Что такое композиция. Что такое композиция в литературе?

Композиция в литературе — это построение художественного произведения. Именно композиция определяет воздействие текста на читателя, как гласит доктрина композиции: важно не только рассказать захватывающую историю, но и грамотно ее преподнести.

Что такое композиция

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Произведения искусства имеют особые законы построения.

В музыке, живописи и литературе их совокупность называется «композицией».

Композиция на картине

Нас в основном интересует композиция литературного произведения. Об этом мы и поговорим.

Композиция — это.

Термин происходит от латинского composition — «состав» и на практике означает примерно следующее:

Способность грамотно организовать ряд музыкальных, зрительных или словесных образов и гармонично распределить их между частями целого.

В литературе композиция — это создание художественного произведения. Она включает в себя ряд композиционных элементов и техник.

Анализ композиционных особенностей текста помогает понять, что для автора наиболее важно, на что он обращает меньше всего внимания, что хочет подчеркнуть.

Различают два типа композиции:

Внешняя область называется архитектурой. Это всегда очевидно, это показывает, как построен текст: сколько глав, абзацев, четверостиший.

Она связана с понятием повествования и состоит из описаний, отступлений, интерполяций, диалогов и других элементов. Композиция должна быть разбита от внешней структуры к внутренней.

Виды композиции

Существует пять типов композиции:

  1. Линейная. Характерна для большинства произведений. Сюжет начинается в одной точке времени и пространства, а заканчивается в другой. Схема движения традиционна: от настоящего – к будущему. Примеров множество: роман «Обломов» А.И.Гончарова, роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого, пьеса «На дне» М.Горького.
  2. Обратная. Движение происходит от настоящего к прошлому. Классический образец – роман В.Набокова «Машенька». На всём протяжении действия, ожидая приезда любимой женщины, герой вспоминает прошедшую историю их любви.
  3. Рамочная. Основной повествовательный эпизод «вставлен» в раму менее важных по значимости событий. Часто это выглядит как рассказ, изложенный от лица героя в дружеской беседе. Примеры: «Первая любовь» И.С.Тургенева, «После бала» Л.Н.Толстого, «Нетерпение сердца» С.Цвейга.
  4. Зеркальная. Отдельные сцены как бы отражают друг друга, при этом отражения не всегда совпадают, выделяя контрасты, либо совпадают так, что позволяют увидеть суть происходящего. Пример – «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Татьяна пишет Онегину, Онегин пишет Татьяне. Если наложить одну ситуацию на другую, получатся две истории о любви без ответа.
  5. Кольцевая. Известное стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» начинается так же, как заканчивается. Приём закольцовывания лирического сюжета помогает подчеркнуть ограниченность описываемого мира.
  Александр Пушкин ~ Узник (Сижу за решеткой в темнице сырой) Анализ. Кто написал стихотворение узник?

Приемы композиции

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
  2. Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
  3. Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.

В развитии сюжета существуют различные стадии прогресса. В центре сюжета неизбежно находится конфликт, но читатель не сразу осознает это.

Композиция сюжетная

  • Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
  • Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
  • Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
  • Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
  • В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.

Структура сюжета зависит от жанра произведения. Басня, например, всегда заканчивается моралью. Драматические пьесы классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были состоять из пяти актов.

Композиция сказки

Народная композиция имела свои неизменные особенности. Песни, колядки, сказки и басни были написаны по своим законам.

Сказки начинаются с народной сказки: «На острове Буяне, как в океане, в море…». Сказка часто рассказывается в стихах и порой далека от содержания сказки. Рассказчик использовал басню, чтобы привлечь внимание слушателей и ожидал, что они будут слушать ее, не отвлекаясь. Тогда он говорил: «Это сказка, а не сказка. Сказка была бы на первом месте».

  Михаил Лермонтов. Когда родился и умер лермонтов?

Затем последует начало. Самые известные из них начинаются словами: «Жили-были в тридесятом царстве…». Затем рассказчик продолжал историю, с ее героями, чудесными событиями.

Приемы сочинения сказок, троекратное повторение событий

Композиция сказки

Оцените статью
Дорога Знаний
Добавить комментарий