Появление нового культурного течения связано с огромной перестройкой общества, которая началась с Великой французской революции 1789-1794 годов и потрясла Европу в первой половине XIX века.
Что такое Романтизм в литературе
Романтизм в литературе — это движение, возникшее в конце XVIII века. Для него характерен контраст между реальностью и идеалами. Это век символических героев, идеальных героев. Они свободны и открыто проявляют свои чувства. Это литература мечты и фантазии, независимости и протеста против суровой реальности.
Романтизм также понимается как нереалистичный художественный метод, который писатели используют в своих произведениях. Таким образом, писатели выдвигают на первый план человека, его глубокую индивидуальность, интересы и волю, и литература становится очень личной.
Когда и где зародился литературный романтизм?
Романтизм возник как движение в Германии в конце XVIII века (1790-е годы). Он пришел на смену классицизму, уделяя больше внимания античной литературе и искусству.
Романтизм просуществовал до 1830-х годов. Возникшее в это время движение реализма стало набирать популярность среди представителей искусства. Это привело к тому, что романтизм постепенно отошел на второй план и вскоре был полностью забыт.
Какие черты присущи литературному романтизму?
- Всё описанное в ранних произведениях эпохи романтизма настолько не походило на реальность, что сначала романтизмом называли что-то необыкновенное и невозможное. Лишь к концу 18 века романтизм стал понятием, которое в него вкладывают сейчас.
- Романтизм занял место классицизма. В романтизме нарушаются законы искусства и литературы. Авторы не следуют ни законам жанра, ни законам развития сюжета в произведении.
- Приверженцы романтизма отображают конкретного человека, Личность с большой буквы. Этот человек, как правило, связан с автором. Автор либо видит себя в герое, либо наоборот свою противоположность.
- В литературе присутствует конфликт: либо внутренний конфликт героя, либо конфликт героя с обществом, которое его не понимает и не принимает.
- Литература перестаёт быть чем-то отвлечённым и далёким. В ней уже нет лаконичности: язык произведений эмоционален, присутствуют яркие эпитеты и метафоры.
- Описываются герои, которые не боятся бросить вызов устоям, обществу и отправиться за своей мечтой, искать своё счастье. Их не сковывают обязательства и не пугают приключения.
- Герои произведений этой эпохи всегда противопоставляют себя обществу. Они либо странствующие мечтатели, либо наивные, стремящиеся к идеалу люди, либо же, наоборот, те, кто разуверились в обществе и в своих мечтах и становятся критиками происходящего. Это и герои-одиночки, сражающиеся за отчизну против врагов.
- Герои близки к природе. Внутреннее состояние героя отражает его восприятие природы. Если внутри героя конфликт и бушуют страсти, то и пейзаж в произведении будет буйным, неспокойным. Причём природа никогда ничем не сдерживается, она свободна и не управляется человеком.
- Эгоизм, материальность мира, законы общества — это то, что герои не воспринимают. Они хотят сделать мир и человека совершенными, как в фантазиях.
- В своих произведениях романтики противопоставляют понятия: добро и зло, любовь и смерть, прошлое и будущее, разум и сердце, реальный несовершенный мир или мир мечтаний и фантазий.
История возникновения
Впервые он появился в Германии в 1790-х годах, а затем распространился по всей Европе. Предпосылкой его появления стал кризис рационалистических идеалов эпохи Просвещения. Французская революция 1789-1794 годов не принесла ожидаемых результатов, за ней последовали войны и якобинский терроризм. Разочарование результатами Французской революции привело к возникновению романтизма. Поэтому Французскую революцию можно рассматривать как начало романтизма.
Основателями романтизма были писатели Людвиг Тик, Новалис и братья Шлегель.
В каждой европейской стране темы романтизма в литературе имели свои особенности. В Германии — наиболее теоретическая, философская форма (представители — Гофман, Гейне). Для этого жанра в Англии были характерны революционные настроения (произведения Байрона и Шелли) и внимание к простому человеку. Французский романтизм уделяет большое внимание внутреннему миру, проблеме добра и зла (Гюго, Ж. Санд). Герои американских поэтов-романтиков отличаются цельностью характера, а тема борьбы с темными силами человеческой души встречается в произведениях Эдгара Аллана По.
Романтизм в России
В России романтизм начал развиваться в первой четверти XIX века. В этот период ранний русский романтизм появляется в творчестве В. Жуковского и К. Батюшкова. Романтизм как литературное направление пришел на смену своему предшественнику, сентиментализму, который к началу нового века изжил себя. Неоспоримой заслугой писателей-сентименталистов стало открытие того, что нормальные люди тоже обладают чувствами, что они тоже способны любить и страдать. Но сентиментальность основана на чувственности, она не идет дальше описания и демонстрации чувств, тогда как человеческие существа гораздо сложнее. Человеческий характер настолько неоднозначен и противоречив, что сам человек порой не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты, напротив, показывали человека в черно-белом свете, полностью отдаваясь какой-либо эмоции — хорошей или плохой. Открытие романтиков в начале 19 века заключается в том, что они увидели и показали, что человек — это многогранное существо, которое может совершать как хорошие, так и плохие поступки. Нельзя однозначно сказать: этот герой хороший, а тот — плохой. Именно поэтому так много дискуссий о романтических героях: плох или хорош Печорин, как определить поведение Онегина и т.д. Романтики открыли и подчеркнули неоднозначность человеческой природы. С приходом романтизма понятие положительного и отрицательного героя впервые исчезает из литературы.
В русской литературе существует два основных течения: революционно-дворянское (декабристы и Пушкин) и пассивно-дворянское (Жуковский и Батюшков). Жуковский считается основателем романтизма в России.
Основные черты романтизма
Романтизм как направление характеризуется следующими чертами:
- в центре романтического произведения стоял человек, который сталкивается с враждебным миром и противостоит ему.
- мир романтического произведения всегда стремится быть особенным, поэтому он предстает другим, необычным. Это воплощается либо в отъезде героя в экзотические страны, либо действия в эти страны, либо создание героем своего фантастического мира. Поэтому важной характеристикой романтизма является двоемирие. Первый мир – реальный, от него никуда не деться, второй – нереальный-мир, который существует только в воображении героя.
- разочарование всегда сопутствует романтическому герою, который обязательно страдает от трагической раздвоенности и от ощущения невозможности осуществления своих намерений. Поэтому романтический герой всегда неудовлетворен существующим положением.Это выражается в его поведении: замкнутость, постоянное печальное состояние, тревожность. Эти черты являются классическими чертами романтического героя.
- специфика романтизма – конфликт идеала с действительностью и его воплощение в одиноком герое.
Основными жанрами романтизма были баллада, лирико-эпическая поэма, психологическое повествование и элегия.
Романтизм в России.
Великая французская революция потрясла и Россию.
Но были и специфически русские условия для возникновения русского романтизма.
Отечественная война 1812 года показала величие и силу простого народа. Своей победой над Наполеоном Россия обязана народу; народ был настоящим героем войны. Но даже после победы большинство народа, крестьяне, оставались крепостными. Назревала вопиющая несправедливость. Но после войны Александр I не отменил крепостное право, а проводил гораздо более жесткую политику. В результате в российском обществе возникло сильное чувство разочарования и недовольства.
Происхождение слова «романтизм».
С самого начала существовали различные толкования этого термина — одни считают, что он происходит от слова «романтика», другие — от рыцарской поэзии в романскоговорящих странах.
Слово «романтизм» впервые было использовано как название литературного движения в 19 веке.
Особенности романтизма как литературного направления.
- Мистицизм. Романтики верят, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей. Иной мир – мистический, потусторонний, сверхъестественный, способный проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы.
- Фатализм — вера в судьбу. Жизнью человека, по мнению романтиков, управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в х романтических произведениях много таинственных предсказаний. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.
- Внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм .
- Эмоциональность – важнейшее с точки зрения романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.
- Необычная, экзотическая обстановка : далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны.
- Интерес к историческому прошлому, особенно средневековью, которое романтики считали временем зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, поэтому первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.