узнать, вернется ли ее жених, и поэтому занимается гаданием. Она видит своего возлюбленного и церковь, но затем все превращается в ужасный образ: дом с гробом, в котором лежит ее возлюбленный.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: утром девушка просыпается ото сна, напуганная дурным предзнаменованием, но все оборачивается благополучно: Жених возвращается целым и невредимым. В этом и заключается суть истории.

В повествовании на первый план выходит только женщина-протагонист. Сайт

О чем?

Характеристика Светланы Зуковской представлена как положительная, не идеальная, но образцовая. В ее поведении есть одна деталь, которая радикально отличает ее от девушек в других версиях авторского перевода и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти своего возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент видения ужаса, вероятно, можно описать как ужас, но не отчаяние. Главная героиня готова принять «горькую судьбу», но не винить Бога за то, что он не прислушался к ней.

Светлана вознаграждена за свою смелость — к ней возвращается ее жених: «та же любовь в его глазах». Несколько строк о женихе показывают, что он человек слова, верный и искренний. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Главные герои и их характеристика

Главные темы пьесы — любовь и верность.

Проблема «Светланы» очень сложна и оригинальна даже для нашего времени.

«Светлана» стала очень популярной среди читателей. В основном это связано с тем, что в балладе слишком много деталей национального колорита, она была близка народу и считалась истинно русским произведением, понятным читателю. Здесь присутствует широкая фольклорная основа: некоторые приметы, типичные оракулы, ссылки на известные песни и легенды, мотивы из русских сказок и преданий. Православной России того времени нравился конец пьесы, в котором девушка спасается от злых сил через веру в Бога. Это основная идея пьесы: религиозность защищает людей от зла и является залогом счастливой жизни.

Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н. М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».

  Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы). Что такое эпитет в литературе?

Темы

Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные характеристики: Текст написан мелодичным, лирическим языком, сверхъестественные события постигают героиню. Размер рифмы — это танец с перекрестной рифмой.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Фантазия пьесы относится одновременно к двум культурам:

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

Главной особенностью творчества Жуковского является использование символики русского фольклора.

Символизм русской культуры основан на использовании символического языка русского языка:

Еще одна черта романтизма в балладе «Светлана» — мотив мечтательности. Главная героиня оказывается перед выбором: либо она поддается своим сомнениям и теряет веру в волю отца.

Даже в момент страшного видения она скорее напугана, чем отчаялась. Девушка готова принять свою горькую судьбу, но не роптать на Бога и не обвинять Его в том, что Он не слушает ее.

  • русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
  • немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.

Светлана вознаграждена за свою храбрость возвращением любимого. В поэме жених описан всего несколькими словами, но ясно, что это честный и порядочный человек, достойный такой невесты, как Светлана.

Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но наибольшей популярностью у публики пользовалась «Светлана». В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», счастливый конец пришелся по вкусу читателю.

  • Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
  • Черный ворон, предвещающий смерть.
  • Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
  • Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.

В «Светлане» автор выражает мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приводит к добру. В своих работах Жуковский выделяет следующие темы:

Характеристика героев

Как человек с высоким уровнем образования, Жуковский не мог не задумываться над проблемой суеверий, широко распространенных среди неграмотных людей. Люди верили в самые безумные и нелепые приметы, магию, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что она предавалась языческим гаданиям в православный праздник Богоявления. Он лишь мягко упрекает ее: «О чем ты мечтаешь, Светлана?

В чем смысл баллады светлана

Основная идея баллады заключается в том, что не следует верить в приметы и гадальные сны. В трудную минуту человека поддерживает вера в себя и в Бога. Если он будет твердо стоять в своих убеждениях, все плохое пройдет.

Раскрытие темы и проблематика

 жуковский

  1. Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
  2. Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
  3. Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.
Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий